Даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени

ян френкель композитор

Песни Яна Френкеля (1920 – 1989), известного советского композитора – песенника, и музыка, написанная им к различным кинофильмам, по сей день воспринимаются так, словно они написаны совсем недавно. Он создавал незатейливые с виду, но необыкновенно проникновенные мелодии, которые хочется слушать снова и снова. Одна только песня «Журавли», написанная им на стихи Расула Гамзатова, живет уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш. А между тем 21 ноября 2020 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения композитора.

Другой композитор, Оскар Фельцман, как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. А ведь его перу принадлежит более трехсот (!) песен, инструментальных сочинений, музыки к семидесяти с лишним кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится музыкальная ностальгия: «Ян Френкель. О разлуках и встречах». Читатели, пришедшие на арт-встречу, познакомятся с биографией музыканта, чуть ближе прикоснутся к его жизни и творчеству. В исполнении тольяттинской исполнительницы Галины Демасюк послушают самые известные песни, слова которых написаны на музыку Френкеля и, наверняка, получат несравненное удовольствие, спев некоторые из них хором.

Сын клезмера

Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве, но официальным годом его рождения считается 1920-й год. Отец Яна – Абрам Натанович Френкель – был родом из Речицы Гомельской области. Работал он парикмахером, а музыкантом-клезмером подрабатывал играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. До революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги – и подстричь, и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.

Мать Яна Френкеля – Нехума Нухимовна Дымерец – происходила из города Дымер. Она работала белошвейкой и растила детей, а их в семье Френкелей было пятеро: два мальчика (Михаил и Ян) и три девочки (Марина, Татьяна и Зоя).

Раннее детство Яна прошло в поселке Пологи. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна долго болела и скончалась в 1936 году, когда мальчику было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы.

Детей помогла вырастить няня Мария. Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще он любил он изучать географическую карту. Ту карту, что висела у них на стене, знал наизусть.

Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. По-видимому, Абрам Френкель горько сожалел о том, что необходимость зарабатывать на жизнь когда-то помешала ему заниматься музыкой профессионально. И поэтому решил положить все силы на то, чтоб хотя бы его сын, когда вырастет, стал великим скрипачом. Занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».

С рождения у Яна было слабое здоровье, половину детства он провел в больницах и санаториях. Однако ни отец, ни впоследствии сам будущий композитор не считали частые хвори помехой для занятий музыкой.

Уроки обычно проходили в парикмахерской. В одной комнате Френкель-старший подстригал клиентов, а в другой, за приоткрытой дверью, водил смычком маленький Ян. Стоило сыну взять неверную ноту, как отец просил прощения у клиента, отправлялся в соседнюю комнату и «вразумлял» мальчика.

Муштра дала результаты. После переезда в Киев Ян был зачислен сразу в третий класс музыкальной школы.

Среди будущих звезд

А уже в 13 лет стал студентом Киевской консерватории. Отбор способных детишек проводился по всей стране. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации и тем, как мальчик «сжился» со скрипкой. Он взял его в свой класс, в котором, кстати, учился и Владимир Шаинский, будущий создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых. А мальчик, с которым он сидел за одной партой, Игорь Шамо, впоследствии стал автором киевского гимна «Как тебя не любить, Киев мой!». Игру Яна профессор Магазинер демонстрировал своим студентам как образец чистой игры на скрипке.

В школе Ян учился легко по всем предметам, любил математику. С первых же занятий он увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать, а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки. С помощью своего педагога он научился делать фортепианные переложения и оркестровки. И вскоре получил право посещать в Киевской консерватории занятия знаменитого композитора Бориса Лятошинского

Спустя много лет Ян Френкель отмечал в интервью, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты. Как музыкант-исполнитель он был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана…

Курсант «нестандартного роста»

22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне – Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.

Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.

В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров).

В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и поэтому для него постоянно приходилось брать добавку, а еще перешивать форму.

В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, Рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.

Фронтовой музыкант

По окончании училища будущего композитора направили на фронт. В 1943 году он был тяжело ранен. После выписки из госпиталя Ян Френкель вернулся в Чкалов, работал музыкантом в областной филармонии, в Концертно-эстрадном бюро: играл на скрипке, рояле. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки.

Его друг – саксофонист Александр Блехман после ранения под Ленинградом тоже попал Чкалов, где играл на ударных в том же оркестре, что и Френкель. Позже Блехман начал карьеру эстрадного актера, а Ян Френкель писал танцевальную музыку для его выступлений. И потом всю жизнь Френкель сохранял привязанность к танцевальному жанру, в первую очередь вальсу.

По состоянию здоровья Ян был признан негодным к несению воинской службы, но он снова попросился на фронт – музыкантом. Сначала служил концертмейстером во фронтовом театре эстрады на Карельском фронте, потом – во фронтовом филиале Московского театра оперетты, который возглавила Заслуженная артистка РСФСР, певица Клавдия Новикова (настоящее имя – Хавка Новак). Ян Френкель занимался музыкальным оформлением спектаклей театра, играл на скрипке, фортепиано и аккордеоне.

День Победы Ян Френкель встретил в Берлине. Как вспоминал сам композитор, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.

Семейное счастье

Со своей будущей супругой Ян Френкель познакомился в военные годы. Юная красавица-актриса Театра Красной Армии Наталья Лорис-Меликова, происходившая из старинного графского рода, стала ему верной подругой на всю жизнь. Вместе они прожили 45 лет, до самой смерти Френкеля..

После заключения брака супруги поселились в небольшой комнате коммуналки, где прожили много лет. Здесь в семье появилась дочь Нина, которую Ян Абрамович назвал в память о своей маме.

В ожидании прибавления в семействе вся родня уверяла, что у Натальи Михайловны непременно родится мальчик. И только Ян Абрамович утверждал, что это окажется девочка. Больше того, он в точности угадал дату рождения дочери. А в дальнейшем окружил ее нежной отцовской заботой и вниманием.

Правда, помня о методах преподавания собственного отца, он не позволил девочке заниматься музыкой. Ян Абрамович заявил, что одного музыканта в семье более, чем достаточно.

Вместо обучения нотной грамоте Нина била по мячу. Баскетболистка, участница молодежной сборной, она много ездила на соревнования по стране и за рубеж. В одной из поездок девушка познакомилась с будущим мужем, итальянцем, и в 1980 году переселилась в Италию. Своего первенца она с согласия супруга назвала в честь собственного отца..

Расставание со скрипкой

После войны Ян Абрамович, его супруга и дочь поселились в Москве, в коммунальной квартире в доме на Неглинной улице. В эти годы Ян Френкель работал музыкантом-исполнителем: сначала в Главном управлении цирков, затем в тресте ресторанов Москвы. Он продолжил совершенствовать свое мастерство скрипача, импровизатора, стал и отличным джазовым аккордеонистом – пригодились навыки, полученные во время службы во фронтовом театре.

Композитор и джазмен Юрий Саульский, слышавший игру молодого музыканта в послевоенные годы, высоко оценил его талант и «истовую влюбленность в джаз»:

– Всеобщее восхищение вызывал Ян Френкель. Звук его скрипки был очень теплым, полным, задушевным, интонации исключительно точными. Френкель также был талантливым импровизатором. Как сейчас вижу – большого роста, слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало. Скрипка была как бы его продолжением… Это был не просто виртуоз – это был настоящий артист джаза.

В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.

Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями – сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. Десятилетний опыт работы в качестве аранжировщика позволил ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране. И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом – инструментальные.

Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал. Писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для эстрадно-симфонических оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова, а позже – музыку к радиопостановкам. Некоторые произведения этого периода были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь.

Оптимальный вариант высказывания

Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне. Этот жанр стал для него «оптимальным вариантом высказывания». Начался новый этап творческой биографии.

Сам Ян Френкель так охарактеризовал свое обращение к жанру песни:

– Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы – годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека. Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов им были написаны первые получившие известность песни: «Дальняя песенка» и «Годы» – обе на стихи Марка Лисянского. За последующие 30 лет Ян Френкель стал признанным мастером песенного жанра. В рамках музыкально-просветительской и гастрольной деятельности он объездил всю страну и стал одним из первых композиторов-песенников, самостоятельно исполнявших собственные произведения в авторских концертах. Лучшим исполнителем своих песен был он сам.

Поддержка Шостаковича

Но не все гладко было в карьере Яна Френкеля. В середине 1960-х годов его чуть было не исключили из Союза композиторов: некоторым коллегам не понравилась его песня «Алма-Ата – не город, а сама мечта» на стихи Ю. Рихтера – веселая песня о столице Казахстана, написанная в популярных ритмах того времени. И, несмотря на то, что руководству республики эта песня пришлась по душе, в одной из газет вышла разгромная статья, а композитора вызвали на собрание, где, потрясая той самой газетой, начали критиковать его творчество.

Атмосфера накалялась. И тут на заседание Союза композиторов пришел Дмитрий Шостакович и поинтересовался, что происходит. К тому времени Ян Френкель уже был автором двух очень популярных в те годы песен: «Что тебе сказать про Сахалин?» и «Текстильный городок» – именно их и упомянули «критики», рассказывая Шостаковичу, о том, что, собственно, происходит.

Но Дмитрий Дмитриевич, к их удивлению, ответил, что песня «Текстильный городок» ему нравится, а вторую он никогда не слышал – и попросил поставить пластинку с записью. После прослушивания маэстро вынес вердикт: «Очень мелодично…»

После такой оценки Шостаковича Яна Френкеля оставили в покое, и больше вопрос о его исключении не ставился. Но можно только догадываться, о чем думал и что чувствовал Ян Абрамович на этом заседании.

В 1960-е годы началась активная гастрольная деятельность Яна Френкеля. С этого времени и до конца своих дней он часто ездил с концертами, в составе творческих делегаций по всей стране – от Прибалтики до Дальнего Востока. По словам самого Френкеля, «песня начинается со знания жизни. Сидя дома не напишешь о том, что делается, например, в Братске. Людей, ритм жизни, душевный настрой надо увидеть своими глазами! Потому что человеческий «климат» со временем меняется. И он знает молодость и дряхлость, и ему свойственны лихорадка, жар дерзаний и спокойное похолодание. Нужно уметь понять, почувствовать и все это передать в песне».

В одном из интервью композитор сказал, что, если бы позволяло здоровье, он приезжал бы домой только записать сочиненные произведения и снова отправлялся бы в путь. Так важны были для него эти впечатления. Возможно, такая потребность в непосредственном общении со слушателями сформировалась в нем еще во времена юности, когда он «кочевал» по фронту в составе концертной бригады…

Как создавались «Журавли»

В кино музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в 1965 году. До этого в его фильмографии значились только мультипликационные работы.

Путевку в кинематограф дал Френкелю выдающийся актер и певец Марк Бернес. Тогда он часто исполнял популярную в те годы песню Яна Френкеля «Я спешу, извините меня», написанную им на стихи Константина Ваншенкина. И вот однажды к Марку Наумовичу пришел молодой артист Владимир Ивашов с просьбой разрешить ему спеть эту песню в кинофильме «Тетка с фиалками» режиссера Павла Любимова. Нужно отметить, что певцы того времени довольно ревностно относились к песням своего репертуара, но Марк Бернес не стал возражать. И песня Яна Френкеля вошла в кинокартину.

Ян Абрамович всегда очень тепло отзывался о творчестве Марка Бернеса. Он считал его манеру исполнения эстрадной песни эталонной. Марк Наумович охотно исполнял песни Яна Френкеля, в его репертуаре были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка» и другие.

Композитор всегда считал исполнителя соавтором песни, а в отношении Марка Бернеса это было справедливо вдвойне: ведь он очень часто сам задумывал песню, находил для нее стихотворение и отдавал его композитору, который, по его мнению, мог наиболее точно воплотить замысел, отбирал варианты.

Так произошло и с самой знаменитой песней – как в творчестве Яна Френкеля, так и в репертуаре Марка Бернеса – «Журавли». Именно Марк Наумович обратил внимание на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, напечатанное в журнале «Новый мир». Бернес принес его Яну Френкелю, помог доработать стихотворные строки так, чтобы они стали более песенными и адресованными самой широкой аудитории.

Увы, «Журавли» стали последней песней, исполненной и записанной на пластинку Марком Бернесом. После его смерти, по просьбе Яна Френкеля, «Журавли» в течение года не звучали больше ни в чьем исполнении.

«Ян был настоящим евреем»

В жизни Ян Френкель был человеком удивительного обаяния. Близких друзей он называл уютным идишским словом «кецеле». Люди, общавшиеся с Яном Абрамовичем, вспоминают о нем как о добросердечном, отзывчивом, глубоко интеллигентном, высоко порядочном человеке, внимательном к трудностям других. Всем в его присутствии становилось надежно, спокойно и уютно на душе.

А еще композитор обладал тонким чувством юмора, много читал, собирал книги – их он привозил почти из каждой поездки. И сам обладал публицистическим даром: писал статьи по различным вопросам музыкального искусства. Описывал свои впечатления от поездок по стране и миру, отзывался на значимые явления искусства, делился своими воспоминаниями и отзывами о других артистах.

К примеру, в одной из работ композитор вспоминал, как в 1986 году вместе с актером Андреем Мироновым слушал знаменитый концерт Владимира Горовица в Москве, в другой – писал о гастролях джазового квартета Дейва Брубека, в иных – тепло отзывался о творчестве Майи Кристалинской, Людмилы Тумановой, коллег-композиторов.

Люди, с которыми Ян Френкель длительно сотрудничал, часто становились его друзьями. Композитор Юрий Рабинович, с которым они объездили весь Дальний Восток, сказал о нем так:

– Ян был настоящим евреем и гордился этим. Общаться и работать с ним было приятно, очень приятно. Таких воспитанных, культурных и честных людей сейчас нет!

После смерти композитора Юрий Григорьевич организовал во Владивостоке фестиваль «Утро планеты» имени Яна Френкеля. К сожалению, в настоящее время фестиваль больше не проводится.

«Ди хасене из гевен ин дер казарме»

В 1990-е годы нью-йоркский журналист Ефим Горелик опубликовал свои воспоминания о встрече с Яном Френкелем. Встреча произошла в купе поезда Москва-Минск. Бывшие фронтовики разговорились, вспоминали военные годы. Постепенно беседа перешла на тему семьи, затем говорили о музыке. В итоге журналист исполнил свою любимую песню на идише, а Ян Френкель спросил, знает ли он «Di khasene iz geven in der kazarme» – и ее они спели уже вместе.

Между тем, была и у самого Яна Френкеля фактически неизвестная сегодня слушателям песня, написанная на стихи И. Котляра на идише: «Dos mejdl fun Odes». Она повествует об одесской девушке Ханке, которая ушла на фронт медсестрой и не вернулась. Возможно, в этом стихотворении Яну Френкелю виделись некоторые отголоски личной темы: его старшая сестра Татьяна в годы Великой Отечественной войны тоже ушла на фронт добровольцем и погибла.

Песни для близких друзей

Яну Френкелю было доступно все – он мог писать музыку совершенно разнообразную по характеру, стилю и жанру, тонко улавливал суть режиссерского видения кинофильма.

Френкель написал музыку к таким известным в свое время кинолентам и мультфильмам как «Белые росы», «Бегущая по волнам», «Приключения желтого чемоданчика», «Женщины», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Вылет задерживается», «Двое в пути», «Неисправимый лгун», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Подвиг Одессы», «Стойкий оловянный солдатик», «Бабушкин зонтик» и др.

Поэтами-соавторами Яна Френкеля – или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев – и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами». Некоторые из них звучат и в наши дни, но большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август…»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок…»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»…

Песню Яна Френкеля «Калина красная» часто принимают за русскую народную. Таковой посчитал ее даже выдающийся дирижер, композитор и знаток русской музыки Евгений Светланов. Тот факт, что песня до такой степени «ушла в народ», Ян Абрамович считал высшей оценкой своего мастерства.

К большому сожалению, совсем мало известна в наши дни инструментальная музыка Яна Френкеля. Трогательная или трагичная, беззаботно-веселая или задумчиво-элегичная, то романтически возвышенная, то искрящаяся юмором или нотками гротеска, она всегда наполнена неповторимым внутренним светом, особым магнетизмом и теплом души автора.

Песни Яна Френкеля исполняли ведущие отечественные певцы и певицы того времени, работавшие на эстраде: Марк Бернес, Нина Бродская, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Анна Герман, Владимир Ивашов…

Но у композитора были собственные, вполне справедливые, требования к качеству исполнения каждой своей песни. Об этом он говорил так:

– Признаюсь откровенно: я редко получаю удовольствие, слушая свои песни по радио или с эстрады. Иногда мне становится стыдно – неужели это я написал? Может быть, я просто придираюсь? Может, меня мучает своеобразная авторская ревность, и я хочу, чтобы все воспринимали мою песню именно так, как воспринимаю ее я? Нет, я смело могу отвести от себя такое подозрение. Недавно я слышал, как поет «Русское поле» Арташес Аветян. И мне не мешал ни акцент, ни совершенно для меня необычный подход к нотному тексту. Потому что этот певец понял песню нутром, растворился в ней, стал ее частицей. И если у меня порой действительно появляется желание защитить каким-то образом свою бедную музыку, то происходит это вовсе не из-за разногласий в трактовке. Я имею в виду грубые исполнительские погрешности и прямые недоработки. К сожалению, и на эстраде брак – не редкость.

Ян Френкель писал музыку для выступлений Ефима Березина и Юрия Тимошенко (комический дуэт Тарапуньки и Штепселя), Марии Мироновой и Александра Менакера, Аркадия Райкина (так, для него в соавторстве с Игорем Шафераном была написана песня «Добрый зритель в девятом ряду»), Юрия Никулина (на его стихи Ян Френкель создал песню о жизни артистов цирка «Необыкновенный отель») и других артистов.

Близким другом композитора был актер Андрей Миронов. Он являлся для него «связующим звеном между старым поколением актеров и новым». Интересно, что у семьи Мироновых-Менакер была как бы «своя» мелодия, написанная Яном Френкелем. Изначально она звучала в инструментальном варианте в спектакле Марии Мироновой и Александра Менакера «Мужчина и женщины», а много позже к этой музыке, уже для собственных выступлений, попросил сочинить слова их сын – так родилась песня на стихи Роберта Рождественского «Я выхожу на сцену».

В 1985 году Андрей Миронов поставил в московском Театре Сатиры спектакль по пьесе Григория Горина «Прощай, конферансье», об артистах фронтовой концертной бригады и исполнил там главную роль. Конечно, эта тема была необычайно близка Яну Френкелю, написавшему прекрасную музыку к постановке. А в 1987 году Миронов записал в сопровождении ансамбля «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина пластинку «Это песня для близких друзей…», полностью состоявшую из песен Яна Френкеля.

«Какой же он народный артист, если он композитор?»

В 1970-е годы Ян Френкель выиграл конкурс на новую оркестровую редакцию Гимна СССР. Комиссия изучила множество вариантов, созданных авторитетнейшими музыкантами страны. Каждая из версий исполнялась под номером, без указания имен авторов. В результате комиссия выбрала именно оркестровку Френкеля. Так получил высшее признание его дар оркестровщика-аранжировщика, проявившийся еще в детстве и отшлифованный в процессе десятилетней работы в Музфонде.

А в 1979 году Ян Френкель был избран заместителем председателя Правления Союза композиторов РСФСР. Коллеги вспоминали, что назначение его на этот пост порадовало тогда многих – трудно было бы найти более отзывчивого, ответственного, справедливого человека.

Ян Френкель был одним из организаторов и членом жюри многих музыкальных фестивалей и конкурсов: в Сопоте, Сочи, Москве, Ленинграде, Владивостоке и других городах, а также дней национальной музыки в различных регионах страны. Продолжались его поездки и как композитора-исполнителя собственных песен. Ян Френкель обладал очень приятным тембром голоса, а звук его игры на фортепиано отличался особой красотой и выразительностью. Обычно композитор аккомпанировал себе сам – там, где не было пианино, он брал в руки аккордеон, гитару или скрипку.

В 1982 году Яну Френкелю была присуждена Государственная премия СССР – за песни последних лет.

Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах – получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.

Всем были известны несгибаемая принципиальность и честность Френкеля, хотя ему самому эти качества порой доставляли только неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а

Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет – в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»

«Придут иные времена…»

Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь?» (на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года.

Несмотря на слабые легкие, Ян Абрамович был заядлым курильщиком. Эта вредная привычка привела в итоге к непоправимым последствиям. В конце 1980-х ему поставили диагноз – рак легких. Втайне надеясь на исцеление, Ян Абрамович перебрался в Латвию, на курортное побережье Балтийского моря. Но смена климата не помогла, и в 25 августа 1989 года композитор скончался. Произошло это в Риге. Прощались с ним под «Журавлей» в исполнении М. Бернеса – песню, к которой Френкель когда-то написал одну из своих лучших мелодий.

В 1990 году друзья композитора провели серию концертов его памяти.

А в 2000 году по инициативе Иосифа Кобзона на доме, где Ян Френкель жил последние годы, была открыта мемориальная доска. Также в Запорожье в 2019 году установили памятный камень с именем Яна Френкеля. Он стоит на аллее выдающихся людей, чья жизнь была связана с этим краем.

Внук Яна Френкеля – Ян Александрович Френкель тоже стал музыкантом. В интервью он вспоминал, что дедушка принимал активнейшее участие в его профессиональном становлении, поощрял склонность к джазу, учил основам эстрадно-джазовой оркестровки и игре на аккордеоне. В доме была отличная коллекция аудиозаписей джазовых музыкантов: Ян Абрамович собирал записи Стефана Граппелли, Оскара Питерсона, Арта Тейтума, Дюка Эллингтона и многих других.

В 1991 году внук Френкеля эмигрировал в США, где окончил Манхэттенскую школу музыки как композитор. Он стал отличным оркестровщиком, джазовым пианистом, органистом и аккордеонистом, автором многих сочинений. В наши дни Ян Френкель-младший работает директором отделения инструментальной музыки Академии Береговой охраны США, руководителем нескольких ансамблей и преподавателем джазового фортепиано, ведет активную гастрольную деятельность, выступает с известными джазовыми музыкантами современности.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

P.S. Письмо от читателя:

Мои дорогие! Спасибо огромное за статью о Яне Френкеле. Только хотелось бы кое-чем ее дополнить.
– Френкель собирался на футбольный матч в Киеве на стадионе им. Хрущева (ныне это знаменитый НСК Олимпийский). В Киеве Френкель жил на улице Жилянской, причем в доме, который находился рядом со стадионом. Именно поэтому НСК — то место, которое должно служить храмом памяти о Яне Френкеле. Туда нужно входить особо!
– К сожалению, Юрий Григорьевич Рабинович умер в феврале 2014 года. Он мне поведал, что Френкель хотел записать еще одну пластинку с Андреем Мироновым, но после выхода пластинки «Эта песня для близких друзей» Андрея Миронова не стало… Сам Рабинович хотел проехать с Френкелем по всему СССР в течение около пяти лет, но Френкель в 1989 году умер, а проехать им удалось лишь Дальний Восток (Приморье и Хабаровский край).
– Яник Френкель не только музыкант, но он также блестяще плавает на байдарке, спортсмен-любитель. Он участвовал в соревнованиях, при этом все время занимал первые места, а один раз обскакал даже олимпийского чемпиона, который занял всего лишь четвертое место.
– Военное училище, где Френкель учился в Оренбурге, ныне ликвидировано. Там сейчас то ли кадетская школа, то ли что-то еще… В декабре сего года в Оренбурге на доме, где жил Френкель, будет открыта мемориальная доска.
Пока на этом все. Еще раз спасибо за статью.
С глубоким почтением, София Шнайдер

Литература:

1. Ваншенкин К. Я. Писательский клуб. – М.: «Вагриус», 1998.
2. Вечерний звон. – М.: «Вагриус», 2003.
3. Казенин В. И. Мы – большие друзья. – М.: «ИД Композитор», 2007.
4. Кикнадзе А. В. Бакинская подкова. – М.: «Азеррос», 2003.
5. Колкер А. Н. Лифт вниз не поднимает. – СПб.: «ЛИК», 1998.
6. Марягин Л. Г. Изнанка экрана. – М.: «Детектив-пресс», 2003.
7. Савельзон В. Л. Оренбургская история в лицах. – Оренбург, 2000.
8. Танич М. И. Играла музыка в саду. – М.: «Вагриус», 2001.
9. Фельцман О. Б. Не только воспоминания. – М.: «Олма-пресс», 2000.
10. Шмыга Т. И. Счастье мне улыбалось. – М.: «Вагриус», 2001.

Интернет:
1. Статья: Композитор Ян Абрамович Френкель / Наталья Кучевская