Майские праздники мы решили посвятить путешествию. Поскольку отдых за границей сейчас либо недоступен, либо дорог, выбрали отечественный маршрут и отправились в Дагестан.
Планировали пожить по пять дней в Дербенте и Махачкале, обязательно побывать в Каспийске и других знаковых местах Северного Кавказа.
Прибыльные камни
Из Курумоча в Махачкалу мы долетели быстро – за два часа. Дагестан встретил нас почти тридцатиградусной жарой, которая совсем не ощущалась из-за сильного ветра с Каспия.
Самолет остановился практически возле входа в здание аэропорта, но нас все равно погрузили в автобус и повезли. Правда, ехали мы всего пятьдесят метров.
Аэропорт удивил скромными размерами.
Из рабочей лошадки, которая когда-то была «Приорой», таксист выжимал предельную скорость.
До сих пор удивляюсь, как мы не попали в ДТП. При этом водитель успевал мониторить свой телефон и разговаривать с нами.
О себе сообщил, что родом он из села, сейчас живет в Дербенте, а по национальности – табасаранец.
Я мысленно вспомнил, что язык табасаранцев считается одним из самых трудных в мире, хотя беседа шла на русском. Когда таксист узнал, что мы из Тольятти, первым делом спросил:
– Зачем машины такие дорогие делаете, а?
Надо заметить, что в Дагестане основной автомобильный ряд представлен вазовской продукцией: «классикой», «десятками» и «Приорами». У огромных коттеджей, конечно, стояли иномарки, на дорогах изредка мелькали «Нивы».
Знаете, какой был второй вопрос? Насколько автомобили в Тольятти дешевле, чем в других городах? Мой ответ, что особой разницы нет, его вполне устроил. Ловко подрезав очередной грузовик с огромными булыжниками, таксист с некоторой завистью заметил:
– Перевозить камни – очень выгодно!
И привел расценки. Я понял, что камни в этих местах дороже пассажиров, и тихо вздохнул, ведь их перевозят более бережно, чем нас.
Уже потом узнал про мелкую хитрость с грузоперевозками. На федеральных трассах есть весовой контроль, но все водители знают, как именно действует система. И прячут под специальными шторками номера грузовиков. На рынках эти шторки продают по 150-200 рублей.
Что касается таксистов, то у них повсеместно другая фишка – отмена вызова. Чтобы не платить с каждой поездки общую комиссию в 22 процента. Табасаранец это сделал в первую очередь, правда, спросил у нас разрешение.
Свой колодец
Путешествуя по стране, мы впервые решили снять квартиру. Договорились с хозяйкой заранее, ориентируясь на стоимость и… фотографии.
На месте оказалось, что в однокомнатной квартире здесь прятали двушку: кухню перенесли в прихожую, а освободившуюся площадь переоборудовали в спальню. Чтобы при необходимости можно было разместить четыре человека.
Пятиэтажка располагается в самом центре Дербента: по одну сторону – мэрия с думой, по другую – мемориал с Вечным огнем, а напротив – площадь Свободы с памятником Ленину.
Несмотря на это, жилое здание, как и многие тут, стоит обшарпанное. В подъезде грязно, зато у каждой квартиры – красивая металлическая дверь. На Кавказе входным воротам (квартиры или коттеджа, не важно) придают особое значение, делая их чуть ли не произведением искусства.
В самой квартире – чисто, аккуратно и есть все, даже те самые мелочи, без которых можно обойтись несколько дней. Гостеприимные хозяева!
В Дербенте меня удивили жилищные кентавры. Термин мой, объясню его значение. Это когда к обычной пятиэтажке приделаны пристрои на одну или две семьи. Этажность пристроев разная, обычно – два яруса, но видел и три.
В «нашей» пятиэтажке отсутствуют батареи, зато нет перебоев с водой. Туристы иногда жалуются в соцсетях, что в дербентских гостиницах воду включают по графику. Как рассказали соседи, они, устав от неритмичной подачи, отказались от централизованного водоснабжения.
– Мы выкопали свой колодец.
– Пробурили?
– Да, выкопали, а в подъезде на подоконниках поставили электронасосы. У нас вода известковая!
Это было сказано с некоторой гордостью. По вкусу вода немного отличается от тольяттинской, но чай пить можно. И перед каждым кипячением лучше наливать новую, иначе в чайнике будет мутный осадок.
Лепешки и пиявки
Еще меня удивили местные рынки. Такое ощущение, что здесь по-прежнему 90-е годы: помещения, похожие на гаражи, допотопные весы и неупакованные продукты, которые не укрыты пакетами. Лепешки могут лежать на клочке газеты, а сыры – обдуваться пыльным ветром.
Сетевых магазинов мало, зато великое множество лавочек. Там рядом с моющимися средствами лежат колбаса и хлеб, какое уж тут товарное соседство.
Меня удивила одна такая торговая точка. Под вывеской «Продукты» висело большое объявление о продаже свежих пиявок.
Мы прошли мимо, так и оставшись в неведении: то ли сами лечебные гермафродиты здесь в качестве пищи, то ли добытая ими кровь. Шучу, конечно, но…
Что касается цен, то на многие продукты они чуть ниже, чем в Тольятти, есть и существенная разница, если ориентироваться на фрукты-овощи.
На Первомай, например, купили клубнику, отдав за килограмм 300 рублей. Красивая, но кис-ла-я! И какая-то полиэтиленовая. Точно такую же у нас продавали за 700 рублей, уверяя, что она своя, не турецкая.
И еще штрих. Удивила привычка дербентцев сушить белье прямо на улице. Даже в центре города, в двух шагах от мэрии, висят веревки с полотенцами и бельем. Если дом одноэтажный, то сушилки расположены возле тротуара. В первые два дня было неловко проходить мимо, а потом… привыкли.
Две тысячи или пять?
Когда в Тольятти выпал снег, здесь тоже похолодало – до плюс двадцати. И пошел мелкий дождь. Впрочем, он не испортил нам праздничного настроения, лишь скорректировал туристические маршруты.
Раньше считалось, что Дербент – самый южный и самый древний город в нашей стране. Потом, как мне рассказывали местные жители, власти региона решили взять верх.
Махачкалинцы, ориентируясь на свои документы, снизили возраст города с пяти тысяч лет до двух. Зачем, спросите вы? Есть разные версии на этот счет. Одно скажу, без одобрения федерального центра вряд ли регионалы решились бы на такое.
Прошлым летом сюда прилетал руководитель страны. Дербентцы этим удачно воспользовались, и он посоветовал властям Дагестана восстановить историческую справедливость.
Глава республики Сергей Меликов вскоре заявил, что воспринял просьбу Владимира Владимировича как указание, отныне Дербент – это колыбель всемирной истории, ему пять тысяч лет.
Но «двухтысячная» символика до сих пор сохранилась на дорожных указателях и… коробках с конфетами. Зачем все разом ломать?
Кстати, в Дербенте, как и в других городах Дагестана, спокойно стоят огромные памятники Ленину. В хорошем, между прочем, состоянии.
В Дербенте самая древняя мечеть, самая древняя крепость и много еще самого-самого.
Мы были в музеях, осматривали памятники, на площади Свободы ходили по стеклянному «настилу» (внизу фрагменты раскопок). Такие прозрачные «саркофаги» есть в Казани и Свияжске. Все наши маршруты описывать не буду, расскажу лишь о главном – в крепость Нарын-Кала.
Ворота для невольников
В старой части Дербента много достопримечательностей, хотя не на все из них можно пройти. Например, маяк находится далеко от моря, оставаясь при этом действующим объектом.
Смотритель с семьей живет возле башни, отгородившись высоким каменным забором. Говорят, у него там есть даже сад-огород. Рядом, кстати, расположены жилые дома и начало так называемой туристической мили, ведущей к крепости.
Тут же, на площади, в обрамлении качелей – каскад поющих фонтанов. Красивое зрелище, когда их вечером включают! Трижды сюда приходили и трижды радовались как дети разноцветным брызгам и красивой музыке.
В цитадель поднимались дважды. Обычно мы так не поступаем, экономя время. А тут не смогли отказать себе в удовольствии походить по горам и прикоснуться к древним стенам.
Когда пошли первый раз, я обратил внимание на яркое пение птиц. В тех местах из-за соленой почвы деревья растут не очень, поэтому поискал глазами, где могут быть соловьи.
Оказалось, что это «поют» столбы, на которых установлены динамики. И все равно здорово, улыбаться хочется.
По дороге в цитадель есть красивый мост, на котором гости города очень любят фотографироваться. Затем начинается подъем в горы. Таксист, желая заработать, убеждал нас, что в крепость трудно пройти. Нормально поднялись, благо тут сделаны хорошие дорожки с лавочками.
Цитадель очень древняя, вместе с огромной каменной стеной, «сбегающей» к морю, она служила в давние времена преградой для завоевателей. А здесь проходили армии всех известных полководцев, в инете об этом много написано, не буду повторяться. Русские войска побывали здесь дважды, в том числе под предводительством Петра I.
От гор до моря – три километра, вот его и перекрыли высокой и толстой стеной, оставив лишь ворота. Дербент стоял в цепочке Великого шелкового пути, так что караваны с пряностями, тканями и невольниками проходили через эти «горловины» и платили солидную дань.
Сегодня в крепости расположены бывшие смотровые бойницы, ханская канцелярия, баня, две тюрьмы: зиндан (подземная) и гауптвахта (отдельное здание). И много чего еще, включая музейные выставки древнего оружия и домашней утвари.
Кто любит историю, разочарован точно не будет. И блогерам тут раздолье – можно сделать великое множество интересных снимков.
Спустившись с гор, мы побродили по прогулочной зоне в центре Дербента, которую тут называют улицей счастливых людей. Там много кафешек, сувенирных лавок и памятников. Не знаю, как именно здесь насчет счастья, я бы назвал это место немного иначе – улицей беззаботных людей…
Окончание следует…
Виктор Зимогоров, Тольятти – Дагестан – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 18 (1504) 17.05.24