«Да, такого зверства, как в этот день, я давно не видел!»

Недавно мне посчастливилось побывать в пресс-туре по Парковому комплексу истории техники им. Сахарова.

Я туда ехала далеко не в первый раз, но многое оказалось внове. Например, впервые удалось увидеть космический спускаемый аппарат (до этого видела подобное только в Москве в главном музее космонавтики), дельтапланы, луноходы, кабины пилотов-высотников и многое другое. Кстати, еще один спускаемый аппарат сейчас находится на реконструкции за пределами города.

Еще одно открытие — поезд, из которого можно было запустить боевую баллистическую ракету! Этот мною малоизученный уголок музея находится как бы отдельно от основного массива, и возможно туда добираются не все желающие. В подводной лодке (когда ее открыли для посещения, я побывала там одна из первых) стало интереснее, в интерьерах появились посуда, постель, одежда, фотографии и другие следы «присутствия экипажа». К тому же благодаря новой аудиосистеме голос экскурсовода слышен во всех отсеках, и совсем не важно, как далеко вы находитесь от гида! Но самая потрясающая фишка — это постоянный звук сонара, он как ничто иное дает ощущение, что вы находитесь под водой в настоящей военной подлодке.

О планах музея и наработках было рассказано немало, сейчас многое уже воплощается. Комплекс перешел на летний график работы — с 8 утра до 8 вечера (учтите, что касса открыта до 19.00), без выходных. Удалось найти спонсоров, чтобы покрасить почти два десятка экспонатов.

Неожиданная грусть прозвучала из уст руководства парка, когда оно объявило, что на День Победы вход на авиашоу и вообще в парк будет свободным. 9 Мая 2016 года в Парковый комплекс истории техники имени Константина Сахарова пришли свыше 12 тысяч человек. Казалось бы, надо радоваться такой популярности и востребованности комплекса. Однако некоторые гости музея вели себя как дикари: ломали технику, взбирались на экспонаты, выбивали стекла…

9 мая 2017 года я угодила в жуткую пробку, которая началась еще напротив второго квартала. Люди стремились увидеть пилотажную группу «Русь». Авиашоу я смотрела по пути к парку, народу за пределами комплекса — тьма-тьмущая, а сколько внутри… По данным музейщиков, в этот день парк посетили 50 тысяч человек! Дети лезли во все отверстия самолетов и иной техники, вандалы открыли даже те люки, которые запираются на специальный ключ. Огромный самолет, по крыше которого туда-сюда бегали люди, то клевал носом почти до земли, то приседал на заднюю часть. Это было жутко, казалось, что самолет или перевернется, или просто начнет разваливаться на куски.

По свидетельству сотрудников парка, «любимыми жертвами «бесноватых» остаются автомобили и самолеты. Они слишком доступны для вандалов и страдают больше танков или паровозов». Вандалы открывают кабины и бьют стекла, развинчивают целые узлы, ломают замки и запоры, гнут металл и способны отвинтить заржавевшую гайку без разводного ключа. «А ведь незакрытое окошко, люк или кабина — это 100% попадание осадков и пыли в кабину или салон, следовательно — скорейшее разрушение редкого, возможно единичного экспоната-памятника», — сетуют музейные работники. Любой, кто был на массовых праздниках, может подтвердить, с каким маниакальным упорством взбираются иные взрослые и дети на капоты и крыши «Студебекеров», ЗИСов, МАЗов, как проваливаются под ногами вандалов отреставрированные капоты и крыши автомобилей, плоскости самолетов.

Вот комментарий очевидца в социальной сети: «Да, такого зверства, как в этот день, я давно не видел! Больше всего поразило, как родители подсаживали детей в крохотный иллюминатор Ми-26, не думая, какой опасности подвергают своих чад. Внутри вертолета очень много острых элементов, а вдобавок весь корпус наглухо заварен и света там нет. Если ребенок упадет и получит травму, то вынимать придется спасателям. И они еще говорят, что любят своих детей!»

Елена Кочева, «Площадь Свободы»
ekocheva@yandex.ru

дети на экспонате Музея им.Сахарова

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников