Что значит для Тольятти Индустриальный парк «АВТОВАЗ»

    алексей востриков тольятти

    Индустриальный парк «АВТОВАЗ», основанный в октябре 2016 года как структурное подразделение предприятия, опираясь на поддержку региональных властей, решает важные задачи по диверсификации экономики города Тольятти. Директор индустриального парка Алексей Востриков в интервью изданию рассказал о планах по развитию площадки и ее наполнению резидентами.

    — С какой целью был создан индустриальный парк (ИП) и насколько ему удается решать поставленные задачи?

    — Индустриальный парк является долгосрочным инвестиционным проектом, который решает два важных вопроса — экономический и социальный. Это проект развития как для АВТОВАЗа, так и для всего Тольятти.

    В результате оптимизации производственных процессов на АВТОВАЗе появились свободные площади, не задействованные в основном производстве — это сотни тысяч квадратных метров, которые необходимо содержать. По решению руководства предприятия в конце 2016 года был создан индустриальный парк для привлечения на свободные площади сторонних компаний.

    Это российские и зарубежные производства, часть из которых связана с автопромом. Компании приходят в индустриальный парк, организовывают новые производства и создают рабочие места, которые очень востребованы в Тольятти.

    — Чем отличается индустриальный парк «АВТОВАЗ» от других площадок в Тольятти, направленных на развитие города?

    — Бизнесмены нередко путают понятия ТОР, ОЭЗ, технопарк, индустриальный парк. В отличие от ОЭЗ «Тольятти» и технопарка «Жигулевская долина», которые построены в чистом поле и сегодня представляют собой, условно говоря «пятизвездочные» площадки, АВТОВАЗ предоставляет резидентам уже готовые производственные помещения.

    Благодаря инвестициям предприятия в ремонт и реконструкцию главный корпус индустриального парка приводится в соответствие с современными промышленными стандартами. В нем резидентам предоставляются в аренду площади, а также весь комплекс технологических ресурсов для ведения производственной деятельности.

    Из более 100 тыс. квадратных метров главного здания половина уже занята производствами, еще примерно 20% зарезервировано существующими резидентами под расширение производств — сейчас там идет активная подготовка площадей. В четырехэтажном административном корпусе расположены офисные помещения, гардеробы, душевые, столовая, фельдшерский пункт, на улице внутренняя и внешняя парковки.

    — Сколько резидентов сегодня разместили свои производства в ИП?

    — Первым предприятием, запущенным на территории парка, стало производство компании «Металлист-Тольятти», которая выпускает продукцию для аэрокосмической отрасли. Всего у нас 11 резидентов, которые создали более 1,6 тыс. рабочих мест.

    Шесть компаний являются резидентами территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», что дает им соответствующие льготы, касающиеся налогов и сборов в бюджет. Среди наших резидентов — Сбербанк, о котором стоит сказать отдельно.

    — Как бы вы могли охарактеризовать площадку Сбербанка?

    — Колл-центр Сбербанка размещается в двух отдельных офисных зданиях, общей площадью 13,5 тыс. квадратных метров, отремонтированных по специальному дизайн-проекту банка. АВТОВАЗ совместно с правительством Самарской области инвестировали средства в подготовку площадки. Сейчас на ней работают порядка 1,3 тыс. человек. Вторая очередь была торжественно открыта в августе. Резидент готов расширяться и брать на работу новых сотрудников.

    — Кто и как может стать резидентом индустриального парка «АВТОВАЗ»?

    — Все очень просто: приходишь, заключаешь договор аренды, принимаешь площади по акту, ставишь свое производство. Конечно, все это должно удовлетворять взаимным требованиям. У нас нельзя разместить производства, которые повышают класс пожароопасности, поскольку мы не хотим подвергать риску производства резидентов. Во всем остальном мы открыты для сотрудничества с новыми компаниями.

    — Сегодня в Тольятти и в Самарской области в целом предложений по размещению производств в индустриальных парках достаточно много. Почему компании выбирают АВТОВАЗовскую площадку?

    — Во-первых, у нас конкурентное ценовое предложение по аренде — 130 рублей за квадратный метр производственных площадей и 250 рублей в офисной части — это достаточно доступная цена, если сравнивать с другими площадками.

    На территории парка работают семь мостовых кранов, некоторые резиденты заходят к нам именно в связи с их наличием. Комплекс услуг входит в стоимость аренды.

    Мы занимаемся и клинингом, причем убираем не только внутренние площади, но и улицу, что очень важно зимой. Это и охрана, и работа административно-технической команды. Кроме того, мы помогаем резидентам в обеспечении производств кадровыми ресурсами.

    Европейский подход к работе с резидентами, характеризующийся вниманием и открытостью — все это делает наш индустриальный парк привлекательным.

    Мы продолжаем подготовку площадей для резидентов. Наряду с уже красивыми площадками (а промышленность — это красиво!), мы наводим порядок на соседних участках.

    — На какой срок заключаются договоры аренды?

    — От года до 10 лет. Мы гибко подходим к потребностям резидентов и не навязываем строгих обязательств. Если компания захочет выйти из индустриального парка через три года, она спокойно может это сделать, в соответствии с договором.

    — Существует ли «борьба за резидентов» между подобными площадками?

    — Если говорить о конкуренции за резидентов между индустриальными парками региона, то производственных площадок для размещения сегодня недостаточно. Компаний, желающих вести производство в Тольятти, достаточно много, в том числе благодаря ТОР «Тольятти».

    Сам статус территории опережающего развития — это не панацея для бизнеса. Компаниям нужны еще квалифицированные рабочие и инженерные кадры, сильная образовательная база, нужен рынок сбыта продукции, транспортная инфраструктура. Все это есть в Тольятти.

    — У вас есть текучка резидентов?

    — Нет. Была одна итальянская компания, связанная с автопромом, у которой здесь «не срослось» с рынком сбыта продукции. Они ушли не просто из индустриального парка, а в целом с российского рынка.

    — Что собой представляет управляющая компания парка?

    — У нас сегодня работают более 60 человек — это достаточно компактная команда. Мы круглосуточно следим за функционированием этого грандиозного сооружения. В нем есть не только кровля, которая обновлена, и новый пол, но и антресоли с промышленными кондиционерами, и подземные агрегаты, за которыми нужно все время следить. У нас есть инженерные специалисты, экономисты, HR-специалисты, маркетологи — все эти люди работают над функционированием и продвижением площадки.

    У нас работают квалифицированные инженеры и энергетики, специалисты по строительству и пожарной безопасности.

    Наши службы подключаются к проектам резидентов, которым необходимо получить разрешительную документацию — консультируют их и помогают ускорить процедуры. Наша техническая команда — это производственники АВТОВАЗа, очень хорошо разбирающиеся в производственной тематике.

    — Вы пришли в индустриальный парк из администрации Тольятти. Что значит для вас эта работа?

    — Это работа — вызов. Данный проект реализуется при поддержке региональных и муниципальных властей, и опыт работы в мэрии во многом помогает мне коммуницировать с органами власти. В свою очередь, эти связи помогают резидентам, в том числе тем, кому необходимо ускорить получение статуса резидента ТОР. Развитию проекта способствует великолепная техническая команда промышленной площадки, с которой мне удалось выйти на конструктивный рабочий диалог.

    — Как вы оцениваете нынешнее развитие Тольятти с точки зрения экономики?

    — Будучи советником мэра Тольятти, я слежу за экономической ситуацией в городе и хочу отметить, что, с одной стороны, мы слышим обывательское «все плохо», а с другой стороны, видим компании, которые стоят в очереди на размещение на промплощадках, а также сотни, если не тысячи новых рабочих мест, которые создаются в городе.

    Да, меняется конъюнктура и востребованность специальностей, но нельзя говорить об оттоке людей из города. Большое количество специалистов приезжают на АВТОВАЗ из других городов, причем не только топ-менеджеров — это инженерные кадры, экономисты, финансисты. Не стоит воспринимать нынешнее положение Тольятти как сплошной негатив — факты говорят о другом.

    — Какое количество компаний сегодня потенциально планирует стать резидентами индустриального парка?

    — Ежегодно на «смотрины» к нам приходят от 60 до 80 компаний. В настоящее время преддоговорная работа ведется с шестью компаниями. По нашим прогнозам, существующая площадка будет заполнена в течение следующего года. Концепция дальнейшего развития парка предполагает использование других свободных площадей АВТОВАЗа.

    Оригинал статьи опубликован на информационном портале Волга Ньюс
    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-59041 от 18 августа 2014 г.

    алексей востриков тольятти

    Фото: Андрей Савельев