Что же теперь будет с Сергеем Фургалом: Попробую предсказать

Анатолий Иванов, депутат Госдумы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов

Представление о причинах продолжающихся еще протестов в Хабаровском крае, думаю, более правильно следовало бы начинать с 90-х годов.

Но я начну с правления предыдущего губернатора Вячеслава Шпорта, с которым положил начало своей депутатской деятельности во фракции Госдумы «Народный депутат».

До избрания депутатом он работал главным инженером авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, то есть был деловым, с техническим уклоном, как говорят сейчас, технократом. Простой в общении, умный и порядочный человек. Коммерческой деятельностью никогда не занимался, поэтому квартиру в Москве покупал на этапе начала строительства, взяв кредит в банке на ее покупку.

У меня с ним были дружеские отношения, поэтому я и еще один мой коллега были поручителями по кредиту. При этом я рисковал, так как у меня таких накоплений не было, но Шпорту доверял. Как мне представляется, он был неплохим губернатором, тем не менее выборы в 2018 году проиграл, как известно, Сергею Фургалу.

Теперь о Сергее Фургале. Как оказалось, он был депутатом Госдумы, начиная с пятого созыва, избирался по списку ЛДПР. У меня же этот созыв был последним, то есть в пятом мы работали вместе.

Однако такого депутата не помню, хотя я был одним из наиболее активных депутатов. То ли Фургал по натуре малоактивный, то ли в Госдуме редко появлялся, а занимался бизнесом – он был и является совладельцем нескольких компаний, так же, как и его жена, в том числе компании «Амурсталь».

Как мне представляется, при сравнении этих двух политиков по признакам профессиональной подготовки и приближенности к народу уровень Вячеслава Шпорта был выше. Тогда почему же он проиграл, а Сергей Фургал не только победил на выборах, но получил такой высокий уровень народной поддержки, вылившийся в многодневные протестные акции?

Главной причиной этого является отношение жителей края к центральной власти. Несмотря на выделяемые большие, по мнению руководителей страны, объемы средств на развитие регионов Дальнего Востока, там мало что меняется. Жители не ощущают в своей жизни существенных положительных изменений. А в связи с тем, что Вячеслав Шпорт являлся членом «Единой России», то отношение к нему было, как к представителю центральной власти. Поэтому голосование на выборах губернатора Хабаровского края в 2018 году было прежде всего протестным. При этом за Сергея Фургала проголосовали около 70 процентов избирателей края.

В связи с тем, что Сергей Фургал в самом начале губернаторства совершил несколько популярных действий, его рейтинг стал еще выше. Недаром участники протеста заявляли, что его рейтинг выше, чем у руководителя страны. Думаю, при этом они основывались на сравнении результатов голосования на выборах 2018 году.

Так, на выборах руководителя страны тогда проголосовали около 66 процентов, а на выборах губернатора за Фургала, как я уже сказал, – около 70 процентов избирателей края. Правда, процент явки избирателей на голосованиях был разный: на первых выборах – 64, а на выборах губернатора – 47 с половиной процентов.

Рейтинг Сергей Фургала поднялся еще выше в связи с выборами в 2019 году депутатов краевой думы. Тогда партия ЛДПР провела в думу 22 одномандатника из 24 избранных, а по партийным спискам получила более 56 процентов голосов избирателей. В то время как партия «Единая Россия» получила 12 с половиной процентов. В итоге во фракции ЛДПР сейчас состоит квалифицированное большинство депутатов.

И вот в такой ситуации происходит арест губернатора, которому готовится предъявление обвинения в совершении преступления более чем 15-летней давности – в организации убийства пока двух лиц, одно из которых было партнером Фургала по бизнесу. Второй же его партнер Николай Мистрюков арестован в ноябре 2019 года. Его защита уверена, что арест произведен для оказания на него давления, чтобы получить показания на других лиц.

Такая информация была в СМИ в начале февраля текущего года. Вот по показаниям Мистрюкова и было произведено задержание Фургала, а потом его арест. При этом задержание совершалось в грубой форме.

Наверное, никто не мог предусмотреть, что в такой ситуации у жителей проявится чувство собственного достоинства, которое вылилось в многодневные и многочисленные акции протеста. При этом акции проходят не только в Хабаровске, но и в других городах и районах края.

Все они несанкционированные, но власть не решается их пресекать. Наоборот, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил:

– У людей есть право выражать свое мнение. Событие достаточно жесткое, достаточно нетривиальное, поэтому есть какая-то реакция.

Высказал свое отношение к акциям протеста и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

– Акции проходят без провокаций и эксцессов, иначе их пришлось бы пресекать.

Вот бы всегда такое отношение власти было к мирным протестным акциям вместо размахивания дубинками и арестов! Но это, наверное, из области моих фантазий. Просто в данной ситуации у власти не было сил для пресечения акций, не подготовилась она к ним, даже, наверное, не предполагала, что такое возможно.

На тему же санкционирования акций совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека в своем докладе еще в ноябре 2017 года говорил, что законодательством должно быть предусмотрено проведение мирных публичных мероприятий без уведомления властей в случаях, связанных с немедленным реагированием на события, к которым требуется немедленное привлечение внимания людей.

Кстати, такая норма существует в законодательстве многих европейских стран. В Хабаровском крае именно такое событие и произошло.

Что же теперь будет с Сергеем Фургалом? Попробую предсказать. В любом случае, возвращать его в кресло губернатора власть не станет. Признавать, что дело Фургала является политическим, власть тем более не станет. Думаю, в отношении него будет возбуждено уголовное дело. Потом пройдет суд, который, с учетом высокого уровня поддержки его жителями Хабаровского края, прекратит уголовное дело в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Кремль подберет и назначит временно исполняющего обязанности кандидата в губернаторы, выборы которого состоятся в сентябре 2021 года. Им, думаю, будет кто-то из местных. Жители же края в конце концов смирятся с уходом Сергея Фургала, но долго будут помнить о проявлении своей солидарности. Власть тоже запомнит эти события, для нее они станут уроком.

Окажут ли влияние хабаровские протесты на протестное движение в России в целом? Думаю, влияние будет небольшим, так как там сложилось исключительное стечение обстоятельств.

Анатолий Иванов, бывший депутат Госдумы трех созывов от Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», №28 (1308) 17.07.20
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362