Что ждёт «китайцев»?

автомобиль сделан в китае HONGQI H9

Изменения авторынка в России неизбежны.

Все больше разговоров об возвращении иностранных брендов на отечественный рынок. Не обходят стороной слухи и автомобильный рынок России. Заполнившие автосалоны китайские марки начинают испытывать проблемы, а разговоры о возвращении именитых брендов только усугубляют положение «азиатских друзей».

Они возвращаются?

Разговоры о возвращении ушедших брендов на отечественный рынок начались ещё в конце 2024 года.

О перспективах возвращения Mercedes и BMW заявил Ульф Шнайдер, руководитель консалтинговой компании Schneider Group. По его мнению, немецкие концерны сильно пострадали от приостановки своей деятельности в России. Если они не хотят окончательно потерять рынок и отдать его «китайцам», то им стоит поторопиться с возвращением.

Интересные слухи ходят и вокруг японского бренда Toyota. В конце зимы в СМИ появилась информация о секретном «VIP-сборе для экс-дилеров» в Дубае. Всех участников попросили подписать бумаги о неразглашении, но журналистам удалось узнать некоторые подробности встречи. Представители японского бренда принесли извинения за уход с российского рынка и пообещали быть первыми, кто вернётся, если санкции будут сняты. Сообщается, что это не последняя такая встреча.

Не исключил своё возвращение и концерн Renault. Об этом заявил генеральный директор французской Renault Лукаде Мео. По его словам, компания не стремится вернуться в прошлое, но при наличии возможности готова «ухватиться» за российский авторынок.

По мнению российских автоэкспертов, проще всего вернуться будет корейским автомаркам, таким как Hyundai. Именно Hyundai сохранил свой завод в Санкт-Петербурге, где сегодня выпускаются машины под брендом Solaris. Завод был передан холдингу AGR с условием двухлетней опции на обратный выкуп.

Местные проблемы

Китайский автором на российском рынке испытывает проблемы и без всяких возвращений европейских и корейских брендов.

В начале 2025 года местные СМИ сообщили о переполненных складах новых автомобилей. Это привело к снижению продаж, и многие дилеры оказались на грани убытков.

Автоэксперты связывают сложившуюся ситуацию с резким ростом сетевых ритейлеров, который совпал с индексацией утилизационного сбора. Также негативно повлияло ужесточение условий финансирования покупки автомобилей в кредит и лизинг.

Доля китайских брендов на рынке снизилась с 59% в феврале 2024 года до 53% в феврале 2025-го. В результате в феврале 2025 года в Россию было импортировано всего 16,2 тысячи машин, что в четыре раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В начале года СМИ сообщали, что на складах российских дилеров находится около 700 тысяч автомобилей. Для сравнения, в прошлом году на эту же дату их было в два раза меньше.

В два раза за первый год

За время экспансии китайских авто россияне так и не оценили по достоинству бренды «китайского брата».

Согласно данным аналитического отчета Национального рейтингового агентства, китайские автомобили теряют в цене около 50% за первый год использования. Например, один из самых популярных кроссоверов в России, Haval Jolion, теряет в цене примерно 40% за год: если в 2023 году новый автомобиль стоил около 2,5 миллионов рублей, то через год его цена на вторичном рынке составляет около 1,5 миллионов рублей, что меньше на 40%.

В то же время японские и немецкие марки автомобилей теряют в цене гораздо медленнее: от 15% до 34,5%. Эти данные основаны на автомобилях, которые были ввезены в Россию по схеме параллельного импорта.

Отечественная марка Lada также демонстрирует гораздо меньшую потерю стоимости. Например, цены на новую Lada Vesta Cross 2023 года начинались от 1,75 миллиона рублей, а аналогичная машина на вторичном рынке будет стоить около 1,45 миллиона рублей, что меньше примерно на 17%.

Эксперты объясняют такую разницу тем, что россияне по-прежнему с осторожностью относятся к подержанным китайским автомобилям из-за не всегда качественной сборки и надёжности комплектующих.

Грядёт передел

Когда-то закончится незримый «стоп» для зарубежных брендов. Возможно, это произойдёт не сразу, но в какой-то момент это случится. И всё учащающиеся разговоры внутри зарубежных компаний о возврате на российский рынок только подтверждает это.

Что станет с китайскими авто в случае возврата ушедших брендов? «Китайцы», чувствуя своё превосходство на фоне санкций, попытались «откусить» большой кусок российского авторынка, от чего уже сегодня начали испытывать немалые проблемы. И не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: если вернуться японский, европейские и корейские автомобильные марки, у азиатских товарищей дела пойдут ещё хуже. Ну кто будет покупать китайское авто, если его цена ненамного отличается от цен именитого бренда?

Сегодня на дилерских площадках стоят сотни тысяч непроданных китайских автомобилей. Продавцы надеются на снижение ключевой ставки и увеличение спроса через покупку в кредит. Но что произойдёт, если одновременно с этим на российский авторынок вернутся ушедшие бренды?

Эксперты авторынка сходятся во мнении, что китайским брендам придётся серьёзно снижать цены на свою продукцию, иначе их автомобили рискуют и дальше прозябать на задворках автомобильного рынка.

Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 10.04.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022