Что такое городской бюджет и в чем разница между ОЭЗ и ТОСЭР

Как городу избавиться от дефицита бюджета и не оказаться банкротом.

Ровно сто лет назад в только что созданной Советской Республике главенствовал принцип «отнять и поделить». Очень скоро выяснилось, что даже если отнять у каждого буржуя по 20 штанов, то на всех бесштанных их просто не хватит. Наиболее горячие головы предлагали даже объявить, что человек нового типа способен вообще обходиться без штанов, но здравая точка зрения все же возобладала, и власти постепенно стали создавать условия для того, чтобы штаны появились у каждого. Спустя столетие нам хочется уже не только штанов, но и странного – жилищного комфорта, благоустроенных улиц и хороших дорог. Эти свои желания мы адресуем городской власти, причем зачастую в форме требования: мол, вынь да положь! При этом большинство относится к бюджету, как к той самой тумбочке из анекдота, в которой деньги есть всегда. Помочь разобраться в вопросе – откуда в городской кубышке появляются средства и на что они тратятся – «ГОРОД» попросил заместителя главы Тольятти по финансам, экономике и развитию Алексея Бузинного.

– Алексей Юрьевич, сразу «неожиданный» вопрос: что такое – городской бюджет?

– Думаю, что среди читателей журнала немало людей, которые отлично представляют, что такое бюджет и как именно он формируется.

– Хорошо, тогда следующий вопрос – на главной странице портала администрации указано, что запланированные доходы города за 2017 год составляют 12,6 млрд, а расходы – 13,38 млрд рублей. Что необходимо сделать, чтобы доходная часть превышала или хотя бы равнялась расходной?

– Похоже, без разъяснения принципа формирования бюджета все же не обойтись. Что ж, если в общих чертах, то городской бюджет – это сводная роспись доходов и расходов, позволяющая понять, какими финансовыми ресурсами обладает город для решения насущных задач. Доходная часть формируется из двух частей, одна из которых — собственные доходы города. В этом году ожидается поступление около 6,2 млрд рублей. Эта часть, в свою очередь, делится на налоговые и неналоговые поступления. Первое – налоги, которые выплачиваются гражданами и предприятиями, второе – арендные платежи за землю и плата, собираемая за пользование муниципальным имуществом. Примерно половина бюджета города формируется за счет вышестоящих бюджетов – областного и федерального. Как правило, все выделяемые средства являются адресными, то есть предназначены для финансирования конкретных программ и проектов.

– Если провести аналогии и сравнить городской бюджет с семейным…

– То к собственным доходам можно отнести зарплату родителей. При этом у них могут быть и дополнительные источники дохода – подработка, сдача квартиры в аренду. Также к доходам могут быть отнесены различные пособия, которые государство платит на детей.

– А адресное финансирование?

– Предположим, помощь бабушек и дедушек, которые покупают внуку телефон. Это так называемые безвозвратные целевые средства.

– Общий доход известен. Что дальше?

– А дальше происходит оценка обязательных расходов. Применительно к семье: коммунальные платежи, покупка продуктов, одежды, то есть то, без чего прожить невозможно. И только потом, если еще средства остаются, решается, на что их лучше потратить. Так же и в городском бюджете. Мы в первую очередь обязаны выплатить зарплату работникам социальной и бюджетной сфер, а также всем, кто работает в администрации, погасить коммунальные платежи зданий, принадлежащих муниципалитету, запланировать расходы на содержание и ремонт помещений, внутриквартальных территорий, городской инфраструктуры и так далее. И только потом получившаяся сумма соотносится с размером доходной части бюджета. И как правило, она ее превышает.

– И намного?

– Если содержать дороги, здания и сооружения согласно нормативу в 100%, то можно условно получить сумму расходов и в 30 млрд рублей. Поэтому при составлении заявок главные распределители бюджетных средств, то есть департаменты мэрии, ориентируются на уровень прошлого года. К примеру, сегодня городские дороги содержатся на уровне 18% норматива. Мы понимаем, что город пока себе большего позволить не может, поэтому стараемся, чтобы те же дороги зимой чистились от снега, а летом подметались. Мыть шампунем асфальт каждый день городу не по карману.

– Но денег все равно не хватает, не так ли?

– Не хватает. Город занимает у коммерческих банков. Оговорюсь сразу, что за счет кредита можно покрыть дефицит в размере, не превышающем 10% собственных доходов города в текущем периоде. И кстати, согласно Бюджетному кодексу, если муниципальный долг, который сегодня составляет 5,4 млрд рублей сравняется с величиной собственного дохода, то брать кредиты город уже не сможет.

– Учитывая, что на 2017 год объем собственных доходов Тольятти составляет около 6,2 млрд рублей, то такая ситуация может произойти в ближайшие пару лет? И как мы будем выходить из такой ситуации?

– Собственно, варианта всего два: либо сокращать расходы, либо повышать доходы. В первом случае много не сократишь, поэтому придется пойти на непопулярные методы, скажем введение платных услуг в бюджетной сфере. До этого варианта доводить дело не хочется, поэтому главным спасением города является наращивание собственных доходов.

– За счет чего?

– За счет роста налоговых поступлений. Одним из главных инструментов, который позволит этого достичь, является создание в Тольятти территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР. Это возможность привлечения на территорию города предприятий и организаций с предоставлением льгот за счет федерального и областного бюджетов. Механика получения дохода проста: чем больше будет создано рабочих мест, тем больше отчислений с заработной платы работников этих предприятий получит местный бюджет.

– О получении городом статуса ТОСЭР было объявлено год назад. Можно ли говорить о каких-то успехах?

– На данный момент в ТОСЭР зарегистрировано 14 резидентов, заявленный ими объем инвестиций равен 3,6 млрд рублей с созданием 1346 рабочих мест. Это в расчете на 10 лет.

– 3,6 млрд рублей на десять лет – не очень-то впечатляющая цифра…

– Не забывайте, что ТОСЭР не больше года. Вообще, целевой показатель – создание 24 тысяч рабочих мест, то есть в 20 раз больше, чем есть уже сейчас. Это вполне достижимый результат.

– В чем принципиальная разница между ОЭЗ «Тольятти» и ТОСЭР?

– Во-первых, ОЭЗ располагается вне границ Тольятти, его резиденты платят налоги в бюджет Ставропольского района. Во-вторых, в ТОСЭР наряду с теми льготами, что предоставляются в ОЭЗ, есть возможность в течение первых трех лет с момента получения статуса резидента в 4 раза снизить отчисления на зарплату, которые предприятия оплачивают во внебюджетные фонды, – с 30% до 7,6%. И в-третьих, предприятия ОЭЗ «Тольятти» привязаны к его территории, а резидентом ТОСЭР может стать любая организация в рамках всего городского округа.

– Есть ли главное условие получения статуса резидента?

– Одно из главных – реализация абсолютно нового проекта. К примеру, всем известная компания «АКОМ», выпускающая автомобильные аккумуляторы. Там уже давно задумывались о начале производства промышленных аккумуляторов, до 90% которых в России поставляется из-за рубежа. ТОСЭР дал предприятию возможность развивать новое направление, актуальное не только для города, но и для страны в целом. Или, скажем, фирма «ТТС Закалка», которая займется производством закаленного стекла, основной объем которого пока тоже поступает из Европы и Китая.

– Получается, у Тольятти есть все шансы в ближайшие годы повысить свою доходную часть бюджета?

– Шансы есть. Причем замечу, что в городе на данный момент сосредоточены практически все формы государственной поддержки, какие только существуют в стране, в том числе и для малого и среднего бизнеса. В прошлом году по сравнению с предыдущим периодом поступления от МСП в городской бюджет выросли на 4,5%. Так что, чем больше мы будем работать в этом направлении, тем больше доходы Тольятти будут расти, а значит, мы сможем больше тратить средств на то, что городу действительно необходимо.

– О бюджете на будущий год говорить пока рано?

– Думаю, очень сильно от бюджета этого года он отличаться не будет. Однако хочу отметить, что в настоящее время в Тольятти реализуется программа по возведению социальных объектов в рамках празднования 50-летия ВАЗа. Львиная доля расходов приходится на федеральный и областной бюджеты. Запланированный объем финансирования сравним с четырьмя бюджетами города – около 48 млрд рублей. Справедливости ради стоит отметить, что около 35 млрд рублей – это стоимость возведения моста через Волгу в районе Климовки.
Скорее всего, реализация этого проекта будет проходить не только за счет федерального бюджета, сейчас рассматривается вариант его строительства в форме государственно-частного партнерства.

– Но какие-то объекты уже начали строить?

– Да. Это парк с выставочным залом к 50-летию автозавода, который появится рядом с парком Победы, здесь начаты демонтажные и земляные работы. Это две поликлиники – возле Медгородка и в 19 квартале, сдача которых намечена на июнь 2018 года. Это физкультурно-оздоровительный центр в Комсомольском районе, включающий ледовое поле, игровые площадки и бассейн. Уже реконструирован стадион «Труд».

В 20 квартале в 2018 году открывается новый детский сад. В стадии проектирования и получения разрешительной документации находится еще масса объектов. В их числе реконструкция «Пирамиды», строительство двух школ в 18 и 20 кварталах, двух физкультурно-оздоровительных комплексов и трех участков дорог, в частности примыкание Офицерской улицы к Южному шоссе. Еще раз повторюсь, в основной своей массе средства на эти объекты выделены из федерального и областного бюджетов и могут рассматриваться как аванс нашему городу, который должен в будущем доказать, что способен и сам о себе позаботиться.

Официальная страница Администрации г.о. Тольятти

замглавы Тольятти по финансам, экономике и развитию

фото: Администрация г.о. Тольятти

фото: из открытых источников