Что сделать, чтобы наш мозг работал на полную?

    девушка окружена множеством гаджетов
    фото: ekspertiza.com.ua

    Интересно и познавательно можно проводить время в самоизоляции. А помогают нам с вами в этом онлайн-лекции от интеллектуального клуба ТОАЗа «Химия слова». Да-да. Лекторы «Химии» сейчас приходят в каждый дом.

    Если включить свой компьютер, ноутбук или телефон, то можно совершенно бесплатно послушать занимательную лекцию. Опять же, время быстрее идет и вроде как гаджет по делу используем: присутствуем, изучаем что-то новое для себя.

    И еще один немаловажный фактор. Как просто, доходчиво и, главное, не нудно рассказать о сложных химических реакциях, научной медицине, опытах? А вот в этом-то и фишка интеллектуального клуба. Я для себя это называю так: о сложном – простыми словами. Именно по этому принципу работают приглашенные ученые. Многие о себе говорят, что они – популяризаторы науки.
    На днях состоялась трансляция очередной такой лекции под названием «Можно ли «прокачать» мозг?» Научные журналисты, редакторы портала «Нейроновости», авторы блога об истории медицины Алексей Паевский и Анна Хоружая рассказали, возможно ли улучшить работу мозга.

    Что же сделать, чтобы наш мозг работал на полную? Что нужно «закачать» или «прокачать»? Поможет ли электромагнитная стимуляция? А глицин? Может быть, упражнения для тренировки памяти?
    Есть как внешние методы – электромагнитная стимуляция или «волшебные» таблетки, так и внутренние – тренировка памяти, игра на музыкальных инструментах. Так что из этого реально работает?
    Возможно, кто-то пытливый практиковал «виртуальный телекинез» и пытался сдвинуть с места объекты на экране компьютера или смартфона, надев на голову ободок с электродами. Такие штуки могут продаваться в интернете как девайсы для прокачки концентрации внимания. На самом деле эффект подобных пользовательских гарнитур нулевой. Устройства не оказывают того влияния на мозг, который обещают производители.

    – В основе этих игрушек лежит метод электроэнцефалографии с биологической обратной связью. В лабораторных условиях на вас надевают устройство с электродами, которые в режиме реального времени передают на экран активность клеток мозга. Человек может осознанно изменять эти показатели, выполняя задания на тренировку концентрации внимания.

    С помощью функциональной МРТ ученые зафиксировали некоторое влияние таких тренировок на процессы в мозге. Это активизация сенсомоторной коры, сети пассивного режима работы мозга.

    Однако для уверенного вывода недостаточно доказательств, – сказала Анна Хоружая. – Симуляция нейрофидбэка и настоящий нейрофидбэк в равной степени улучшают конечные результаты. Значит, здесь работает эффект плацебо – самовнушения? Для ответа на этот вопрос нужны еще исследования.

    Другой внешний способ взбодрить наш мозг – это транскраниальная магнитная стимуляция с помощью, на первый взгляд, нехитрой магнитной катушки, которая прикладывается к определенной части мозга. Но в быту такие опыты нельзя делать.

    – Если чуть-чуть не так приложить магнитную катушку, то вы добьетесь обратного результата, – предупредил Алексей Паевский.

    В лабораторных условиях можно стимулировать мозг электрическим током и добиться колоссальных результатов. Например, некоторые исследователи омолодили мозг забывчивых пожилых людей до уровня рабочей памяти двадцатилетних. Хотя, во-первых, это однозначно временный эффект. Во-вторых, использовать этот метод можно опять же только в лабораториях.

    – Не гуглите схемы по электростимуляции мозга! У всех разное устройство мозга, и просто копировать схемы нельзя! Вы можете неправильно подключить устройство, неправильно его установить! Мне известен случай, как из «кроны» человек умудрился извлечь 220 вольт. Выжил, но в последствиях приятного мало, – рассказал лектор.

    Вообще, мозг удивительно пластичен и может научиться, казалось бы, фантастическим вещам. С помощью современных технологий незрячие способны… «видеть» языком – мозг можно натренировать преобразовывать сигналы от языковых рецепторов в зрительные образы. Дальтоников можно научить различать цвета ушами, а точнее, участками мозга, отвечающими за восприятие слуха.

    – Все, наверное, принимали глицин во время сессии или перед ней? – обратились к аудитории лекторы. – Согласно исследованиям, около 30% студентов используют этот препарат во время подготовки к экзаменам. Он вкусный, но никакого влияния на мозг не оказывает.

    Эффективность ноотропных препаратов, таких, как винпоцетин, пирацетам, фенотропил, не доказана, и они были исключены из перечня лекарственных средств по настоянию президиума формулярного комитета РАМН.

    Что же тогда делать бедным студентам и не только им? Многим детям школьного и дошкольного возраста родители до сих пор дают тот же глицин. И верят в его лечебные свойства.

    Оказывается, нужно – спать спокойно! Согласно исследованию, те студенты, которые спали по 8 часов, справились с экзаменами гораздо лучше, чем те, кто готовились к сессии в обычном режиме, то есть без конца учили лекции и недосыпали.

    – Сон улучшает работоспособность. Лучше нормально поспать – за день вы успеете больше сделать, – посоветовала Анна Хоружая. – Здоровый сон обеспечивает долгую память, помогает формировать новые нейронные связи, делает их более эффективными, защищает от деменции в старости.

    Получается, так называемые дедовские методы – самые надежные: изучение стихов, языков, писание от руки, интеллектуальные игры, физические упражнения, игра на музыкальных инструментах.

    – На всяких мамочкиных форумах обсуждают эффект Моцарта и советуют прикладывать устройство, проигрывающее классическую музыку, к животу, – отметил Алексей Паевский. – Эффект Моцарта действительно есть, но работает он не так. Три группы интеллектуально развитых студентов решали тест на IQ, а затем одна группа слушала Моцарта, другая – музыку для релаксации, а третья ничего не слушала. Затем все снова решали тест, и у группы, слушавшей Моцарта, результаты оказались лучше, чем в первый раз, и на уровне 120 баллов.

    У остальных студентов результаты не изменились и остались на уровне 110 баллов. Правда, эффект Моцарта непродолжительный – около 30 минут.

    Полезно не только слушать музыку, но и учиться играть на музыкальных инструментах. Доказано учеными: даже если у вас нет слуха, играйте – вашему мозгу это полезно, хотя мозгу соседей, наверное, нет. Тогда – сон. Получается, лучшее лекарство от стресса, а заодно «прокачка» мозга. Универсальное средство! Будьте здоровы!

    Алина Нестерова, «Вольный город Тольятти», № 18 (1299) 08.05.20

    девушка окружена множеством гаджетов

    фото: ekspertiza.com.ua