Что с молоком в России???

кружка молока стоит на столе

Уже не первый год цены на молочную продукцию продолжают расти, а россиянам покупать этот социально значимый продукт становится всё сложнее и сложнее. Производители и ретейлеры обвиняют друг друга в повышении цен, а чиновники как один из возможных выходов из ситуации видят в уповании на поставки сырья из-за рубежа. Что происходит с молоком – решила выяснить наша редакция.

Бешеные проценты

По оценке «Союзмолока», операционная себестоимость производства молока на июль 2024 года стала выше на 14% к июню 2023 года и на 72% к началу 2017 года.

По данным Росстата, молочная продукция для конечного потребителя в 2023 году подорожала на 10-15 процентов по отношению к 2022 году. Отдельно статистическое ведомство отмечает рост на некоторые позиции выше 15 процентов: на 16,5 – на сыры и на 25,4 – сливочное масло. Конкретно цена молока, несмотря на статус социально значимого продукта, росла не скромнее. Так, в 2023 году средняя цена бутылки объемом 900 миллилитров составила 86,6 рубля. По сравнению с тем же 2022 годом, цена стала больше на 14,7 процента.

А вот данные за 2024 год начинают разниться.

Агро СМИ ROSNG, ссылаясь на Росстат, сообщает, что в 2024 году цены на молоко оставались «относительно стабильными».

В свою очередь, информационный портал forbes ru приводит данные компании «Эвотор». Согласно им, за январь–август 2024 года средняя цена за литр молока в несетевой рознице составила уже 97 рублей.

Отмечает рост цен молочной продукции в 2024 году и агентство Petrova 5 Consulting, традиционно проводящее мониторинг рынка молочной продукции. Согласно их данным, в 2024 году по отношению к 2023 году цена от производителей выросла на 6% для сухого обезжиренного молока, на 8% для сухого цельного молока и на 7% для молока питьевого пастеризованного.

Корм, ГСМ и ключевая ставка

Причиной скачков цен производители указывают удорожание всех этапов процессов производства.

В декабре 2024 года красноярский фермер Наталья Зубарева поделилась со СМИ малоприятными данными: удобрения подорожали от 30 до 150%, трактор «Беларус» – на 58%. Растут в цене сервис, техника, ГСМ, семена.

Аналогичные причины называли еще осенью 2024 года и другие работники агропромышленного комплекса. Причем в цене растут удобрения как отечественные, так и зарубежные.

Аграрии жалуются, что предложенные государством внутренние субсидии остаются на прежнем уровне, тогда как реальные цены уже давно «оторвались» от предложенных дотаций. А брать кредиты на производство сейчас невыгодно: ключевая ставка настолько высокая, что обслуживать кредит будет попросту нечем.

Производители молочной продукции чувствуют себя в патовой ситуации. Они не могут поставить реальную цену на продукцию, так как она будет слишком велика для и так уставших от дикой инфляции покупателей. К тому же увеличить цену не даст Федеральная антимонопольная служба, которая яро бдит за ценами.

В итоге, по словам директора Филимоновского молочноконсервного комбината Галины Клепец, выход из этой ситуации аграрии видят в «ноже»: вырезать поголовье, потому как кормить коров банально не на что.

Переводят «стрелки»?

Любопытное заявление прозвучало в ходе форума «Агропром Урал» от руководителя Балтымского агрокомплекса Евгения Кремко. По его словам, в Свердловской области все торговые сети накидывают наценку на молочные продукты от 23 до 150 процентов.

В свою очередь, торговые сети опровергли слова Кремко. В свою защиту сетевики показали уведомления от поставщиков, где магазины просто ставят перед фактом: отпускные цены будут повышены. В пример приводят письмо от «Вимм-Билль-Данн». В нем производитель сообщил, что с 1 ноября 2024 года отпускные цены на молоко увеличатся на 3,4%.

Но где 3,4% и где 150%? Да? Всё-таки кажется, что лукавят – все. Не врет только карман среднестатистического россиянина, в котором увеличение количества денег на 150% – несбыточная мечта.

Спасаться импортом

В прошлом году с членами «Союзмолока» и молокопроизводителями встретилась министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут. В ходе встречи представители аграрной сферы озвучили самые актуальные проблемы, в том числе трудности с кредитованием сферы из-за роста ключевой ставки. В пример довольно трудной ситуации привели сливочное масло, которое с начала 2024 года подорожало на 25 процентов. Не мудрено: именно для его производства требуется больше всего молока.

Оксана Лут заявила, что государственного регулирования цен на сливочное масло не будет. Но пообещала не пускать «ситуацию на самотек». Среди прочих предложений Лут сообщила желание увеличить объемы ввоза в Россию импортного продукта.

В Государственной думе предложили еще вариант.

Председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин считает необходимостью увеличить поголовье молочных коров. Таким образом, по мнению депутата, можно остановить цены на молоко и молочные продукты в России.

«Нужно как минимум еще 3,3–3,4 млн голов, причем 1,5 млн из них должны составлять дойное стадо. Для этого надо строить помещения, внедрять роботизированные технологии. Только так можно увеличить производство молока», – заявил Кашин.

К сожалению, одних заявлений депутата для увеличения поголовья коров мало. Нужны системные государственные меры. А с ними у нас в стране пока туго.

А ведь продовольственная безопасность – серьезное дело. Как противостоять коллективному Западу, если население все сбережения тратит на еду? Какие высокие технологии можно развивать, поедая пальмовое масло и трансжиры? Технологии ускоренного вымирания?

Долго думают

Итак.

Для взращивания дойной коровы должно пройти от 1,5 до 2 лет. И всё это время корова должна содержаться в добром здравии, сытой и довольной. По разнящимся данным молокопроизводителей, содержать 1 единицу скота обходится примерно в 20 тысяч рублей в месяц.

И, как уже сказано выше, из-за трудной финансовой ситуации эти производители, напротив, видят выход из экономических проблем в сокращении поголовья. Без новых субсидий, дотаций и льготных кредитов «выхлопа» с увеличением поголовья не будет – цена содержания скота с каждым днем продолжает расти.

Идея импортировать сырье и готовый продукт также вызывает вопросы. По данным разных статистических агентств, цена российской готовой молочной продукции и ее промежуточного сырья чуть ли не самая низкая во всем мире. Соответственно, импортный товар будет куда дороже российских аналогов.

В итоге заграничная «молочка» просто не найдет своего покупателя из-за высокой цены. А если готовая продукция, в том числе отечественная на основе импортного сырья, станет дешевле или на уровне полностью российских аналогов, то к качеству такой «молочки» обязательно возникнут вопросы.

Пока чиновники и депутаты пытаются разобраться в проблемах агропромышленного комплекса, цены в магазинах продолжают расти. Судя по всему, к тому времени, когда власти перестанут делать предположения и примут конкретные меры, стоимость молока и молочной продукции окажется за пределами доступности, и социальный продукт, который должны пить дети, чтобы быть здоровыми, пополнит список товаров, которые из-за инфляции уже стали деликатесами. Морская рыба, кофе… Список можно продолжить.

Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 23.05.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022