Что объединит Самару и Тольятти?

В.Акинин "Холодное утро" 2021
В.Акинин "Холодное утро", холст, масло

Выставка «Знаки, символы и мифы», посвященная 170-летию Самарской губернии, открылась в тольяттинском Музее актуального реализма.

До приезда в Тольятти она экспонировалась в галерее при областной научной библиотеке. В ней приняли участие около 70 художников, представившие 140 работ в различных стилях и техниках: от традиционных полотен и графики до абстрактной скульптуры и видеоарта.

Немного огорчает слишком малое количество художников из Тольятти: Игорь Панов, Николай Кузнецов, Владислав Пашко, Олег Кулагин, Анатолий Каштанов, и вроде всё. Видимо, основная концентрация знаков и символов образовалась в столице губернии? Так можно судить и по афише, изображающей козу, хотя точнее было бы сказать – козла, именно он украшает герб области с 1851 года. Но поскольку животное на афише золотого цвета, то явный отсыл – именно к козе, локальному символу Самары. Эта золоченая скульптура красуется над гротом с водопадом в центре Струковского сада.

А что можно считать символом губернии, если не циклиться на геральдике? Вариантов множество, по тематике картины распределены в разных залах. Природные пейзажи со знаковыми для нас Жигулями: Молодецкий курган, Попова гора, Жигулевские ворота. Городской пейзаж со знаковыми объектами архитектуры: самарские Иверский монастырь, костел, кирха, драмтеатр. Нам, увы, тут похвалиться нечем, даже вазовскую высотку или памятник Татищеву не изобразили. Из скромности, очевидно – куда нам до столичного модерна и готики!

Жигулевский пивзавод – тоже символ, разве нет? Авторы выставки пошли еще дальше, если судить по натюрморту Яны Арбузовой «Волжский гедонизм» с почти двумя дюжинами пустых бутылок от фирменного нашего пенного напитка. (Прим.: гедонизм – философское учение, в котором получение удовольствий является высшим благом для человека, основной потребностью, жизненной целью и стремлением). Один из кураторов выставки Павел Пашкин на своем весьма символичном и знаковом натюрморте «Русь» изобразил всем знакомый пластиковый пакет с сей гордой надписью. Но фоном ему служат бутылки, коробки и упаковки с латиницей. Тут «Сникерс» с «Кока-колой», «Пепси» с «Баунти», «Дошираком» и «Мальборо». В общем, со всем, чем матушка Русь богата…

Символизм некоторых авторов простерся далеко за пределы Самарской области. Стилизованные под древность скульптуры Каштанова отсылают к богатой мифологии античности. В соавторстве с Кулагиным автор представил и уже завершенную скульптуру славянского Велеса с бычьими рогами в медвежьей шкуре.

Но символами также являются и люди. Обратила внимание, что те живые символы, которых самарцы считают своими, вовсе не являются коренными уроженцами города. Это и назначенный вторым после Волховского губернатор Самары Константин Грот, много сделавший для города, в том числе для его культуры. И почтившие своим пребыванием Самару-Куйбышев известные всему миру персоны – от Владимира Ленина до Юрия Гагарина. Тольяттинские живые символы, представленные фирменными портретами Николая Кузнецова – Марк Демидовцев и Юрий Целиков – тоже родились не здесь. Юрий Кузьмич, например, в роковом 1941-м, в вагоне-теплушке поезда, увозящего в эвакуацию воронежцев.

Но все-таки центральным символом не только выставки, но и областного творческого конкурса, завершившегося накануне вернисажа, стал уроженец Самары. Личность не просто известная, но и легендарная, без всякого преувеличения – Константин Головкин.

Купец новой формации, образованный, разносторонний, спортивный. Первым в губернии сел за руль собственного автомобиля, построил удивительный по архитектуре объект – знаменитую дачу со слонами. Яхтсмен, художник, археолог и меценат, основавший коллекцию художественного музея.

Из Европы привез и распространил моду на открытки с видами города. В этом году отмечается его 150-летие, хотя данные о дате рождения разнятся. Зато дата смерти известна точно: в 1925 году, еще вполне молодым, Головкин скончался от неудачно проведенной операции. Последнее, что он делал в жизни, – рисовал вид из больничного окна…

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

Работа Дарьи Бондаренко "А завтра что сохранять?..."
Работа Дарьи Бондаренко (Самара) “А завтра что сохранять?…” по сюжету и смыслу близка каждому тольяттинцу. В Самаре горят периодически старые дома, мешающие кому-то построить небоскрёб, у нас горит лес, тоже кому-то помешавший… Фото: Музей актуального реализма.