Что делать при отключении коммунальных услуг

    электрик отключает свет
    Отключение электричества за долги

    С нового года в коммунальную квитанцию вернулись штрафы и пени, а ресурсоснабжающие и управляющие компании получили право отключать должников от благ цивилизации.

    Минувшей весной из-за разгулявшейся эпидемии коронавируса и введения режима изоляции правительство РФ приняло решение о введении с 4 апреля 2020 года моратория на начисление пеней и штрафов за просрочку оплаты коммунальных платежей. Более того, был введен запрет в отношении неплательщиков на отключение их жилья от ресурсов – горячей воды, электроэнергии или канализации. Это требование для всех ресурсоснабжающих организаций в прошлом году было обязательным, но с 1 января 2021 года прекратило свое действие, и поднакопившие долги УК и «ресурсники» взялись за должников.

    К примеру, «ЭнергосбыТ Плюс» уже уведомил своих абонентов о возобновлении взыскания пени за просрочку платежа. В квитанции по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения за январь включены пени, образовавшиеся до 6 апреля 2020 года.

    «Клиенты компании уже сегодня могут увидеть свою квитанцию в личном кабинете. С его помощью также можно получить информацию о задолженности или начисленных пенях, погасить просроченные платежи. Сделать это быстро и безопасно можно в онлайн-режиме», – отметил директор по продажам Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» Юрий Рябов.
    Проблема долгов по ЖКХ – одна из самых серьезных в нашей стране, и это признают даже на государственном уровне. Согласно информации Министерства строительства и ЖКХ РФ, к началу 2021 года общий размер долга перед коммунальными предприятиями составляет 1,2 триллиона рублей, из которых 750 миллионов – долги населения.

    Штрафы вернулись

    Что же следует знать о штрафах и пенях тольяттинцу, у которого за время пандемии накапали долги за коммуналку? Во-первых, запрет на пени действует по 1 января 2021 года включительно – следовательно, расчет пеней начинается со 2 января. На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку. За просрочку платежей с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.

    Наконец, давайте разберемся, как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ – начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведенной в течение 90 дней; 1/130 ставки – начиная с 91-го дня.

    Период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года нельзя включать в расчет дней просрочки, даже если отсчет таких дней начался до введения моратория. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчет периода, когда возникла задолженность, ведется со 2 января 2021 года.

    Однако пени и штрафы в квитанции – это не самое большое зло для потребителя. Гораздо неприятнее, когда дело доходит до отключений энергоресурсов: электричества, воды, водоотведения в вашей квартире. Согласно статистике, каждый второй россиянин может столкнуться с отключением коммунальных услуг, независимо от причины произошедшего. Адвокат НО «Самарская областная коллегия адвокатов» Виктория Курдюкова объяснила, в каком случае гражданину могут отключить свет и воду.

    «При наличии длительной неуплаты коммунальных услуг вводится ограничение и полностью приостанавливается подача света и воды. Однако в этой ситуации важно осознавать, что каждый собственник должен знать все свои права и понимать, в каких ситуациях отключение коммунальных услуг законно, а в каких нет. Бывают случаи, когда задолженность не принадлежит собственнику или в управляющей компании совершили ошибку. В такой ситуации нужно составлять жалобу и обращаться в суд. Во всех остальных случаях все, что нужно делать потребителю во избежание отключения коммунальных услуг, – это своевременная оплата выставленных счетов», – рассказала Виктория Курдюкова.

    Причины отключения

    Главное, что должен знать каждый, – это то, что управляющая компания или ТСЖ имеют право на определенный ряд действий для пресечения безответственного отношения гражданина к оплате коммунальных услуг. Но есть ли у них право отключить свет за неуплату? Работники коммунальных предприятий утверждают, что такие действия возможны, но лишь при соблюдении целого ряда условий.

    Во-первых, образование задолженности должно определяться не по счетчикам, а при наличии минимум трех ежемесячных платежей, которые будут приравниваться к средним показателям потребления. Все процедуры отключения должны происходить только после официального письма – уведомления о задолженности. Вручение данного письма должно происходить лично, с обязательной подписью собственника. Примечательным фактом остается то, что ТСЖ не имеет права самостоятельно отключить электроэнергию, так как это действие будет считаться самоуправством. Если с вами произошла такая ситуация, сразу же пишите исковое заявление о незаконном отключении коммунальных услуг.

    Процедура отключения

    Порядок отключения света и воды разительно отличается как самой процедурой, так и действиями управляющих компаний. В этом вопросе нам также поможет разобраться адвокат НО «Самарская областная коллегия адвокатов» Виктория Курдюкова:

    «Отключение воды обязательно с соблюдением следующих условий: «Водоканал» или любая управляющая компания обязаны в срок до 30 дней уведомить хозяина о том, что ему прекратят подачу воды за неуплату. По истечении этого времени должнику поступает еще одно уведомление и дается еще три дня для погашения долга. Если должник продолжает не выходить на связь и не предпринимает попыток для погашения задолженности, сотрудники водоканала будут обязаны начать процедуру по приостановке подачи воды».

    — При отключении электроэнергии необходимо отметить следующее: сначала потребителю поступает уведомление, которое содержит размер долга. У плательщика имеется 20 дней, чтобы погасить такую задолженность. В случае непоступления оплаты по истечении этих 20 дней поставщик вводит ограничения на потребление. С этого момента у должника есть еще 10 дней, для того чтобы исправить положение. После истечения и этого срока поставщик вправе отключить должника от подачи электроэнергии, – продолжает свою мысль юрист.

    Что делать дальше?

    Логичный вопрос, который появляется у гражданина при отключении коммунальных услуг за неуплату. Как бы просто это ни звучало, но единственное, что нужно сделать собственнику для возобновления поставки коммунальных услуг, – это погасить долг. С погашением лучше не затягивать, так как в худшем случае вам станут начислять пени и штрафы.

    Если собственник знает, что не успевает оплатить услуги в оговоренный выше срок, ему следует обратиться в УК с просьбой об отсрочке платежа. Это действие поможет избежать штрафа и отключения услуг. Если же от благ цивилизации вас все же отрезали, то после оплаты долга гражданин, взяв чек и паспорт, должен отправиться в ТСЖ или управляющую компанию для составления заявления о возобновлении коммунальных услуг. Но повторное подключение – услуга платная: для физических лиц – 1000 рублей, для юридических – до 10000 рублей. И не забудьте договориться с сотрудниками компании о повторном подключении и снятии пломб. Однако если услуги не возобновлены в течение двух дней после оплаты долга и составления заявления, эти действия будут считаться противоправными.

    Справка

    Установлен перечень ресурсов, подачу которых прекратить не могут даже при наличии накопившегося долга у гражданина:

    — газ, если он используется для отопления;

    — холодная вода;

    — отопление.

    В тему

    Следи за цветом

    Около 20 тысяч клиентов-должников Самарского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» в рамках акции «Внимание! Должник!» получили красные и желтые квитанции за тепло, отпущенное в январе 2021 года. Маркировка цветом призвана предупредить недобросовестных клиентов о том, что в ближайшее время энергетики намерены взыскать задолженность через суд.

    Так, в адрес 13 тысяч горожан были направлены желтые квитанции. Данная группа клиентов до сих пор не оплатила тепло, полученное в декабре прошлого года. У этих жителей региона еще остается возможность урегулировать свои взаимоотношения с энергокомпанией в досудебном порядке.

    Свыше 6 тысяч жителей региона, накопившие в сумме около 40 млн рублей долга за тепло, получили красные квитанции. Данная маркировка означает, что в ближайшее время энергетики планируют использовать в отношении этой группы неплательщиков все возможные инструменты – от получения судебного приказа и снятия средств с зарплатных карт до конфискации имущества. Для урегулирования взаимоотношений с энергокомпанией им необходимо погасить свой долг за три месяца – ноябрь, декабрь 2020 года и январь 2021 года.

    «Скорейшее погашение накопленной задолженности позволит нашим клиентам избежать рисков встречи с судебными приставами. Напомнить о критическом положении по оплате тепла призвана цветная маркировка наших квитанций за январь», – отметил директор по продажам Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» Юрий Рябов.

    Владимир Мочалкин, газета «Площадь Свободы»