Владимир Краснов о том, что упустили из виду разработчики стратегии развития Тольятти.
На внеочередном заседании думы 25 января 2019 года была утверждена стратегия социально-экономического развития Тольятти на период до 2030 года. Депутаты приняли её практически единогласно. Но на комиссии по бюджету и экономической политике не обошлось без жарких споров. Председатель комиссии Владимир Краснов считает, что в основе дискуссии – противоречие или дисгармония между оптимистичными формулировками стратегии развития нашего города и реалиями сегодняшнего дня тольяттинцев.
– Владимир Петрович, чего, на ваш взгляд, недостаёт документу, согласно которому наш город должен развиваться до 2030 года?
– Развитие города – это развитие новых проектов. Это привлечение серьёзного бизнеса. Это образование и сохранение местных элит. Местных элит в промышленности, в сельском хозяйстве, в банковской сфере, торговле, науке, медицине, образовании. Это то, что у нас за последнее время «вымыто» из города. У нас, к сожалению, нет Каданникова, нет Махлая, нет других харизматичных руководителей, и это чувствуется повсеместно в городе. Начиная от невозможности каких-то серьёзных вложений до положения хоккейной команды и её финансирования.
Думаю, это нужно было вписать в стратегию крупными мазками, потому что без местных элит ничего толкового не будет. Ничего нам москвичи хорошего не принесут.
– Да, всем известно, что москвичи принесли нам в первую очередь огромный разрыв в доходах между топовым менеджментом и обычными рабочими…
– И повыгоняли со всех значимых должностей тольяттинцев. По моим данным, между минимальной и максимальной зарплатами разрыв на промышленных предприятиях составляет до 100 раз. Тогда как во всех цивилизованных странах не превышает 10 раз. А зарплата – это то, что более всего волнует жителей. Вот и разработчики стратегии называют её «непривлекательной». И это очень мягко и обтекаемо. По тем данным, которые нам дала администрация – по средней годовой численности занятых в экономике тольяттинцев, по отчислениям налога на доход физических лиц – средняя заработная плата у нас в Тольятти получается всего 19 500 рублей. 19 500 – с учетом миллионных зарплат топ-менеджеров! А если их не учитывать, то средний доход ещё уменьшится! 19 500 – это намного ниже декларируемой по стране: называют сумму средней зарплаты в 36 000 рублей. При таких реальных доходах наш город – фактически город нищих.
Следующий момент: нехватка рабочих мест. То есть безработица. По этому моменту в стратегии нет вообще ничего. Согласно отчёту администрации, который нам представляли в думе, трудовые ресурсы Тольятти составляют 446 000 человек. Среднегодовая численность занятых в экономике – 371 000. Разница – 75 000 человек. Отнимем ещё 10 000 студентов. И получим количество реальных безработных в Тольятти. Это 65 тысяч, или 15% от общей численности работоспособного населения. Всё. А если учесть трудовую миграцию, которая идёт из Жигулевска и Ставропольского района, то процент безработицы станет намного больше. При этом центр занятости преподносит нам совершенно другие цифры. Согласно им количество безработных у нас не более 4%.
– Разница кроется в методике подсчёта?
– Безусловно. Администрация считает у нас только тех, кто официально состоит на учёте и получает в первый год выплаты порядка 4000 тысяч рублей в месяц. Когда год проходит, люди автоматически «слетают» на выплату в 800 рублей в месяц. И даже этих 800 рублей лишают по любому поводу: не отметился вовремя, отказался от предложенной работы. Но главное не в этом, а в том, что после таких «проступков» человека вообще перестают считать безработным.Не отметился на бирже в назначенный день – лишаешься пособия. И перестаёшь считаться безработным. А раз тебя сняли с учета в центре занятости, ты уже не портишь статистику. Что делать дальше, человек решает сам: или идёт таксовать, или едет на заработки в более хлебные города.
Вот из-за этих двух составляющих – низкая зарплата и достаточно высокая безработица – люди уезжают из Тольятти. Особенно молодёжь. Город называют бесперспективным. И если раньше север был местом, куда люди ехали за зарплатой, то теперь манна небесная у нас в Москве и Питере. А в других местах просто-напросто жизни нет.
– А что с социальной сферой? Даёт научный труд нам какие-то подсказки по её развитию?
– Я считаю, что по многим социальным вопросам в стратегии сглажены все острые углы. Например, здравоохранение. Положение дел в этой сфере после общения с главными врачами можно выразить одним словом: караул! В Тольятти на сегодняшний день катастрофически не хватает врачей. Из тех, кто работает, очень многим под 70 или за 70 лет. По этому поводу в стратегии ничего не сказано, хотя эта проблема уже сейчас серьёзнейшая. И без специализированной программы её не решить. И запускать эту программу надо срочно!
Я хотел бы также обратить внимание, что у нас в городе большое количество ВИЧ-больных. И должна быть программа по льготному обеспечению данной категории лекарствами. А также – обеспечение женщин, больных ВИЧ и имеющих грудных детей искусственным детским питанием. На это нужно не так много денег, не более одного миллиона. Но ситуация очень серьёзная.
– В образовании тоже проблемы с кадрами…
– …Катастрофически не хватает преподавателей-предметников по иностранным языкам, математике, физике, химии… Техническое состояние наших школ вызывает много вопросов. Оснащение кабинетов всевозможными колбами-мензурками находится на уровне 70-х годов. Это говорят директора школ.
– Владимир Петрович, но хоть где-то должно быть хорошо! Может, на предприятиях «большой химии»…
– В химическом «кластере» первое, что не позволяет развиваться предприятиям, – ситуация с отгрузкой продукции железнодорожным транспортом. На станциях «Химическая», «Химзаводская», «Жигулёвское Море» объёмы производимой продукции отправляются с проблемами. Не хватает вагонов. Но Куйбышевская железная дорога не предпринимает никаких мер. Хотя обращений к ее руководству достаточно.
Есть серьёзная проблема в транспортировке грузов и у Тольяттиазота (а это крупнейшее в Европе предприятие по производству минеральных удобрений). На протяжении многих лет она не решается на правительственном уровне. Аммиакопровод Тольятти-Одесса, который был построен в советские времена, сейчас частично проходит по территории практически «враждебного» нам государства. И давайте называть вещи своими именами: мы фактически подкармливаем, подпитываем это «враждебное» государство. А на правительственном уровне долгое время не решается вопрос о завершении строительства Таманского порта. Так долго продолжаться не может. Я думаю, необходимо серьёзное обращение в правительство РФ от Тольятти, Самарской области по этому вопросу.
Также предприятия северного промузла отмечают необходимость срочно разгрузить улицу Новозаводскую. Сделать это можно, направив транспортные потоки по улице Калмыцкой. Но прежде нужно построить магистраль.
– А АВТОВАЗ? Наше градообразующее предприятие вроде как показывает в последнее время оптимистичные отчёты. Продажи автомобилей растут, прибыль тоже…
– АВТОВАЗ – особая тема. Это предприятие образовало наш город, и оно же может его похоронить. Отчёты и цифры в них хороши лишь для иностранного руководства завода. На деле… Местные поставщики автозапчастей вытесняются с вазовского конвейера. Эту проблему пытаются решить давно, но и по сей день собака лает, а караван идёт. И караван идёт таким образом, что у нас АвтоВАЗагрегат встал и стоит два года. 6,5 тысяч человек вместе с сотрудниками технологических «дочек» выброшены на улицу. До сих пор судятся по поводу зарплаты. Передовые в техническом отношении подразделения АВТОВАЗа практически уничтожены. Это Волжский машиностроительный завод (ВМЗ) и КВЦ. Всё, что сохраняется на ВАЗе – это отвёрточная сборка. Вакуум комплектующих заполняется со стороны зарубежных поставщиков, которых активно подтягивает иностранное руководство. Они как бы аккредитуются у нас, но на самом деле используют импортные комплектующие.
– А как же требуемый уровень локализации?
– Вот послушайте, совместное российско-немецкое предприятие «Эберспехер», выпускающее выхлопные системы, или российско-французская «Форесия», производящая сиденья, и другие СП пользуются своими комплектующими. У нас они только их собирают, сваривают и подают на конвейер. Основной продукт создаётся «там». И «туда же» платятся деньги. Но поскольку детали собраны отверткой на АВТОВАЗе из импортных компонентов, они считаются отечественными деталями! И с учетом скрытого импорта уровень локализации для Vesta составляет 47%, Xray– 22%. Эти цифры приводит сам АВТОВАЗ. Однако тиражируется информация совсем с другими цифрами. Например, в Москву докладывали при запуске Vesta об уровне локализации в 70%. При этом якобы 60% деталей в ней от тольяттинских поставщиков.
А по российским законам в автомобиле, собранном иностранным производителем, должно быть 50/50 процентов отечественных и импортных компонентов. Нужно доводить до правительства истинное положение дел на заводе. Потому что иначе число рабочих мест в автомобильной столице России ещё более сократится.
– Владимир Петрович, а как, на ваш взгляд, можно увязать развитие промышленности в городе и экологическую составляющую?
– Во время обсуждения стратегии действительно очень много говорилось про экоград, зелёные насаждения и т.д. Но вот буквально на днях администрация города в количестве пяти человек проголосовала за то, чтобы свалку в Тимофеевке открыть. И по новым согласованным техническим условиям свалка эта может быть до 12 метров над уровнем земли. В настоящее время минус два метра от земли, но вонь стоит невообразимая (как там в Тимофеевке люди живут?). Вот такие у нас интересные дела по поводу экограда.
Не надо думать, что 2030 год – это далеко. Это близко. А то, что мы сейчас нагадим у себя под носом, – это надолго.
– И всё-таки для чего нам этот документ стоимостью в шесть миллионов?
– Разработчики говорят, что, следуя в заданном ими направлении, к 2030 году Тольятти должен будет стать территорией, где реализуются большие проекты и создана современная городская среда. Где экология дружит с «большой химией», а городская среда нацелена на развитие человеческого капитала, и создаются условия для самореализации каждого его жителя.
Пока всё это похоже на сказку. А чтобы из сказки сделать быль, постараться нужно всем – и властям, и городскому сообществу. Хотя роль власти в реализации флагманских проектов, указанных разработчиками, самая важная. В первую очередь администрация города должна принять постановление о разработке плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти на период до 2030 года. А затем приступить к его исполнению.
Ольга Баркалова, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 4 (499), 6 ФЕВРАЛЯ 2019 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07