Чичиков по-самарски, или Гоголя много не бывает

сцена из спектакля "Мертые души" театра "Мастерская"
фото: «Вольный город Тольятти»

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» показал в Тольятти свою постановку «Мертвые души».

Интрига в том, что это произошло на сцене ТЮЗа «Дилижанс», который всего двумя неделями раньше порадовал поклонников собственной трактовкой гоголевской поэмы, назвав ее жанр драматическим концертом.

Поневоле зрители сравнивали с недавно увиденным спектакль самарцев, поставленный более года назад в жанре «душевная поэма в пяти сделках». Интересно, что инсценировку и постановку его осуществила землячка Евгения Зимина, режиссера «ЧичиковLive», Ольга Парфенова – она тоже из Санкт-Петербурга.

Сразу отмечу: общего довольно много. В спектакле много музыки, пластики, и некоторые актеры исполняют по несколько ролей. В частности, блистательная пара Кирилл Ледовский и Ильдар Насыров. Это и слуги Чичикова Селифан с Петрушкой, и дети Манилова Фемистоклюс с Алкидом, и приятные во всех отношениях дамы Анна Григорьевна с Софьей Ивановной, и даже губернатор с губернаторшей.

Начало спектакля в чем-то более инфернально, нежели у «Дилижанса», – бричка напоминает гроб, из которого, подобно Дракуле, восстает главный герой. Однако в целом у самарцев спектакль получился более приближенным к оригиналу: в нем больше текста, больше персонажей, и, вероятно, поэтому он кажется более длинным, чем вариант тольяттинцев.

Хотя ощущение обманчиво – разница всего в 15 минутах. И возможно, это то время, которое ушло на постановку такого спектакля в спектакле – истории капитана Копейкина.

Евгений Зимин, работая над инсценировкой, убрал всё лишнее, хотя, как считается, в классике не может быть лишнего. Но кто читал текст поэмы в оригинале, разве не недоумевал: для чего автор включил в повествование рассказ о печальной судьбе военного инвалида? К сюжету он самое косвенное отношение имеет.

Романтично-взбалмошная парочка Маниловых с их хулиганскими детьми удлинила на еще один забавный эпизод спектакль, как и печальная история собственной деградации, рассказанная Плюшкиным в талантливом исполнении актера Валерия Сабельникова. Совсем другой, но в чем-то, несомненно, идентичный нашему вышел у самарцев и Ноздрев в шикарном исполнении Андрея Галкина.

Так можно перечислить всех персонажей, включая и Коробочку (Александра Костырева), и, конечно же, главного – Чичикова. Его сыграл Кирилл Шевырев, разработав также своеобразный рисунок роли. Приятный во всех отношениях и вполне соответствующий созданному писателем образ, но при этом – некий Мефистофель, который со своими подручными не просто выкупает не вычеркнутых из реестра почивших крепостных, но похищает души самих помещиков. Которые обращаются ближе к финалу в зомби.

Однако сам финал отдает излишней сентиментальностью, в нем Чичиков чуть ли не рыдает в объятиях прекрасной девушки, символизирующей Русь, и, расчувствовавшись, выпускает похищенные души на волю. Что бы это значило? Может быть, упование автора постановки на неизбежное – когда-нибудь – раскаяние отечественных мошенников?!

Конечно, обсуждая и тольяттинскую постановку, можно задаться вопросом: а почему лирическое отступление автора о мчащейся птице-тройке, то бишь Руси, озучивает Чичиков? С чего ему такая честь?! Всерьез ли автор назначил его на роль того, кто вечно жаждет зла, но совершает благо? То есть, выводит на чистую воду разнообразных, но каждых по-своему неприятных крепостников.

Во всяком случае, оказалось, что данная трактовка произведения легче воспринимается школьниками, которые проходят его по программе. Ее мораль, если такая все-таки есть, ближе к общепринятой литературоведческой.

Зато у тольяттинцев более цельной и более впечатляющей оказалась музыкальная составляющая, созданная художественным руководителем «Дилижанса» и композитором Виктором Мартыновым. У самарцев звучало что-то из западного рока, что-то из Гребенщикова, а когда сверху спустилась гитара и Чичиков спел что-то лирическое, но совсем не по сюжету, у зрителей возникли неуместные ассоциации… с Грушинским фестивалем.

Хотя это всё придирки. Спектакль великолепный по оценкам зрителей, особенно тех, кто еще не видел «ЧичиковLive», но смотрел постановки «Мастерской», которые в прошлом году состоялись также на сцене «Дилижанса».

А тем временем

До конца года будет еще одна возможность сравнить. Спектакль по «Мертвым душам» готовит очередной режиссер театра «Колесо» Игорь Касилов. Тот самый, Скапен и Лопахин, который давно осел в столице, прославился на телевидении в роли Цветочка и возвращаться, как стало известно, в родной город не собирается. Но, по приглашению недавно назначенного художественного руководителя «Колеса», народной артистки РФ Натальи Дроздовой осуществил свою первую в нашем городе режиссерскую постановку.

Это комедия по пьесе Роберта Хоудона «Шикарная свадьба». В ней задействованы молодые актеры, работой с которыми режиссер остался, по его признанию, доволен. Впрочем, это только проба пера, на постановку ушло не так много времени, сколько понадобится для работы над гоголевской поэмой. К тому же, чистая комедия положений, какой является «Шикарная свадьба», не предусматривает сложной и кропотливой проработки характеров, в ней главное – яркая завязка интриги и неожиданный финал.

Всё это есть, кроме того, интересный характер своего персонажа в непритязательном действе удалось создать исполнительнице роли Джули Вере Зиновьевой. Она играет в первом составе, не исключено, что при участии второго зритель обнаружит некие изюминки. Ну, и будем ждать «Мертвые души» в постановке Игоря Касилова.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»