Кому реально нужен туристический Тольятти?
Тренд внутреннего туризма шагает по стране. Не отстает и Тольятти: весной этого года было принято решение об увеличении штата чиновников администрации.
В городе появилось собственное управление туризма, что повлекло за собой дополнительную нагрузку на бюджет в размере 10 миллионов рублей.
Однако возникает вопрос: действительно ли чиновники проявляют интерес к туризму и культуре нашего города? Или это лишь очередная поддержка тренда для создания красивого образа и высоких позиций в федеральных рейтингах?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить отношение руководства города ко многим знаковым и туристическим местам Тольятти. И напрашивающийся ответ может не порадовать горожан.
Маленький Петербург
В Тольятти прослеживается тенденция: чем уникальнее культурный объект, тем незавиднее его судьба. Примером тому может служить «Маленький Петербург» – архитектурный ансамбль в стиле сталинского ампира, расположенный в Комсомольском районе, микрорайон Шлюзовой.
Архитектура объекта, расположение делают его уникальным местом, не свойственным для такого рабочего города, как Тольятти. Местные жители давно облюбовали «Маленький Петербург» как место для прогулок и отдыха. По широкой аллее улицы Крылова с лавочками и цветочными клумбами можно дойти до небольшой набережной с прекрасным видом на Волгу и Жигулевские горы. Здания сталинского ампира по праву считаются объектами культурного наследия. Однако даже статус культурного объекта не смог защитить архитектурный ансамбль от халатности чиновников. Причем это касается не только городских, но и областных ведомств.
В первые годы запуска региональной программы капремонта было решено отремонтировать дома данного архитектурного объекта одними из первых. Но все здания имеют статус культурного объекта, а это значит, что без специализированной фирмы с необходимыми допусками и разрешениями нельзя просто так провести работы. Что же делать: бюджет выделен, как освоить?!
И тогда каким-то «магическим» образом в стенах министерства культуры Самарской области эти дома теряют статус культурных объектов прямо под срок капитального ремонта крыши. А как только «ремонт» заканчивается, статус возвращается. Чудеса? Еще какие.
«Тольяттинский навигатор» выпустил целую серию материалов касательно этого вопиющего случая коррупции. Иначе назвать данный беспредел нельзя: после «ремонта» кровли домов крыши стали течь даже там, где раньше не текли. От протечек страдают и фасады, превращая красивейший ансамбль в тотальную разруху. Благодаря местным и областным депутатам удалось обратить внимание на эту проблему. Расследования, заявления в полицию и прокуратуру, рабочие группы и бесчисленное количество выездов на место событий – всё это было сделано для борьбы с чиновничьим беспределом.
О необходимости привести в порядок уникальный архитектурный объект говорили и при бывшем главе города Анташеве, и при Ренце, и даже экс-губернатор области Азаров делал какие-то подвижки в данном направлении. Но воз и ныне там.
Ни один чиновник так и не понес наказание за махинации со статусом культурного объекта. А фасады сталинского ампира продолжают разрушаться, осыпаясь на тротуары. Единственное, что получил архитектурный ансамбль, – это стройплощадку под церковь, против возведения которой выступили очень многие жители Шлюзового.
В общем, это черная страница «туристического» Тольятти. Написанная в тандеме городских и областных чиновников.
Дом Репина
Удивительно, насколько по-разному могут относиться к своей истории два соседних города. В то время как в Жигулевске активно развивают село Ширяево и его историко-музейный комплекс, тольяттинский «дом Репина» оказался на грани разрушения.
Дом Репина, расположенный на улице Советской, 39, в Центральном районе Тольятти, является памятником истории регионального значения. Согласно истории, живописцы Илья Репин вместе с Федором Васильевым и Евгением Макаровым останавливались в этом доме по пути в Ширяево, когда сам дом находился еще в Ставрополе-на-Волге и в нем был постоялый двор. Да, уникальность дома заключается еще и в том, что он был перенесен сюда из затопленного города «по бревнышку».
Зимой 2024-го в доме произошел пожар. Огонь удалось быстро локализовать, и строение в целом сохранилось. Однако в крыше появились дыры, а некоторые окна были утрачены.
Самое печальное в этой истории – бездействие чиновников. Около полугода местные жители и неравнодушные граждане обращались в администрацию с просьбой хотя бы закрыть поврежденные проемы. Однако администрация не спешила устранять последствия пожара. Дом продолжал стоять с черными дырами-глазницами, открытыми всем стихиям, вплоть до августа.
Сдвинуть дело с мертвой точки удалось только благодаря действиям местной активистки Анны Головлёвой. Анна является членом Самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Благодаря ее призывам о помощи в социальных сетях, многочисленным обращениям в адрес администрации Тольятти и информационным письмам в СМИ, «дом Репина» наконец-то решили хотя бы законсервировать.
К сожалению, и до пожара объект не был в идеальном состоянии. Несмотря на то, что он является культурным объектом, до популярного туристического места ему далеко. Никто из властей не спешит сделать из него музей, как в соседнем Жигулевске.
Но Анна не планирует сдаваться. Она надеется, что дом станет частью культурной жизни Тольятти, и предлагает открыть здесь музей, арт-центр или экспозицию, посвященную Илье Репину. Пока она в этом вопросе надеется на понимание городских властей, но не исключает, что придется искать спонсоров или стучаться выше. Вдруг дом сможет взять на баланс какой-то областной или федеральный музей и сделать из него свой филиал.
Интересно, есть ли у новоиспеченного отдела туризма в администрации Тольятти аналогичные планы?
Мозаичный Тольятти
С каждым годом всё меньше людей знают, сколько уникальных панно и мозаик было и есть в нашем городе. Только в Автозаводском районе их почти полтора десятка, а ведь есть еще и другие районы. Кто сейчас из молодого поколения сможет вспомнить хотя бы пять названий панно?
Дело не в том, что люди не интересуются историей города. Мозаики и панно – это отражение советской идеологии в искусстве. Да, они были созданы еще при СССР. Каждый объект уникален, у него есть автор. Но за несколько десятилетий безразличия властей большинство из них потеряли свою красоту. Еще часть скрыты от глаз, проданы вместе со зданием в частные руки или вовсе – уничтожены.
Спасти отражение советской идеологии и напомнить тольяттинцам о таких объектах взялась группа неравнодушных граждан. Они собрали и систематизировали информацию о всех объектах мозаичного искусства. За свои средства активисты разработали и выпустили тематический буклет, в котором указаны названия и местоположение каждой мозаики. Тематический маршрут, предложенный в буклете, позволяет посетить все мозаичные произведения Тольятти.
Читая и изучая этот буклет, можно увидеть, что была проделана огромная работа. И авторы буклета не чиновники администрации Тольятти на окладе и премии, а простые жители города, которым важна история родных мест. Они собрали в схему все мозаики города. И такие символичные, как «Радость труда», и менее масштабные, но от этого не менее знаковые и живописные.
Благодаря активистам и депутатам от КПРФ в городской Думе еще во время прошлого созыва удалось инициировать изменения в перечне знаковых и социально значимых мест Тольятти. В этом году изменения наконец вступили в силу, пополнив список двадцатью мозаичными произведениями искусства.
Будет ли «туристический рывок»?
Выше приведены лишь некоторые примеры того, как чиновники относятся к культурным достопримечательностям Тольятти. При должном подходе эти места могли бы стать популярными туристическими объектами, направлениями. Однако пока заботу о них проявляют только местные активисты. Чиновники не спешат действовать без «общественного пинка». Хороший пример – дом Репина.
Другим примером отношения к знаковым местам города может стать Единая муниципальная геоинформационная система городского округа Тольятти (ЕМГИС), что модерируется администрацией города. В ней есть целый раздел с картой, где можно посмотреть знаковые и интересные места Тольятти. В их числе мозаики, скверы, стелы и фонтаны. Вот, к примеру, фонтан в 18 квартале по улице Автостроителей, 12. Открываем фото… и что мы видим? Неработающий фонтан, сфотографированный в явно холодное время года, с лазающими внутри детьми и исписанным граффити бортиком. Достойная фотография для официального сайта администрации Тольятти?
При большом желании можно выбрать гораздо лучший ракурс, выставив объект в более привлекательном виде. Лучший ракурс, время дня и время года. Особенно для фонтана. Но для этого нужно иметь желание. А его у чиновников, как мы видим, нет. Зато есть в Единой муниципальной геоинформационной системе много других фотографий достопримечательностей, выполненных в стиле «и так сойдет».
Что из вышесказанного следует? Да то, что нет у наших сити-менеджеров рвения сделать свою работу хорошо, зато есть большое желание увеличить штат чиновников, выделить как можно больше денег из бюджета.
Отдел туризма преобразован в управление весьма оперативно. Увеличен штат чиновников, освоены выделенные из бюджета деньги. Только стиль работы от этого не изменился.
Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 26.09.2024
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07