Чем занять детей в выходные: Наверняка этот вопрос задает себе каждая мама

химические опыты в библиотеке

Чем занять детей в выходные? Наверняка этот вопрос задает себе каждая мама. Тем более, если детей трое: 3 года, 7 и 13 лет. Книжки не раз перечитаны, пазлы сложены, а близлежащие сосновый бор и дубовая роща исследованы до мельчайших подробностей.

И здесь на выручку мамам, стремящимся с пользой провести время и научить чему-то новому своих детей, приходят городские бесплатные (что немаловажно для семейного бюджета) программы. На одну из таких программ моя знакомая в минувшую субботу записала своих чад.

Обстоятельства сложились так, что старшему сыну срочно потребовалось купить костюм к завтрашнему соревнованию по бальным танцам, а за младшими попросили присмотреть меня: их нужно было посадить в такси и довезти до библиотеки. И это оказалось огромной проблемой для многодетных семей нашего города: из 7 вызванных машин разных операторов… не приехала ни одна! Вызов принимают, едут, а потом на полпути отказываются. Не хотят наши таксисты возить ребятишек, даже если есть свое детское кресло. Может, городским властям придумать «детское» такси?

Время поджимало, я быстро одела мальчишек, и мы понеслись на остановку общественного транспорта. Ехать пришлось с двумя пересадками, но к назначенному часу успели.

Международная (30 стран мира) просветительская акция по проверке научной грамотности «Химическая лабораторная, или Mendeleev Lab» проходила в центральной детской библиотеке имени Пушкина. Еще 72 города России примут в ней участие. Вели химическую открытую лабораторную Мария Семёнова и Любовь Маркова, работницы «Тольяттиазота».

В библиотеке нас поделили на две группы – дети и взрослые. Детей увели в одну комнату, а нам предложили в другой пройти тест. Малышей забрали в детскую – с отличным воспитателем, судя по тому, что полтора часа нас никто не беспокоил.

Признаюсь, что участвовать в тестировании не собиралась. Честно выполнив свою миссию, думала отсидеться на мягких креслах, но молодой человек пригласил всех в зал, где на столах уже лежали тестовые пакеты с опросником и ручкой. Раз уж пригласили, почему бы ни попробовать проверить свои знания, тем более, последний экзамен по химии я сдавала почти 30 лет назад.

Публика разновозрастная – от студентов до бабушек. Вошел ведущий, и мы приступили к выполнению заданий. Опросник был на английском языке, которым владею только в рамках школьной программы, а тест по вопросам о химических формулах, элементах для таких, как я, на мониторе выводился на русском языке.

«Открытая лабораторная» не только проверяет знания участников, но и рассказывает о новейших достижениях науки: химии и физики, биологии и нейробиологии, информатики и астрономии. Вопросы могут быть сравнительно простыми, а бывают и очень сложными, даже такими, по которым не всегда есть полное согласие среди ученых.

Вот несколько вопросов, на которые не смогла ответить правильно: есть ли на Солнце вода? Нет, конечно же! – подумала я. Ведь для образования воды нужна прохладная температура. Если Солнце сильно жарит, вода и на Земле испаряется.

Оказывается, такое место есть в солнечных пятнах, где температура снижается до 3500 К, что достаточно прохладно для формирования молекул воды. Вода существует там только в виде пара, но зато можно утверждать, что на поверхности Солнца действительно она есть!

Вреден ли озон для организма? Нет – ответила я, что может быть свежее и приятнее, чем воздух после грозы, наполненный озоном? Оказалось, вредно в больших объемах: озон – сильнейший окислитель, что приводит к быстрому старению клеток организма. Вот только про количество объема в вопросе не прозвучало ни слова.

Вызывает ли растение борщевик химический ожог? Моя мама на даче показывала мне это растение и говорила, что трогать его ни в коем случае нельзя, обожжет сильнее крапивы. Поэтому ответила положительно. Оказалось – неправильно, борщевик вызывает фотоожог. Если сок растения попадает на кожу в темное время суток, ожога не будет, под воздействием даже самого небольшого количества солнечного света частицы эфирных масел встраиваются в ДНК и вызывают повреждение живых клеток.

Для детей вопросы были не менее увлекательные. Например, может ли автомобиль двигаться на газированной воде с сиропом? Знатоки приключений Незнайки уверенно ответили «да» и оказались правы! Кроме теста, ребятам продемонстрировали интересные химические опыты, которые выглядели настоящим волшебством. Дети зачарованно смотрели, как жидкости в колбах меняли цвета, на руке возникал огонь, не причиняющий вреда, а вода с размоченным в ней хлебом синела.

Отвечать на вопросы было не сложно, но пришлось напрячь память, включить аналитику и интуицию. Что-то помнила со школьной скамьи, что-то – из наклеек на бутылках с бытовой химией или продуктах питания, например, химическое название пищевой соды – гидрокарбонат натрия. На некоторые вопросы отвечала чисто интуитивно, и каково же было мое удивление, когда из 40 баллов я набрала 32. И это третье место!

Первое уверенно разделили студенты из химико-технологического техникума, ответив на все вопросы правильно, их наградили книгами и дипломами. Замечательная подготовка наших будущих химиков вызывает уважение. За свои труды диплом «звездного лаборанта» получила и я, а также наклейку: «Радиоактивная, как Мария Кюри!»

Думаю, задача, поставленная организаторами, выполнена на «отлично». Все участники остались довольны: взрослые узнали об интереснейших фактах и освежили свои знания, дети увидели много познавательных опытов и поняли, что химия как наука может быть очень интересной.

Елена Селезнева, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 40 (1271) 18.10.19