Чем невоспитанный человек отличается от хорошо воспитанного?

спит девушка в кровати
Содержание
  1. За столом
  2. – На столе не должно быть ничего, что не имеет отношения к еде.
  3. – Никогда не начинайте есть, пока все за столом не будут обслужены.
  4. – Вместо «я не пью» говорите «спасибо, не сегодня».
  5. – Промокните помаду перед тем, как пить.
  6. – Не тянитесь через весь стол.
  7. – Общие блюда всегда передаются против часовой стрелки.
  8. В быту
  9. – Не опаздывайте сильнее, чем это допустимо.
  10. – Если вы слышите у собеседника акцент, то не задавайте вопрос «Откуда вы?».
  11. – Когда вы говорите с кем-то, снимайте солнечные очки и наушники.
  12. – Из лифта и помещения всегда сначала выходят, и только потом заходят.
  13. – Дверь открывает тот, кто ближе к ней.
  14. – Кормление грудью и смена подгузников – интимные процедуры.
  15. В гостях
  16. – Никогда не приходите в гости с пустыми руками.
  17. – Если вы приглашаете гостей к себе, то всегда уточняйте, можно ли им взять с собой кого-то еще.
  18. – Когда вы знакомите кого-то, первым всегда представляется тот, кто старше.
  19. – Не позволяйте своим гостям садиться за руль в нетрезвом виде.
  20. – Не забывайте говорить спасибо хозяевам на следующий день после вечеринки.
  21. В офисе
  22. – Соблюдайте дресс-код.
  23. – Аккуратность и внимание к своему внешнему виду – признак хорошего воспитания.
  24. – В офисе неприлично разогревать или есть еду, которая сильно пахнет.
  25. – Всегда уточняйте, может ли ваш собеседник говорить с вами в данный момент.
  26. – Всегда предупреждайте собеседника о том, что включаете громкую связь.
  27. – Перезванивает всегда тот, кто инициировал разговор.
  28. – Не звоните по рабочим вопросам в нерабочие часы.
  29. – Если вы больны, оставайтесь дома.
  30. В социальных сетях
  31. – Небрежность в тексте.
  32. – Пустая болтовня.
  33. – Засорение ленты в социальных сетях бессмысленными постами и сообщениями.
  34. – Злоупотребление функцией «Ответить всем».
  35. – Сплетни.
  36. – Несдержанность в выражении эмоций.
  37. – Нарушение профессиональных границ.
  38. – Пренебрежение чувствами других.

Золотые правила этикета, которые нужно соблюдать в приличном обществе. Практикум о том. как нужно себя вести за столом, в гостях, в быту, в офисе и в социальных сетях.

Чем невоспитанный человек отличается от хорошо воспитанного? Одри Хепберн, легенда кино и образец леди, утверждала, что воспитанный человек никогда не будет доставлять неудобства окружающим. Умение сдерживаться и не идти на поводу у своих желаний и инстинктов и есть главное отличие неандертальца от аристократа, утверждала актриса.

Знаете ли вы, что в современном виде и значении слово «этикет» было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV? Гостям были розданы карточки, так называемые этикетки, с изложением того, как они должны держаться

В аристократических кругах этикету учили с детства, однако развитие рынка сделало элиту куда более разношерстной, чем века назад, да и правила этикета перестали быть прерогативой избранных. Сегодня многие из древних правил упразднены за ненадобностью, и их место заняли новые, имеющие отношение к нашей реальности. Но значимость праздника очевидна: каждому необходимо знать и соответствовать нормам этикета, в том числе и в виртуальном пространстве.

Например, известно ли вам о том, что класть мобильный телефон рядом с собой в ресторане – это официально признанная дурная манера?

торт и пустые чашки

За столом

– На столе не должно быть ничего, что не имеет отношения к еде.

Солнечные очки, телефон, ключи, сумочки и прочее должны быть убраны со стола в тот момент, когда перед вами ставят тарелки с едой.

– Никогда не начинайте есть, пока все за столом не будут обслужены.

Ну или пока хозяйка не поставит последнюю порцию и не сядет за стол. Налегать на свою порцию, не дожидаясь остальных, признак дурного воспитания. В исключительных случаях можно начать есть, если хозяйка или тот, кто ждет свое блюдо, вас об этом попросит (иногда разные блюда требуют разного времени приготовления, и пока ваш сосед ждет свой заказ, ваше блюдо уже может остыть).

– Вместо «я не пью» говорите «спасибо, не сегодня».

Очень милое правило этикета. Оказывается, люди, которые категорично заявляют, что они против алкоголя, могут задеть или ранить тех, кто очень даже за. Получается вроде как противопоставление себя тем, кто не прочь выпить бокал вина и уже на это настроился, а вы своим манифестом портите им весь настрой. Однако, утверждают эксперты школы этикета, если чуть-чуть изменить формулировку, то ваш отказ будет восприниматься совершенно спокойно. Мало ли, по какой причине именно сегодня вы отказываетесь от бокала вина? В приличном обществе акцентировать на этом внимание никто не будет.

– Промокните помаду перед тем, как пить.

Следы губной помады на бокале с вином или стакане считались дурным тоном во времена Одри Хепберн. Они продолжают считаться таковыми и сегодня. Если у вас накрашены губы, то промокните их салфеткой перед тем, как пить, салфетку уберите в сумочку, а после окончания ужина нанесите помаду заново.

– Не тянитесь через весь стол.

Если блюдо с хлебом или салатом стоит вне расстояния вытянутой руки, то попросите того, кто сидит ближе всех, вам его передать. Прежде чем положить еду себе, поинтересуйтесь у того, кто сидит справа и слева от вас, не хотят ли они тоже. И если да, то сначала положите еду на их тарелки, и только потом -себе.

– Общие блюда всегда передаются против часовой стрелки.

Если гарнир или салат подан на большом блюде, и все накладывают себе в тарелку самостоятельно, то вы должны взять это блюдо у соседа слева, положить себе и передать потом блюдо соседу справа. Впрочем, если кто-то из гостей не знает этого правила и задает изначально неверное направление (по часовой стрелке, а не против), то не следует привлекать к этому внимания, чтобы не ставить его в неловкое положение.

– Отправлять сообщения или проверять свой телефон за столом не принято.

Если вы ждете важного звонка, или должны отправить сообщение, то извинитесь, отойдите в другую комнату, на веранду или в туалет и только там достаньте свой телефон из сумочки или из кармана.

девушка читает сообщение на телефоне

В быту

– Не опаздывайте сильнее, чем это допустимо.

Опаздывать на свидания, деловые встречи или встречи в ресторане – плохой тон. А вот если вы отправляетесь в гости в чей-то дом, то наоборот, стоит опоздать на 15 минут (не больше), чтобы дать хозяевам время закончить все приготовления. Если вы опаздываете на 15 минут на деловую встречу, обязательно предупреждайте. Если вы опаздываете в гости больше, чем на 15 минут, обязательно предупредите хозяев о точном времени вашего прибытия.

– Если вы слышите у собеседника акцент, то не задавайте вопрос «Откуда вы?».

Если вы разговариваете с иностранцем, и этот вопрос допустим в контексте, то этот вопрос можно задать. Например, если вы на интернациональной вечеринке, и все интересуются друг у друга. кто откуда приехал. Если вы разговариваете с человеком на своем языке, и слышите, что он приезжий, то не акцентируйте на этом внимание, это- дурной тон.

– Когда вы говорите с кем-то, снимайте солнечные очки и наушники.

В солнечных очках можно остаться, если ваш собеседник их не снимает, хотя это и не очень красиво. Если ваш собеседник не в очках, то правильно будет снять свои во время разговора, чтобы смотреть в глаза друг другу.

– В больнице или другом общественном учреждении всегда ставьте свой телефон на вибрацию. И если вам нужно поговорить, то выйдите за пределы общей комнаты, чтобы не мешать окружающим. В театре или кинотеатре телефон нужно ставить в авиа-режим, чтобы не только не беспокоить других зрителей вибрацией и звонком, но и не отвлекать артистов светом активного экрана.

– Из лифта и помещения всегда сначала выходят, и только потом заходят.

Другими словами, не нужно ломиться в магазин, лифт, вагон поезда или другое помещение, пока из него не выйдут те, кто хочет выйти.

– Дверь открывает тот, кто ближе к ней.

Ура, женщины отвоевали себе право самостоятельно открывать перед собой дверь, не дожидаясь, пока подоспеет мужчина. Если пара подходит к двери вместе, то ждать, чтобы дверь открыл и придержал мужчина уже необязательно, это правило этикета ушло вместе с эпохой чопорных джентльменов и беспомощных дам, перетянутых корсетами.

– Кормление грудью и смена подгузников – интимные процедуры.

Школа этикета ставит жирную точку в дискуссиях на тему, что естественно, а что нет, и имеет ли право кормящая мать кормить своего ребенка где угодно. Эксперты утверждают, что кормление грудью в общественном месте возможно, если мать при этом не обнажает прилюдно свою грудь, а прикрывает ее пеленкой и не смущает окружающих процессом, видеть который готовы далеко не все.

Правила этикета требуют менять подгузники в комнатах отдыха, а не на глазах у собеседников или посреди ресторана. Если вы в гостях, то нужно поинтересоваться у хозяев, где это можно сделать, чтобы не мешать окружающим.

спит девушка в кровати

В гостях

– Никогда не приходите в гости с пустыми руками.

Даже если на вопрос «что принести», хозяева ответили «ничего», принесите цветы или бутылку вина. Если у хозяев есть дети, то принесите что-нибудь им. Лучше заранее уточнить у хозяев, можно ли принести детям сладости, и если нет, то обойдитесь красивыми шариками или игрушками-безделушками.

– Если вы приглашаете гостей к себе, то всегда уточняйте, можно ли им взять с собой кого-то еще.

Чтобы избежать потом некрасивой ситуации, когда кто-то из приглашенных придет с парой, которую вы не ждали, или с детьми, принять которых вы не готовы, и на вашем лице отразятся все эмоции по этому поводу.

– Когда вы знакомите кого-то, первым всегда представляется тот, кто старше.

Если вы знакомите друга с папой, то правильно будет сказать так: «Знакомьтесь, Иван Иванович, мой отец, а это Сергей, мой друг». В случае бизнес-знакомства, сначала представляется тот, кто выше по статусу, этого требуют правила этикета.

– Не позволяйте своим гостям садиться за руль в нетрезвом виде.

Неофициальные правила этикета гласят, что хозяева в ответе за то, в каком состоянии гости покидают их дом. Если вы видите, что кто-то из гостей не совсем трезв, вызовите такси и проследите за тем, чтобы он не сел за руль.

– Не забывайте говорить спасибо хозяевам на следующий день после вечеринки.

Обязательно отправляйте сообщение или письмо с благодарностью за вечер, который вы провели в гостях у друзей или знакомых. В исключительных случаях, например, если вечеринка была чем-то выдающимся, допускается отправка цветов или шоколада с благодарственной карточкой.

работник Росреестра передает документы курьеру

В офисе

– Соблюдайте дресс-код.

Делайте разницу между вечеринкой с друзьями и рабочим пространством. Даже если вы работаете в креативной индустрии, и жесткого дресс-кода у вас нет, голый живот, слишком откровенное декольте или полупрозрачные ткани в рабочем пространстве неуместны.

– Аккуратность и внимание к своему внешнему виду – признак хорошего воспитания.

Необязательно тратить на одежду много денег, однако внимание к своему внешнему виду – это одна из форм вежливости по отношению к окружающим.

– В офисе неприлично разогревать или есть еду, которая сильно пахнет.

Особенно, если вы едите за рабочим столом. В пространствах и местах общего пользования этикет запрещает использовать сильные ароматы или есть что-то, запах чего может помешать окружающим. Если вы когда-нибудь сидели за своим рабочим местом и с раздражением пытались понять, кто же опять разогревал рыбу в офисной микроволновке, то вы знаете, о чем идет речь.

– Всегда уточняйте, может ли ваш собеседник говорить с вами в данный момент.

Не важно, звоните ли вы по работе или по личному поводу, прежде чем начать разговор, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у вашего собеседника на него время.

– Всегда предупреждайте собеседника о том, что включаете громкую связь.

Если вы совершаете какой-то звонок и хотите включить громкую связь, то обязательно предупредите об этом своего собеседника, чтобы он не оказался в глупой ситуации, случайно сказав что-то, предназначенное только для ваших ушей.

– Перезванивает всегда тот, кто инициировал разговор.

Если во время звонка связь прервалась, то перезванивать должен тот, кто позвонил, а не вы – ваша задача ждать, и стараться не занимать линию.

– Не звоните по рабочим вопросам в нерабочие часы.

В 99 случаях из 100 дело может подождать до завтра. Вытаскивать коллегу, партнера или сотрудника из его личных или семейных дел – признак вашего плохого воспитания.

– Если вы больны, оставайтесь дома.

Приходить на работу в стадии активной простуды и заражать других коллег – очень дурная манера.

девушка работает за компьютером

В социальных сетях

Казалось бы, минувший год должен был научить большинство из нас вести себя с коллегами правильно – в Zoom, в рабочих мессенджерах в социальных сетях, в корпоративной переписке по электронной почте. Но, увы, до сих пор непрофессиональные, бессодержательные или попросту грубые рабочие письма – далеко не редкость. Что раздражает в них больше всего?

– Небрежность в тексте.

Этикет советует вычитывать каждое письмо или сообщение перед отправкой. Из-за ваших ошибок или опечаток у получателя может сложиться впечатление, что вы спешили или в целом недостаточно серьезно относитесь к делу. Одну ошибку можно пропустить (и простить), но, если такое случается регулярно, рано или поздно коллеги, партнеры и руководство начнут сомневаться в вашем профессионализме и компетентности. Речь вовсе не о том, чтобы ошибиться в имени получателя (такое вообще недопустимо!) – даже неправильно расставленные знаки препинания могут исказить тон письма.

Всем нам доступна функция проверки орфографии – так давайте же ею пользоваться. Впрочем, небрежность – это не только ошибки, но и отсутствие в письме необходимой информации: сроков, адресов и других данных. Позаботьтесь о том, чтобы предоставить их получателю.

– Пустая болтовня.

Быть вежливым – значит, думать о других, их чувствах, беречь их время. Это касается как очного общения, так и переписки. Все ваши сообщения должны быть уважительными, понятными, лаконичными и по делу. Большинство из нас получает в день по меньшей мере десятки писем. Постарайтесь сделать так, чтобы из вашего сообщения собеседнику сразу была ясна суть дела.

Школа этикета отдельно рекомендует создавать два аккаунта – профессиональный и личный, и делать разницу между контентом, который вы в них размещаете. Если вы используете один и тот же профиль, и среди ваших друзей и подписчиков есть и коллеги, и близкие друзья, то не публикуйте в нем слишком личные фото (например, с пляжа) или откровенно персональную информацию, которую ваши коллеги не хотят про вас знать.

– Засорение ленты в социальных сетях бессмысленными постами и сообщениями.

Не нужно забивать чужой почтовый ящик письмами, которые содержат одно слово «спасибо» или смайл. Лучше написать «благодарю заранее» в первом письме-обращении, и не отнимать время у своего собеседника, засоряя его почту бессмысленными сообщениями. Этого требуют современные правила этикета.

– Злоупотребление функцией «Ответить всем».

Каждому из нас случалось участвовать в переписках, не имеющих к нам никакого отношения. Так что, прежде чем нажать «Ответить всем», подумайте, так ли это необходимо. Тем более не стоит использовать общую переписку, чтобы указать одному из коллег на ошибку – напишите об этом в отдельном личном письме.

– Сплетни.

Обсуждать коллег (особенно в негативном ключе) – и невежливо, и непрофессионально, и недальновидно с точки зрения дальнейшего развития карьеры. Как минимум потому, что ваше сообщение могут переслать по ошибке или умышленно не тому человеку.

– Несдержанность в выражении эмоций.

Мало того, что это против правил этикета, такое поведение, может сослужить вам плохую службу: ваш e-mail могут переслать другим или и вовсе сделать скриншот и выложить на всеобщее обозрение. Так что подумайте дважды, прежде чем отправлять написанное в сердцах сообщение.

– Нарушение профессиональных границ.

В большинстве случаев рабочая переписка должна оставаться рабочей, и в ней не место личной информации, нецензурной лексике или неприличным значкам (гифкам).

Оставаться в профессиональных границах бывает непросто, особенно если мы начинаем дружить с коллегами. Но когда мы пишем кому-то по рабочему поводу, тон должен оставаться максимально деловым. Хотя, конечно, многое зависит от корпоративной культуры, принятой в компании, от норм и ожиданий. Если на нынешнем месте работы вы недавно, обратите внимание на то, как пишут письма коллеги. Замечайте все: тон (формальный или неформальный), длину сообщений, кого принято ставить в копию (открытую или скрытую).

– Пренебрежение чувствами других.

Конечно, никогда нельзя быть уверенными в том, что получатель письма уловит нашу интонацию и прочтет сообщение именно так, как нам хотелось бы. В переписке не видны наши мимика и язык тела, не передается тон речи. Вот почему всем нам стоит писать сообщения в максимально позитивном и конструктивном ключе.

В переписке не стоит «ходить вокруг да около», но это вовсе не означает, что нужно пренебрегать правилами вежливости. В ряде случаев наши сообщения могут считываться как директивные или пассивно-агрессивные. Чтобы этого избежать, письмо всегда лучше начинать с имени получателя. Если же ваша цель – поговорить с собеседником о чем-то неприятном, «неудобном», возможно, лучше сделать это по телефону, а не в переписке.