На днях пресс-служба АВТОВАЗа с гордостью сообщила о том, что прошедший март стал рекордным за последние 11 лет по количеству проданных автомобилей «LADA».
Всего их реализовано 42 840 штук, что на 53,6 процента больше, чем в феврале, и сразу на 83,6 процента – чем в марте 2023-го.
Возможно, кого-то эти цифры удивят, ведь цены на машины в России кусаются, а жители почти ежедневно жалуются на нехватку денег.
Тем не менее, количество покупателей машин становится всё больше, а сам рынок демонстрирует двукратный рост, приближаясь к докризисным показателям.
– По результатам первого квартала продано около 350 тысяч, – заявил заместитель председателя правительства России, министр промышленности и по совместительству глава совета директоров АВТОВАЗа Денис Мантуров. – Думаю, что если мы такими темпами будем двигаться, то, возможно, результаты будут выше. Всё, конечно, зависит от финансово-кредитной политики, ключевой ставки.
Именно с повышенным интересом к автокредитованию многие связывают нынешние успехи АВТОВАЗа.
Как недавно сообщила «Российская газета», жители страны в январе и феврале набрали займов на покупку машин на общую сумму 273 миллиарда рублей.
И это притом, что, во-первых, процентные ставки растут, а во-вторых, авторынок не может похвалиться разнообразием – в основном осталась только вазовская и китайская продукция.
Эксперты считают, что россияне постепенно адаптировались к более высокому уровню цен, а желание обновить личный транспорт у них по-прежнему велико.
Кроме того, не стоит забывать об одном из главных принципов отечественного рынка: «Если сегодня подорожало, всё равно покупай, ведь завтра цена может быть еще выше»…
Кроме того, мартовская активность объясняется еще и тем, что с 1 апреля в России ужесточили правила ввоза автомобилей по параллельному импорту, которые приходят через Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.
Теперь за иномарки придется уплачивать коммерческий, а не льготный утилизационный сбор, что серьезно отразится на итоговой стоимости ввозимых машин.
Судя по той информации, которую удалось найти в интернете, автомобили могут подорожать на сумму от 300 тысяч рублей до миллиона, в зависимости от объемов двигателя.
Однако вернемся к мартовским показателям АВТОВАЗа. Отмечается, что свой лучший результат с начала продаж показала «Веста» нового поколения – 11 703 штуки, что на 71 процент больше, чем в феврале. Что касается самой популярной в стране модели – «Гранты», то она нашла 20 412 покупателей – это второй результат по объемам продаж за всю историю.
Казалось бы, у руководства предприятия есть повод не просто радоваться, а ликовать, ведь менее чем за два года удалось преодолеть кризис, который многие называли смертельным для отечественного автопрома.
Тем не менее, тон президента АВТОВАЗа Максима Соколова достаточно сдержанный, и говорит он в основном не о достижениях, а о сложностях.
Ведь рост продаж сейчас не только у нашего завода. Те же китайцы радостно потирают руки, рассчитывая отвоевать более значимую долю рынка, да и «Москвич» отчитался о рекорде – около 3 тысяч проданных машин в марте.
– Бренд находится на рынке уже год, клиенты знакомятся с автомобилями, смотрят на него в эксплуатации и больше доверяют нашей марке, – написала пресс-служба столичного завода.

Понятно, что «Москвич» пока не основной конкурент АВТОВАЗу (да и вряд ли когда-то им станет, ведь возможности у предприятий разные), так что Соколова сейчас больше беспокоят китайцы.
– Компания продолжает выполнять план производства 2024 года, который утвердил совет директоров, – отметил он. – К сожалению, мы продолжаем наблюдать крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов. Они не заинтересованы и не видят стимула в локализации своего производства в России, что загрузило бы дополнительными заказами компонентную отрасль нашей страны. Аналитики отмечают, что у ряда восточных брендов наблюдается дефицит запчастей, а у автосервисов – сложности с заказом деталей для обслуживания и ремонта.
Будет ли теперь легче, с учетом того, что с 1 апреля изменился утилизационный сбор, президент АВТОВАЗа не сказал.
Кстати, на днях стало известно, что президент АВТОВАЗа Максим Соколов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени с формулировкой «За большой вклад в развитие отечественного автомобилестроения и многолетнюю добросовестную работу».
Судя по всему, Максиму Юрьевичу можно и дальше рассчитывать на всестороннюю государственную поддержку, ну и заводу вместе с ним.
Читайте: Говорите, машины дорогие? Так будут ещё дороже!
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»