Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет

николай гоголь в Италии
Единственная прижизненная фотография Николая Гоголя

«Иду перечитывать Гоголя!» – с такими словами тольяттинцы покидали дворец культуры «Тольяттиазот» после лекции о великом русском классике. Николая Гоголя считают самым мистическим и до конца непонятым отечественным писателем. Так ли это на самом деле? О чём хотел сказать нам автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Мёртвых душ»? Каким он был в жизни и какой след оставил в русской литературе? На эти и другие вопросы ответил Егор Сартаков – кандидат филологических наук, старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени Ломоносова. В рамках интеллектуального клуба «Химия слова», он выступил перед тольяттинцами с лекцией «Цвет настроения – Гоголь».

Вселенная Николая Гоголя

Классиков – Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова – мы начинаем читать в школе и возвращаемся к ним в разные годы жизни. Удивительно, но Гоголь не вошёл в список читаемых авторов у взрослого российского читателя, отмечает Егор Сартаков. В Европе Николай Васильевич Гоголь, напротив, входит в пятёрку самых популярных русских писателей. Филолог объясняет, почему так сложилось. Дело в том, как преподносят творчество писателя в российских школах и как показывают его личность – скучно, однобоко и неинтересно:

– В итоге всё, что из его произведений выносят для себя российские школьники – это тема самодержавия, социальной несправедливости, неравенства.

Такой подход, подчеркивает Егор Сартаков, не только поверхностный, он в корне неверный:

– Творчество писателя не сводится к узкой проблематике, и сегодня Гоголь очень актуален.

Он приводит в пример злободневную и сегодня фразу главврача из комедии «Ревизор»: «О! Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

– Мне кажется, наше здравоохранение до сих пор работает по этому принципу и все мы живём во вселенной Гоголя, – отметил московский филолог под одобрительный смех и взрыв зрительских аплодисментов.

Брак, угодный Богу

История Гоголя началась с его родителей, точнее, с их знакомства. Николай Васильевич очень любил её рассказывать. Когда его отцу, Василию Афанасьевичу, было 14 лет, он вместе с семьёй поехал в гости в соседнее имение Косяровских. По дороге уснул – во сне к нему пришла Богородица, которая держала на руках младенца: «Посмотри на эту девочку – она будет твоей женой». Приехав в гости к Косяровским, мальчик с удивлением узнал, что у них две недели назад родилась дочь, и в ней Василий Афанасьевич признал ребёнка, которого во сне ему явила Богородица. Закономерный вопрос: как отец Гоголя распознал в новорожденной именно того младенца, которого увидел во сне? Как объяснял позже Николай Васильевич – по предметам, которые сегодня мы называем аксессуарами: чепчик, распашонка и пустышка помогли понять, что эта именно она.

Дети росли вместе – Вася учил маленькую Машу читать, заплетал ей косички, а когда ей исполнилось 14 лет, а ему 28, они поженились. Писатель очень любил подчёркивать, что его родителей свела Богородица, и это был брак, угодный Богу.

Не обошлось и без магии чисел – 14 лет было отцу Гоголя, когда он увидел вещий сон о своей будущей избраннице, столько же – Марии Ивановне, когда они повенчались, 14 лет они прожили вместе. В 42 года Василий Афанасьевич умер от «неясной болезни в кишках». Как известно, его сына не стало в том же возрасте, и при смерти ему был поставлен такой же диагноз. Задолго до этого Николай Васильевич сказал: «Когда мне исполнится 42 когда – умру». Впрочем, Егор Сартаков – гоголевед со стажем – уверен, что писатель сам разрушающе запрограммировал себя.

Никакой мистики

За Гоголем закрепилось звание самого противоречивого и тяжело интерпретируемый русского писателя. Почему в его текстах столько мистики? Отчасти потому что Гоголь вовремя понял, что «дьявольская» тема вызовет интерес к его творчеству, но дело не только в этом:

– Мать Гоголя, Мария Ивановна, была не просто верующей – она была фанатично верующей. Рассказывала Николаю и его младшим сёстрам истории из священного писания. Две из них особенно запали ему в душу. Во-первых, это сказание популярного святого Иоанна Лествичника – история о том, что когда человек умирает, к его душе ангелы несут лестницу, и праведник поднимается по ней вверх. Чем меньше ты грешил – тем выше тебе дадут подняться. Грешников черти сбрасывают с лестницы в ад. Этот мотив для Гоголя был чрезвычайно важен – он пронёс его через всю жизнь, глубоко и искренне веруя в рай и ад. Он был чрезвычайно впечатлительным человеком и перед смертью, умирая, по свидетельствам, он воскликнул: «Лестницу, поскорее давайте лестницу!»

Вторая библейская притча, вшитая в его подсознание, – страшный суд. Мать очень эмоционально и ярко описывала это детям. Отсюда вера писателя в сверхъестественное, мистическое, которая отразилась в творчестве. «Гоголь – самый религиозный писатель», – подчёркивает Егор Сартаков.

И есть кому руку подать

В отличие от большинства великих русских писателей и поэтов, Гоголь был очень счастлив в родительской семье. Отец и мама очень любили его и сестёр, относились к детям с нежностью и лаской. Николай Васильевич получил лучшее образование, какое только было возможно тогда на Украине. Писателю невероятно везло с близким окружением и друзьями. Егор Сартаков рассказывает:

– Его всё время кто-то опекал: сначала это были родители. Затем, переехав в Санкт-Петербург, Гоголь попал в руки Пушкина и Жуковского, которые всегда были рядом и поддерживали юношу. Когда перебрался в Италию, Николая Васильевича окружали русские художники, которые его очень любили. Когда он вернулся в Россию и поселился в Москве, его опять опекают, на этот раз – православная московская интеллигенция.

Удача сопутствовала и в творчестве – Николай Васильевич стал известен первой же своей книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки», а армия его поклонников постоянно росла.

– Живя в Москве Гоголь часто посещал университетскую церковь МГУ – она двухэтажная. Входил и сразу поднимался наверх – его постоянно окружали студенты, которые его просто обожали и не давали проходу – Гоголь был их кумиром. Молодые люди мешали ему молиться, и поэтому, когда писатель заходил в храм, сразу же поднимал полы шинели, чтобы не было видно лица, и быстро проскакивал на второй этаж на литургию.

Вообще другой

Выглядел Гоголь не совсем так, как мы его представляем. В учебниках мы видим суховатого, несимпатичного, бледного старика с огромным носом, которым он быть никак не мог – ведь Николай Васильевич умер в среднем возрасте, не успев состариться. Принято считать, что Гоголь безвкусно одевался. Эта укоренившаяся идея, что он – провинциальный мальчик, приехавший в столицу, любил яркие тона и наряжался в странные вещи. «Ничего подобного», – говорит Егор Сартаков и показывает на слайде фотографию, где Гоголь в кругу друзей – по тем временам, одетый модно и с лоском.

А я готов и умру

На вопрос «О чём ваше творчество?» – Гоголь никогда не говорил: об «ужасах самодержавия» и «язвах крепостного права», как об этом рассказывал критик Виссарион Белинский. Автор отвечал: «Моё творчество обо одном – как чёрта выставить дураком».

– Чёрт Гоголя – это не лермонтовский демон и не булгаковский Воланд. Это что-то мелкое, заурядное – пороки, которые окружают нас в жизни. Он первым из русских писателей понял, что чёрт – это наши грехи и пошлость, – говорит Егор Сартаков.

Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ» – книгу, которую ждёт вся читающая Россия. Над ней он работал десять лет.

– Попробуйте от руки переписать какую-нибудь небольшую книгу – вам даже её будет жалко выкинуть, а он сжигает огромный труд, – замечает преподаватель МГУ.

Когда на следующий день граф Толстой, у которого жил Гоголь, спросил: «Зачем вы это сделали?», Николай Васильевич ответил: «Ты смотри, как лукавый силён. Я хотел сжечь всего две главы, а сжёг всю книгу. Надобно уж умирать, а я готов и умру».

После этого он отказывается от пищи. Граф Толстой напуган, не знает, что делать, и собирает консилиум врачей. Гоголя осматривают лучшие доктора того времени и приходят к выводу, что он сошёл с ума. Но никаких доказательств этому у нас нет. Для чего нужно было его «официальное сумасшествие»? Всё просто, объясняет Егор Сартаков: сумасшедших можно лечить без их согласия, и Гоголя начали лечить и кормить насильно. Судя по всему, у него была клиническая депрессия, которую в наше время успешно бы вылечили с помощью антидепрессантов. Но методы тогдашней медицины ещё более усугубили его состояние:

– Ему лепили под нос пиявок, а Гоголь с самого детства не переносил и боялся улиток, устриц и пиявок в том числе, связывали за спиной руки, обкладывали горячим хлебом, лили на голову ледяную воду – так в девятнадцатом веке лечили сумасшествие. Этим врачи только приблизили его смерть. Представьте: за десять дней до сожжения рукописи он был здоров и сгорел за считанные дни, как и второй том «Мёртвых душ».

За 12 лет до смерти в повести «Записки сумасшедшего» Гоголь всё это уже описал. По сюжету главный герой сходит с ума, его монолог слово в слово повторит сам автор.

Никакой мистики

Гоголя отпевают в университетской церкви МГУ и хоронят на территории Даниловского монастыря. В 1931 году Советская власть решила закрыть монастырь – он был последним действующим в Москве. Монахов разогнали, а в его стенах разместили колонию для несовершеннолетних преступников. Могилы известных людей, в том числе и Гоголя, было решено эксгумировать и перезахоронить на Новодевичьем кладбище.

С историей его перезахоронения связано много мистического. Егор Сартаков развенчивает мифы вокруг писателя, объясняя их происхождение и суть, но некоторые вещи всё-таки вызывают вопросы. Например, протокол об эксгумации тела Гоголя датирован 31 июня 1931 года. Возможно, это была просто ошибка. В тот день эксгумировали шесть могил знаменитостей, все они были сфотографированы. Все, кроме могилы Николая Васильевича Гоголя. Одним из членов комиссии по эксгумации был Владимир Лидин – советский писатель, библиограф, по его версии череп Гоголя в могиле был повёрнут набок, руки лежали вдоль тела, а не скрещены на груди, как принято у православных, а на внутренней стороне крышки были видны явные следы ногтей. Поэтому журналисты часто муссируют версию того, что классика похоронили живым. Лидин задокументировал, что копать пришлось очень долго, гроб был на глубине значительно больше обычной, в земле был обнаружен каменный склеп и главное – что Гоголь был похоронен без головы. Егор Сартаков объясняет, откуда взялся каменный склеп, которого не было при захоронении.

– Я нашёл небольшую заметку в журнале «Исторический вестник» за 1909 год – столетия писателя. Там было сказано, что могила Гоголя «поплыла», за ней давно никто не ухаживает. Власти Москвы приняли решение её укрепить, построив там склеп. Версия Лидина подтверждается, но лишь отчасти – каменный склеп действительно был, – отметил филолог.

Другую версию представила историк Мария Барановская – возглавлявшая комиссию по эксгумации. Она утверждала, что великий мистик русской литературы был не шатеном, каким все мы привыкли его видеть на портретах, обложках книг и учебников, а человеком с рыжими волосами.

Самую экзотическую гипотезу выдвинул инженер комиссии по фамилии Соловьёв – он утверждал, что от склепа в земле вели две медные трубки, через которые поступал воздух, через них можно было подать сигнал.

Сам гоголевед придерживается четвёртой версии, которую ему рассказала Наталья Сытина – дочь одного из членов комиссии по эксгумации Гоголя. В тот день отец взял её с собой, тогда ей было 14 лет. Она поведала, что содержимое могилы Гоголя доставали последним. Уже стемнело, именно поэтому фотографий не сделали. Наталья Сытина рассказала, что склеп был пуст. Нашли одну кость, ее и перенесли на Новодевичье кладбище. По факту пуста и новая могила Гоголя, а с участников комиссии взяли подписку о неразглашении, и каждый из них придумал свою историю этого дня – кто во что горазд. На самом деле захоронение просто не нашли, но и в этом нет ничего мистического, объясняет Сартаков:

– Дело в том, что за 100 лет, пока тело Гоголя лежало у Данилова монастыря – памятник повело, и могила сместилась в сторону. Конечно, никто не стал перерывать кладбище вдоль и поперёк. В итоге могилу так и не нашли, из-за чего и появились домыслы и откровенные фантазии. Даниловскому монастырю давно вернули прежний статус, и я разговаривал с настоятелем – он сказал мне прямо: «Мы даже не сомневаемся, что Гоголь похоронен здесь». За первоначальной могилой писателя ухаживают монахи, и в день рождения Николая Васильевича – 1 апреля, когда все мои коллеги едут на Новодевичье кладбище, я отправляюсь к старому захоронению Гоголя, потому что уверен, что на самом деле он покоится там.

Егор Сартаков развенчивает миф о том, что Гоголя якобы похоронили ещё живым. Скульптор Николай Рамазанов снял с лица покойного посмертную маску – для этого на ночь его заливают алебастром. Даже если предположить, что писатель уснул летаргическим сном, от этой процедуры любой человек просто задохнулся бы и умер, ещё не оказавшись в гробу. Даже в этом случае вдох происходит один или два раза в минуту, а не за ночь. Позже Рамазанов писал в письме однокласснику Гоголя, Нестору Кукольнику, который был неравнодушен к судьбе классика и его смерти, что маска снялась с частью лица – очевидно, что началось разложение. Писателя точно не похоронили живым. Откуда пошёл слух, что такое вообще возможно? Отчасти Гоголь сам стал причиной этому – при жизни он написал завещание, одним из пунктов которого было: «Не хороните меня, пока не появятся явные следы разложения». Он действительно боялся быть похороненным живым, и на то, говорит Егор Сартаков, есть основания. Несколько лет он прожил в Риме – в то время город расширялся, и одно из кладбищ переносили в другое место. При эксгумации останков выяснилось, что каждый четвёртый человек был похоронен заживо – скелеты в гробу лежали в неестественных позах. Это происходило потому что врачи того времени не могли точно определить, умер человек или нет. Наслышанный об этом Гоголь вполне основательно тревожился, как бы и его по ошибке не закопали живым.

Тайны «Мёртвых душ»

Мы имеем неверное представление не только о внешнем виде, характере и поведении нашего великого классика – много мифов до сих пор бытует и о его творчестве. Один из них – о том, что некоторые литературные идеи ему подбрасывал Пушкин, а Николай Васильевич лишь талантливо раскручивал сюжет, оформляя его художественно, а «Мёртвые души» Александр Сергеевич и вовсе ему подарил. «На самом деле это большое заблуждение. Идею повести Гоголь у него просто украл», – утверждает Сартаков.

Однажды Пушкин сообщил своему другу, что собирается писать новый роман «о хитроумном пройдохе, который скупает мёртвые души – ну, те, которые на бумаге числятся живыми, а в реальности умерли». Гоголь не показал никакой заинтересованности, а через две недели принёс ему первую главу «Мёртвых душ». После этого, по легенде, Пушкин сказал своей супруге: «С этим малороссом надо быть осторожнее, он обирает меня так, что и кричать нельзя». Но никакого негатива в адрес Гоголя с его стороны не последовало – наоборот, первые главы повести, которые Николай Васильевич приносил почитать, Александру Сергеевичу очень понравились. Пушкин сразу понял, что главный герой поэмы – сама Россия. Не зря Гоголь, уже живя и работая над повестью в Италии, пишет Жуковскому о «Мёртвых душах»: «Вся Русь явится в моём произведении». Он стремится показать жизнь в России под разными углами, раскрывая самые тёмные и неприглядные стороны не только людей, но и условий российской действительности, в которых люди деградируют до Плюшкина, Собакевича, Коробочки и других героев поэмы. Сам Гоголь верил: книга станет отрезвляющей и очищающей умы и души тех, кто ее прочтёт.

Начинается поэма с диалога о колесе брички Чичикова двух русских мужиков, которые, кстати, в тексте больше вообще не встречаются. Казалось бы, масштабное произведение о жизни всей России не должно начинаться так банально. Но суть в художественных произведениях, особенно таких великих, как «Мёртвые души», никогда не лежит на поверхности. Данное в начале уточнение, что разговор ведут именно русские мужики, неслучайно, и дело не в том, что сам Гоголь был украинцем. Наоборот – поэму о нашей стране начинает диалог наших людей, и от них мы слышим, что афера предприимчивого Чичикова развалится. Они обсуждают, доедет ли колесо до Москвы или до Казани – в самом начале мы уже понимаем, что авантюра развалится, и всю Россию ему не исколесить.

Символически название «Мёртвые души» сводится к объявлению мёртвой всей России. Причина смерти, по мнению Гоголя, кроется в том, что наша страна устремилась по ложному пути корысти и торгашества. «Погоня за благами земными сожрёт главное качество русского человека – его душу», – говорил он.

В сороковые годы девятнадцатого века в России зарождается капитализм, но Гоголь уже насмотрелся на это экономическое явление в цвету, во время жизни в Италии. Он понимает, что эта модель развития человечеству не подходит в принципе, речь идет лишь о постоянной погоне за обогащением и необходимости покупать по сути ненужные нам вещи. Яркий пример из современности – поклонники айфонов, вынужденные ежегодно гнаться за его новыми моделями.

Несмотря на всю «душевную проказу» Чичикова, Манилова и других героев повести, Гоголь верит, что подлинные смыслы в наших людях ещё теплятся и Русь обязательно вернётся на свой истинный путь – путь нравственности. Николай Васильевич пишет в письме своему другу графу Толстому: «Гордитесь, что вы русский – нас теперь ведёт сам Бог».

По мнению Егора Сартакова, причина духовной трагедии Гоголя в том, что он не видел движения вверх в российской действительности. Да, у России огромный потенциал, но что же мы видим в повседневной жизни? Что будет дальше, если уже сегодня Чичиков и ему подобные изощряются в своих махинациях, а экономическое состояние страны даёт для этого самую благотворную почву? Ведь сама идея скупки мёртвых душ – это дело дьявольское. Не зря Владимир Набоков говорил, что Чичиков – это мелкооплачиваемый агент сатаны.

Прикосновение к тайне

Егора Сартакова провожали долгими аплодисментами. Гости лекции не скрывали: услышанное глубоко впечатлило.

Автор проекта, заместитель генерального директора Тольяттиазота по связям с общественностью Юлия Петренко, рассказала о своём отношении к писателю и о значении этой лекции для «Химии слова»:

– Русская литература настолько богата, что её можно изучать бесконечно. Особенно ценно – прикоснуться к самым таинственным классикам. Николай Гоголь, безусловно, самый яркий из них, что касается меня – Гоголь мой любимый писатель.

Ольга Рябова посетила «Химию слова» впервые и жалеет, что открыла для себя лекторий только сейчас:

– Впечатления невероятные – два часа пролетели незаметно. Лектора хочется слушать и дальше – настолько ясно, необычно и увлекательно он рассказывал о писателе. Я однозначно перечитаю «Мёртвые души» и другие его произведения!

– Егор Сартаков сегодня перевернул моё представление о Гоголе. Думаю, не только моё. Я под огромным впечатлением – узнала много нового и интересного об одном из любимых писателей, – признаётся Елена Ризванова.

оригинал статьи опубликован в газете «Волжский химик»