Чего ждать от новых правил техосмотра автомобиля в 2021 году

техосмотр автомобилей в ГИБДД

С 1 марта 2021 года в России должны были вступить в силу поправки в закон о техосмотре автомобиля, которые введут новые правила и процедуры для основной задачи – борьбы с нелегальным выпуском диагностических карт.

Однако в последние дни февраля глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое продлевает действующий порядок проведения ТО автомобиля до 1 октября 2021 года, дав возможность автомобилистам подготовиться и лучше изучить новые правила.

Корреспондент газеты «Площадь Свободы» разбирался, как изменится техосмотр в 2021 году и чего ожидать российским автомобилистам от новых поправок.

Что изменится

Главное нововведение, которое отмечают все автолюбители и сотрудники ГИБДД, – фиксирование процедуры технического осмотра при помощи фотографий. Чтобы оформить техническую карту, автомобилист будет обязан сделать два снимка: до и после диагностики. К данным фотографиям должны быть прикреплены координаты с места съемки. Эти изображения будут отправлены в ЕАИСТО – единую автоматизированную информационную систему техосмотра, данные из которой используются для оформления электронного страхового полиса или ОСАГО. Также примечательно то, что координаты на фотографии должны указывать ваше точное местоположение – не дальше 150 метров от пункта техосмотра. Таким способом вы подтверждаете посещение автомобилем станции ТО.

Одним из плюсов поправок экспертами называется введение электронных подписей, которые придут на замену авторизации по аккаунту. Это сделано для пресечения пользования аккаунтами страховыми агентами, которые незаконно оформляют карты ТО при продаже полиса ОСАГО. С октября 2021 года все диагностические карты станут храниться в ЕАИСТО, а введение цифровой подписи должно покончить с нелегальной схемой авторизации по аккаунту.

Процедура техосмотра

В процедуре диагностики автомобиля также будет заметен ряд изменений. Перед стартом техосмотра оператор обязан сверить ID-номер транспортного средства в свидетельстве о регистрации или паспорте автомобиля. При несовпадении номеров или нестыковке по марке или модели оператор должен отказаться от проведения техосмотра, внести данные в ЕАИСТО и отметить причину отказа от диагностики.

Процедура ТО начнется с загрузки в ЕАИСТО первой фотографии транспортного средства. Без нее эксперт не сможет вносить новые данные в карту автомобиля. После отправленного изображения будет проводиться диагностика – ряд проверок и измерений работоспособности транспортного средства. Согласно установленному законом регламенту, на проверку одного легкового автомобиля выделяется не больше 30 минут.

Любой техосмотр автомобиля должен будет заканчиваться загрузкой второй фотографии, сделанной после диагностики. Лишь после ее загрузки техник сможет поставить электронную подпись, которая сделает техкарту действительной. По завершении техосмотра владелец автомобиля, по желанию, может получить бумажную версию документа: при покупке ОСАГО она теперь не потребуется – достаточно будет назвать номер карты из ЕАИСТО.

Оплата услуги ТО будет происходить до начала диагностики. Без предоплаты осмотр автомобиля производиться не может.

Новые сложности

Важно понимать, что нововведения почти не коснутся тех автомобилистов, кто исправно соблюдает все установленные нормы и правила техосмотра своего транспортного средства. По факту, из усложнений данного процесса были введены лишь обязательные фотографии автомобиля. Однако, по предсказаниям аналитиков, даже добросовестных автовладельцев ждут неприятности, а именно – очереди. Несмотря на введение лимита осмотра (30 минут), эксперты считают, что пункты ТО будут ждать серьезные нагрузки по двум причинам: ограничения на количество услуг в день, а также увеличение автомобилистов, перешедших на легальную процедуру техосмотра.

Основной причиной переноса на осень даты вступления в силу поправок как раз называют неподготовленность станций техосмотра к изменениям. К началу февраля стало известно, что спрос на услугу превышал предложение в несколько раз, хотя новые правила еще даже не заработали. Главной проблемой аналитики называют тот факт, что пропускная способность станций теперь лимитирована и количество обслуживаемых за день человек зависит от нюансов работы каждой отдельной станции (численность персонала, режим работы и т. д.). В связи с этим количество диагностических карт можно выдавать с превышением рассчитанного объема не более чем на 5%. Работать сверх лимита и пытаться обойти правила никак не получится: система запрограммирована так, что заполнить дополнительные документы просто невозможно.

Тарифы и штрафы

Стоит отметить, что нынешний метод определения стоимости техосмотра довольно долго критикуется автолюбителями. Сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а использующиеся в настоящий момент тарифы не соответствуют выросшим ценам. Данная проблема достаточно щепетильна и вызывает у автомобилистов и станций техобслуживания все новые вопросы и поиск ответов на них. Например, Минэкономразвития предлагает установить нижнюю планку тарифа как планку для операторов станций техобслуживания, а антимонопольная служба, наоборот, считает, что нужно ввести справедливую цену, зависящую от цен на услуги, которая будет ограничена верхней планкой тарифа. Сами станции техосмотра считают, что государство не должно устанавливать тарифы, а стоимость услуги должен диктовать рынок.

Водителей, которые не прошли техосмотр в установленные сроки, ждет штраф – 2000 рублей. Нарушения будут фиксироваться комплексами фото- и видеофиксации. Если на автомобиль не оформлена диагностическая карта ЕАИСТО, штраф придет даже при наличии действующего полиса ОСАГО. Отмечается, что с новыми правилами перестанет работать любимый для многих автолюбителей вариант, когда человек покупает ОСАГО в последний день действия предыдущей диагностической карты и до следующего года на ТО не является.
Примечательно, что описанный выше пункт вступит в силу не сразу, и пока все будет работать как раньше: камеры не будут проверять наличие диагностической карты, а сотрудникам ГИБДД будет достаточно действующего полиса ОСАГО. Также в автоинспекции сообщили, что самым эффективным способом борьбы с недобросовестными пунктами техосмотра будет считаться приближения маршрутов патрулирования к пунктам ТО. Данная методика позволит устанавливать реальное количество машин, прошедших через тот или иной пункт.

Важно знать

Инспекторы ГИБДД вправе аннулировать карту техосмотра, если установят, что автомобиль не проходил диагностики или было выявлено, что транспорт не соответствует требованиям безопасности. При аннулировании карты водителю снова потребуется пройти техосмотр или доказать, что диагностика его автомобиля прошла по правилам. Об аннулировании карты владелец автомобиля узнает в течение трех дней. С этого момента за езду без карты техобслуживания каждый день будет начисляться штраф в размере 2000 рублей. Договор ОСАГО в случае аннулирования карты расторгнут не будет.

Владимир Мочалкин, газета «Площадь Свободы»