АВТОВАЗ: Чего стоит ждать

квадраты метровые на конвейере

На этой неделе Николя Мор официально сменил на посту президента АВТОВАЗа Ива Каракатзаниса, у которого истек срок полномочий. Событие важное, однако оценить его последствия очень сложно. Многие заводчане настроены пессимистично, считая, что процесс трансформации когда-то великого завода в площадку по сбору иномарок продолжится.

президент АВТОВАЗа с 1 июня 2021 года

Напомним, что Мор уже руководил АВТОВАЗом с марта 2016 года по май 2018-го. В отличие от предшественника, Бу Андерссона, он старался не привлекать лишнее внимание к своей персоне, тихо исполняя принимаемые в Париже решения. Серьезного прорыва при нем завод не добился, однако цель такая, возможно, и не ставилась.

Уступив пост Каракатзанису, Мор сменил несколько должностей, среди которых – старший вице-президент и главный исполнительный директор по трансформации группы «Рено», а месяц назад стал гендиректором по операциям в России и СНГ. То есть он постоянно был где-то рядом, знал положение дел, однако вряд ли кто-то мог предположить, что его повторно направят в Тольятти. Все-таки на таких должностях всегда важен свежий взгляд.

сборка автомобилей

Снова заняв пост президента, Мор сразу же заявил, что предприятие находится на пути позитивных изменений, и он будет использовать свой опыт для дальнейшей трансформации АВТОВАЗа в эффективного автопроизводителя мирового класса. Что это значит – судите сами.

Уверен, что оптимист воспримет эти слова по-своему (развитие бренда «Лада», повышение зарплаты, улучшение условий труда и так далее), а пессимист – совсем иначе, ведь еще свежа в памяти информация о готовящемся слиянии АВТОВАЗа и румынской «Дачии», которое далеко не каждый оценит как обозначенный новым президентом «путь развития». Кстати, при первом пришествии этого специалиста принципиально новые модели в производство не запускались.

сборка автомобиля

– Николя Мор не терял связь с нашим российско-французским автозаводом в период правления Ива Каракатзаниса, – подчеркнул ветеран ВАЗа Юрий Целиковым, с которым мы связались вчера, попросив прокомментировать кадровые перестановки. – Могу сказать, что, по мнению многих моих бывших коллег, ушедший президент «отдежурил» свой срок с удовлетворительной оценкой.

Новым в его решениях было лишь то, что цены на автомобили повышались регулярно, как по графику. Также Каракатзанис успел выставить на продажу фирменную вазовскую дилерскую сеть. Санкционировал даже ликвидацию акционерного общества «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», корпус которого на Восточном кольце – почти год в списке продажных.

Надеюсь, что Николя Мор во второе пришествие на ВАЗ заговорит на русском языке и покажет пример всем иностранцам, как надо уважать страну своего долгого пребывания. Не теряю надежду, что позитивные преобразования в жизни автозавода продолжатся, несмотря на политически-ковидные настроения в мире. В целом Николя Мор, конечно, производит впечатление более сильного руководителя, чем его предшественник…

Среди других новостей, касающихся АВТОВАЗа, выделим вынужденную остановку производства автомобилей на этой неделе на сборочных линиях «Б ноль» и «Гранта» из-за нехватки комплектующих. По предварительной информации, проблемы возникли в связи с тем, что компания «Bosch» не поставила некоторые компоненты со своих заводов, расположенных в Малайзии. Ситуация печальная, ведь в мае 10 дней АВТОВАЗ простаивал по причине корпоративного отпуска, а теперь возникли новые обстоятельства, мешающие увеличению объемов выпуска.

Наверняка многие читатели удивлены, ведь страну в Юго-Восточной Азии отделяют от Тольятти почти 7,5 тысячи километров, то есть поставки в такую даль чреваты серьезными расходами и зависимостью от разного рода зарубежных форс-мажоров.

собирают автомобиль

– Стоит ли, на ваш взгляд, пересмотреть подход к географии поставщиков, чтобы не зависеть от событий в Азии, Африке, Америке и других частях света? – спросили мы по этому поводу у Юрия Целикова.

– Проектом создания ВАЗа предусматривалась возможность поставки на завод комплектующих из ближнего зарубежья и некоторых материалов из капстран, но всегда ставилась задача свести их до минимума, – ответил он. – Нынешние времена сильно поменяли всю политику локализации производства комплектующих. Тут главная заслуга в изменениях принадлежит руководителям с чубайсовски-грефо-кудринским мышлением. Конечно, Николя Мору придется серьезно думать об уменьшении зависимости от поставок на завод материалов и комплектующих из самых экзотически отдаленных стран…

Кстати, аналитики агентства «Автостат» отмечают, что проблемы с поставками есть и на других заводах «Рено», однако там пока не видят рисков приостановки. При этом АВТОВАЗ имеет альтернативных производителей почти по всем позициям, поэтому за определенный срок он теоретически может переключиться на другие каналы поставок.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 21 (1354) 04.06.21

работают во время карантина