Мы продолжаем листать страницы истории «Вольного города», вспоминая о наиболее интересных публикациях за всё время существования газеты.
Главной темой 2014 года стали квитанции за капремонт, которые начали приходить тольяттинцам вскоре после выборов. Также запомнились сокращения на ВАЗе, отзыв лицензии у местной консерватории, переход на постоянное зимнее время (с тех пор игры со стрелками часов в России прекратились), отмена всенародных выборов мэра, арест бывшего начальника ГАИ Тольятти Александра Шелудякова, рекордное падение курса рубля на фоне западных санкций.
Куда пропал Бандаров?
Год начался с исчезновения руководителя правового департамента мэрии Александра Бандарова. Узнав о серьезных претензиях со стороны правоохранительных органов (чиновник оказался замешан в деле о получении крупной взятки), он перестал появляться на работе. Журналисты несколько раз пытались узнать о его местонахождении у Сергея Андреева, получая сначала такой ответ:
– Он находится в отпуске до конца следующей недели. Насколько мне известно, в отношении Бандарова никаких решений еще не принималось. В мэрию действительно приезжали сотрудники следствия, чтобы изъять документы, фигурирующие в этом деле.
А потом такой:
– Сейчас он находится на больничном. Надеемся, что выздоровеет.
Позже полиция установила, что Бандаров находится в Грузии, однако до экстрадиции дело так и не дошло. Тольяттинцы же начали думать, что «народного» мэра Андреева окружают какие-то мутные люди…
Миллион рублей в день
Новый президент АВТОВАЗа Бу Андерссон сразу дал понять, что при нем завод сильно изменится. Он приезжал на работу раньше семи часов утра, ходил по производствам, следил за состоянием туалетов, подбирал валявшиеся на полу бумажки…
Вскоре началась масштабная кадровая зачистка (ее назвали оптимизацией), под которую сначала попали тысячи руководителей, специалистов и служащих, а потом и простые рабочие. Потерял свой пост и начальник механосборочного производства Владимир Бокк, который вступил в конфликт со шведом, попытавшимся сунуть ему в карман подобранный с пола окурок.
Деятельность Андерссона поначалу многие оценивали положительно, однако, когда стало известно о баснословной зарплате варяга (поговаривали о доходе в миллион рублей в день), поклонников у него значительно убавилось.
– Учитывая кризисное состояние предприятия, получать такую высокую зарплату не только нелогично, но даже безнравственно, – сказал «Вольному городу» депутат Госдумы трех созывов Анатолий Иванов.
Пытаясь развеять слухи, швед даже выступил с заявлением, сообщив, что получает не 30, а всего 2,5 миллиона рублей в месяц.
До Мордовии не дотянули
14 сентября состоялись досрочные выборы губернатора, ставшие настоящим триумфом Николая Меркушкина (91,35 процента). Победа легко прогнозировалась, так что акцент был сделан на том, чтобы привлечь как можно больше избирателей на участки.
Даже неофициальный порог явки придумали – 60 процентов (именно эта цифра могла доставить Николаю Ивановичу истинное наслаждение), однако в Автозаводском и Центральном районах пришло чуть более 40 процентов. Не исключено, что губернатор обиделся, ведь в родной Мордовии он добивался 90-процентной явки.
Отметим также, что в течение предшествующих выборам 15-ти месяцев (то есть начиная с лета 2013-го) Меркушкин побывал в Тольятти раз 20-30, встречался с жителями, ломал их представление о беспомощной власти, обещал, отчитывал мэра, выбивая из его головы остатки «декабризма».
Фонд, осыпанный проклятьями
Квитанции на оплату взносов за капремонт, которые стали приходить в октябре, заставили горожан пройти пять стадий осознания неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Сначала казалось, что это чья-то глупая шутка, ведь платить предлагалось не за оказанную услугу, а именно за работы, которые обещали выполнить в 30-х или даже 40-х годах. Люди возмущались, говорили, что не доживут, а чиновники в ответ:
– Ну, пусть дети и внуки тогда взносы платят. Им же после вашей смерти квартира достанется.
Графики потом скорректировали, но в целом нестыковок в программе капремонта было множество. Некоторые увидели в ней противоречие Конституции, однако даже наиболее активные крикуны понимали, что раз уж залезла чья-то рука в их карман, то заберет всё, что можно. На тех, кто принципиально не желал платить, оказывалось давление. Людей запугивали судебными исками и перспективами лишиться важных льгот.
Осыпанный людскими проклятьями фонд еще не раз напоминал о себе, начиная со скандала, связанного с покупкой джипа (на деньги жителей или нет – так и осталось загадкой), и заканчивая громкими коррупционными разоблачениями.
Похоронный скандал
В течение года «Вольный город» пытался получить от мэрских чиновников внятные ответы по поводу поборов на кладбище, расположенном на Поволжском шоссе. Сотрудник нашей газеты похоронил там мать, дополнительно заплатив 10 тысяч рублей непонятно за что, без всяких квитанций.
В итоге руководитель департамента городского хозяйства мэрии Вадим Ерин (тот самый, которого недавно судили) сообщил, что муниципальное предприятие «Спецкомбинат ритуальных услуг» провело служебную проверку и не выявило факта незаконной передачи денег. Получается, что проверили сами себя и предсказуемо ничего не нашли…
– Можно узнать, кто именно проводил проверку, кого спрашивали про поборы на кладбище и неоказанные услуги? Что они ответили? – попытался прояснить ситуацию главный редактор «Вольного города» Сергей Русов, позвонив в департамент городского хозяйства.
– Мы не органы дознания. Вы хотите, чтобы мы им иголки под ногти загоняли? Чтобы пытали? – вопросами на вопросы ответили его представители.
После этого случая на могиле мамы нашего сотрудника кто-то сломал оградку и набросал мусор. Не исключено, что это была месть за попытку докопаться до правды.
Подшивку листал Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 44 (1479) 10.11.2023