Бюджет Тольятти лучше, чем кажется

    серая зарплата в конверте

    В Тольяттинской городской думе бушуют страсти по поводу принятия бюджета на 2021-й и планового периода 2022 и 2023 годов. Фракция КПРФ недовольна той версией, которая изложена в первом чтении. Еще интереснее получился сам документ, он выглядит гораздо оптимистичнее, чем можно было ожидать, учитывая последствия эпидемии.

    Доходы уцелеют

    Перед тем как внести бюджет в ТГД, горадминистрация провела публичные слушания. СМИ писали о том, что интерес к бюджету города со стороны общественности был повышенным. Многие из тех, кто следит за финансами и экономикой Тольятти, опасались, что из-за режима самоизоляции городская казна окажется на грани разорения. Бывший заместитель главы города по финансам, экономике и развитию Алексей Бузинный сообщал, что выпадающие доходы уже этого года могут составить 1,3 млрд руб. По факту же казна недосчиталась 663 млн руб.

    Бюджет на 2021-й и плановый период 2022 и 2023 годов сверстан бездефицитным, и в нем даже прослеживается курс на снижение муниципального долга, хотя и не в ближайший год. В 2021-м он, наоборот, вырастет. Общий объем доходов планируется в размере 10 миллиардов рублей, и ровно такими же будут расходы. При этом собственные доходы Тольятти составят 7 млрд руб., как и в 2020 году, а общий объем доходов немного увеличится. В 2020-м он планировался в размере 9,3 млрд руб. Это были хорошие новости.

    В том, что касается способов заработка, ничего не меняется. Даже кризис не стимулирует муниципальное хозяйство на генерирование прибыли. Главный источник средств казны — по-прежнему налоги, а не доходы от акций, аренды имущества или прибыль от муниципальных предприятий. Самый крупный транш в 2021 году казна получит от ОАО «ПО КХ» в размере почти 8 млн руб. Налоговые доходы муниципалитета — это 87,4% от всех его собственных доходов. Из них 64% — это НДФЛ. Ожидания по наполнению бюджета этим налогом остаются на уровне прошлых лет.

    То есть администрация города рассчитывает, что мы все будем трудиться в том же темпе, несмотря на пандемию. И по выпадающим доходам города ясно, что в 2020 году город продолжал работать и в режиме самоизоляции. В таком случае в 2021-м физлица принесут казне около 4 миллиардов рублей. План поступления от налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе, — 508 млн руб. Налог на имущество физлиц — 677,4 млн руб. Земельный налог — 738,7 млн руб. Это самые крупные источники из тех, кто пополняет городской бюджет.

    Из этих цифр видно, что казна города — это в основном налоги, которые платят граждане со своих зарплат, квартир, машин и домов. Впервые в бюджете появились данные о том, сколько денег приносят муниципалитету резиденты ТОСЭР «Тольятти». В 2021 году от них ждут 55 млн руб., а прогнозировали в 2019-м на 18,9 млн руб. больше. Около 10 млн руб. бюджет получит от присоединения ОЭЗ к границам Тольятти. Из чего понятно, что бюджету города от этих плательщиков пользы пока немного.

    Есть профицит

    Если посмотреть на сумму безвозмездных поступлений в бюджет Тольятти, становится понятно, почему местные власти много лет сквозь пальцы наблюдают за довольно сомнительными успехами инвестиционных проектов типа ТОСЭР, ОЭЗ и технопарка «Жигулевская долина», который вообще не прослеживается в числе заметных налогоплательщиков. Из вышестоящих бюджетов в 2021 году планируется получить 2,9 млрд руб. Их муниципалитету не придется отдавать. Это дотации, субсидии, субвенции и т. п.

    Если вспомнить, сколько Тольятти отчисляет в вышестоящие уровни бюджета, то 2,9 миллиарда не покажутся манной небесной, однако если не выстраивать отношения с Самарой и Москвой, не будет и этих средств. Следовательно, ни ремонта дорог, ни новых строек объектов социальной инфраструктуры, ни других мероприятий так называемого развития. Кстати, неприятно, но факт: после следующего года этот ручеек станет заметно меньше.

    В 2022 году деньги «сверху» запланированы в сумме 2,4 млрд руб., а в 2023-м — в размере 780,3 млн руб. Разочарование, которое наблюдатели каждый раз испытывают, рассматривая итоги работы резидентов ТОСЭР, ОЭЗ и ЖД, можно сравнить только с теми же чувствами по поводу собственных неналоговых доходов города. Их запланировано всего 907,8 млн руб. Отклонение по ожиданиям поступлений от неналоговых доходов составит минус 214,8 млн руб. Таким образом, 11 источников принесут в казну в 2021 году меньше 700 млн руб.

    Профицит в бюджете планируют получить в 2021 году в сумме 145,5 млн руб., в 2020-м на момент утверждения бюджета он составлял 48,2 млн руб. В 2022 году профицит планируют в сумме 154,5 млн руб., а в 2023-м — 177,6 млн руб.

    Больная тема — динамика муниципального долга — и та выглядит прилично, учитывая все случившееся. Уровень долга в текущем году вырастет до 98,5% от собственных доходов, но, как сообщила и. о. заместителя главы городского округа по финансам, экономике и развитию Лариса Миронова, превышать 100%-й предел задолженности муниципалитет не планирует, хотя по закону такое право предусмотрено с 2020 года.

    Уже в 2021 году муниципальный долг планируют уменьшать до 80,3% от собственных доходов бюджета, в 2022-м — до 78,2%, а в 2023-м — до 73,5%. Конечно, сам по себе долг такого размера выглядит угнетающе. Чтобы оплачивать его обслуживание, в 2021 году истратят 450 млн руб. То есть большую часть той суммы, которую муниципалитет получает от неналоговых доходов. Однако никто и не ожидал, что в 2020-м ситуация станет лучше. Интереснее, как именно планируется заметно снизить долги за три года.

    Потратят как обычно

    Выражаясь языком современной бюрократии, бюджет 2021-го и планового периода является социально ориентированным, как и все предыдущие годы. Это значит, что приоритеты в его расходной части выстроены так, чтобы платить зарплаты работникам бюджетной сферы. И тратить деньги на то, чем занимаются главные распорядители бюджетных средств (ГРСБ) по утвержденным городским программам. Посмотрим, какие бюджеты каждый из них получит в 2021 году.

    Всего в администрации Тольятти 18 ГРСБ: это департаменты, управления, отделы. В пятерке самых обеспеченных бюджетными средствами — департамент образования. На него запланировано 2,3 млрд руб. На втором месте департамент дорожного хозяйства и транспорта — 1,6 млрд руб. Чуть больше миллиарда рублей истратит департамент городского хозяйства. Департамент градостроительной деятельности — 979,8 млн руб. Почти столько же департамент культуры — 904 млн руб.

    ГРБС администрация г. о. Тольятти потратит 568,9 млн руб. Департамент финансов — 626,2, департамент по управлению муниципальным имуществом — 639,4, управление физической культурой и спортом — 628,7. У остальных ГРБС финансы заметно ниже планки в полмиллиарда рублей. Самый «бедный» — отдел организации муниципальных торгов (264 тысячи рублей). Дума Тольятти обойдется городу в 2021 году в 93,6 миллиона рублей. Департамент экономического развития — в 26,3 млн руб.

    В резервном фонде запланировано на всякий случай 3 млн руб. Это очень мало, и можно сказать, что резервного фонда практически нет. Приложение 13, в котором содержится «Перечень приоритетных расходов, возможных к утверждению в бюджете г. о. Тольятти при условии перевыполнения доходной части бюджета», оценено в сумму 609 млн руб. Всем ясно, что этих денег просителям 13-го приложения не видать, но хотеть не вредно.

    Напомним, что на очередном заседании думы 11 ноября депутаты не смогли принять решение по вопросу принятия бюджета, и 13 ноября городская дума вновь собиралась на внеочередное заседание, на котором предстояло принять решение по представленному администрацией проекту бюджета Тольятти на 2021 год. Представитель комиссии по бюджету и экономической политике в ТГД Дмитрий Микель прокомментировал: «Первое чтение предполагает рассмотрение основных параметров бюджета доходов и расходов, на этом этапе происходит выстраивание основного каркаса бюджета в целом. Однако коллеги стали разбирать его детально уже заранее, и документ был отклонен и отправлен на доработку. Считаю этот шаг скорее стремлением к популизму со стороны некоторых парламентариев, нежели продуманным профессиональным решением. Ведь существует определенный алгоритм принятия бюджета, нарушение которого приведет к затягиванию утверждения этого важного финансового документа и принятия дальнейших необходимых решений, важных для города. Конкретные детали бюджета подробнейшим образом обсуждаются на следующих этапах, при дальнейшей кропотливой работе депутатов».

    Итак, отклонив представленный в первом чтении бюджет, парламентарии в числе рекомендаций предложили перераспределить расходы в размере 3,7 млн рублей на заливку катков и валку аварийно-опасных деревьев на территории учреждений образования. По словам Ларисы Мироновой, работа по этим направлениям в администрации уже ведётся.

    Ирина Смирнова, Газета «Панорама Самарской области» № 27 (1004), 16.11.2020 г.