Конфуций говорил: «Не живи там, где нет порядка». Осталось только найти такое место, где есть этот самый порядок. Кто следит за порядком, известно, но скандальная история с Иваном Голуновым поставила под большое сомнение уверенность, что наша полиция нас бережет.
Иван – известный журналист, занимается расследованиями в системе коррупции, что явно стало беспокоить тех, кто наживается на похоронных делах. Коррупционеру, чтобы жить ни о чем не беспокоясь, надо дружить со следственными органами. Как именно они дружат, общественность убедилась на примере Голунова.
Он спокойно шел по московской улице, рядом появились двое. Дальше по отработанной схеме: наручники, личный досмотр. В рюкзаке нашли наркотики, обыск в квартире якобы Голунова, где также обнаружили кокаин. И уже неважно, что на фотографиях вовсе не квартира этого журналиста. Дело сделано – Ивана подвели под тяжелую статью «сбыт и распространение наркотиков».
Если бы не журналистская солидарность, сидеть бы Голунову в неволе много лет. Власть на этот раз отступила, не захотела скандала, митингов и других акций протеста. Голунова освободили и провели расследование, сделав вывод, что наркотики ему подбросили. Известный прием, широко распространенный по всей России. Об этом мне не раз говорил Николай Уткин, подчеркивая, что 60 процентов зэков сидят без вины виноватые за сбыт наркотиков.
Несколько лет назад мне пришлось столкнуться с этим, так что есть о чем поведать. У знакомого доктора существует своя эффективная методика лечения. Однажды ее позвали к больному с многочисленными огнестрельными ранениями. Она его, можно сказать, вытащила с того света. Это оказался один тольяттинец… В благодарность за выздоровление он предложил моей знакомой создать сеть медицинских центров, где она будет лечить за деньги, из которых половину станет отдавать ему.
Врач категорически отказалась, еще не понимая, с кем связалась. Через пару недель к ней в офис вбежал некий субъект, бросив пакетик на стол, а потом быстро исчез. Тут же появились правоохранители, предъявив ордер на обыск. И началось! Естественно, стражи порядка «заметили» пакетик, где оказались наркотики. Доктору предложили пройти в кабинет, там один из «гостей» незаметно «выронил» еще такой же пакетик.
Мою знакомую спасло то, что ни к одному из пакетиков она не прикасалась, а правоохранители, уверенные в своей безнаказанности, посчитали, что достаточно самого факта. Составили протокол и забрали ее в изолятор временного содержания.
Мне позвонила ее медсестра. Все было шито белыми нитками, но врачу грозил реальный срок. Я позвонил председателю суда и заявил, что подниму всю общественность, если ее посадят. Это сработало. Ее осудили, приговорив к году условно. Естественно, запретили заниматься медицинской деятельностью сроком на три года, практически поставив на колени. Вот так отомстил авторитет за свое качественное лечение.
Все очень похоже на дело Голунова, но масштаб не тот. Моего голоса хватило лишь на то, чтобы спасти ее от тюрьмы.
Изменилось многое с тех пор: наверху силовики яростно делят деньги и будущую власть. Не до оранжевых жилетов, так что Голунову повезло. Вот только для простых людей почти ничего не поменялось. По данным «Левада-центра», восстановить свои права в случае их нарушения считают возможным только 25 процентов россиян. Противоположную точку зрения имеют 62 процента опрошенных. Оправдательные приговоры в прошлом году составили 0,17 процента. В свои права мало кто уже верит: в свободу собраний и манифестов – лишь 2%, в свободу передвижения – 11, в свободу предпринимательства – 7, в право на личную тайну – 18, в право на благоприятную окружающую среду – 21%, ну и так далее.
Президент пытается как-то со всем этим разобраться. Вот внес проект закона, где появляется новая статья 210.1, устанавливающая уголовную ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии. Раньше такого человека можно было посадить только в случае совершения им преступления. Теперь криминальным авторитетам грозит срок от 8 до 15 лет со штрафом до 5 миллионов рублей.
Для сравнения: при Сталине «королям преступного мира» давали от 10 до 25 лет. Тогда их почти не стало. При Хрущеве открыли зону «Белый лебедь», куда свозили авторитетов. Это уже попахивало особыми условиями.
По неофициальным данным, в России примерно 500 воров в законе. В основном они обитают в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. У них большие связи и немалые возможности, поэтому они уверены, что все обойдется…
Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 23 (1254) 21.06.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362