Борис Жутовский в Тольятти: Последние люди империи

владимир высоцкий портрет

Выставка с говорящим названием «Последние люди империи» вдруг подарила счастливую возможность поволноваться. Поволноваться у графических листов с портретами современников мастера.

Мощный карандаш

Непредсказуемый нерв этой обещанной музеем встречи с Никитой Хрущевым, Борисом Слуцким, Фазилем Искандером и другими героями художника, скорее всего, возник на стыке подлинности опортреченного общения мастера с великой, но уже уходящей в те времена натурой прошлого века и такого живого, такого мощного и крепкого карандаша Бориса Жутовского, который умеет чувствовать время. И от записок художника на полях его графических работ, которые создают атмосферу возле портрета. И от масштаба и мощи автора, который и сам из той же когорты великих людей той самой империи.

Свидетельство времени

Когда директор Музея актуального реализма Ирина Яновская открывала этот вернисаж, она дала нам возможность услышать звуковое письмо великого российского графика, иллюстратора, портретиста и писателя Бориса Жутовского, который посетовал, что всемирная зараза не дала ему лично встретиться со своими зрителями в Тольятти. И пообещал, что, если Бог даст, встреча эта рано или поздно состоится. А потом поделился тем, что эта серия работ стала для него навязчивой идеей, над которой он работает не годы – целые десятилетия.

Потому что так богата событиями и людьми эта большая жизнь, что однажды Борис Иосифович написал: «Одна из мыслей, сложившихся за жизнь, – человек должен оставить свидетельство своего времени. Двести с лишком портретов моих современников – результат этого убеждения».

Не для красоты

А число 33 в названии большого выставочного пространства на Юбилейной – цифра вовсе не для «красивостей». Это реальное число работ, которыми счастливо обладает музей в Тольятти и которое, по обещанию Ирины Яновской, совсем скоро превзойдет эти три десятка. Оказывается, сегодня музей вместе с художником работают над новой книгой художника, который дружен с этой командой.

А еще голос Бориса Иосифовича, записанный на телефоне Ирины, признался и нам в том числе, что название этой серии работ, а потом и книги, написанной художником, было подарено ему Фазилем Искандером.

Ну как же было после визита в музей не поискать публикации, и воспоминания, и записки об этом партнерстве! Я поискала. И конечно нашла:

«В его книге собраны таланты, жертвы, слуги, убийцы, но только те, которых знал и которых «трогал». Все – с «натуры». Не для того, чтобы убедить «товарищей по труду» в реализме, а чтобы самому, кожей пальцев, услышать восторг и злость», — так в свое время написал Фазиль Искандер об уникальной серии графических портретов из второй половины XX столетия, писанных с натуры.

С натуры

Ну конечно, только с натуры. И портрет самого Искандера, написанный во время общения с этим мудрым и ироничным писателем, тоже есть в собрании нашего тольяттинского музея. Роскошь, да и только! Затонувшая Атлантида, как сказала о последних людях империи, сконцентрировавших время в этой потрясающей графике, Ирина Яновская.

И конечно, дольше других я пыталась рассмотреть черты Никиты Сергеевича Хрущева, который вносил свои правки в жизнь и судьбы художника и его поколения. Ведь тогда еще 29-летний график Жутовский был участником той самой знаменитой бульдозерной выставки. И на него тоже кричал неуемный вождь, и от него Никита Сергеевич тоже требовал уехать к его западным поклонникам. И это Жутовскому было отказано в работе после такого хрущевского благословения, а издательства позволяли ему создать лишь несколько иллюстраций к книгам. А больше – никак.

Но спустя годы Хрущев попросил у него прощения и позвал на свой последний день рождения. Там, на даче ушедшего с постамента власти вождя, и был сделан еще один графический портрет. Смотрю и вижу: вот он какой накануне своего ухода – Никита Хрущев. С какой-то надсадной кислинкой в морщинистом лице, и теперь уже кажется, и с виноватостью во взгляде… Историческая справедливость свела их вместе еще раз, и нам достался остановленный рукой большого мастера портрета еще один яркий, короткий миг из того времени.

Борис Жутовский много работает и сегодня. И он пообещал нам встречу. И я ему верю.

Наталья Харитонова, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»