Новая постановка театра «Дилижанс» – семейный спектакль «Поллианна». Декабрьские аншлаги и раскупленные на весь январь билеты – еще одна оценка и заслуженный аванс театру от его «фирменного» зрителя. Ведь в этот раз в преддверии Нового года театр предложил ему, зрителю, совсем не елочное представление, не выученную поколениями вечную сказку с известным концом и, уж конечно, не веселое путешествие Деда Мороза и Снегурочки.
Неелочный сюжет
Впрочем, в фойе до начала «Поллианны» Дед Мороз свой волшебный долг выполнил. И интермедия с умными, забавными загадками, и красивая, нарядная елка, и веселая музыка, как полагается в заснеженные декабрьские выходные, случились по расписанию.
Невеселая книжка
И все же, выбирая драматургическую основу для нового спектакля, «Дилижанс» вновь пошел к новогодним торжествам непроторенной дорожкой. И совершенно неожиданно выбрал для постановки не такую уж веселую книгу американки Элинор Портер, изданную в далеком 1913 году. Чего уж тут веселиться, если главная героиня Поллианна – сирота. И ее новый неприкаянный дружок Джимми Бин – такой же, как она: ни мамин, ни папин – ничей. Даже в приюте не заметят, есть ли этот мальчуган вообще на белом свете.
Говорят, что «Поллианна» – любимая книжка дочери Виктора Мартынова. Она давно просила папу поставить спектакль с полюбившейся книжной героиней. А кому, как не худруку театра, прислушаться к собственной дочке накануне Рождества и Нового года и наконец прочитать книгу, которую так настойчиво рекомендует мудрый ребенок?
Прямо сейчас
Книжка папе понравилась. И Виктор решил, что нужно поставить историю об этой удивительной девочке из прошлого века. Немедленно, безотлагательно, прямо сейчас, в этом недобром году. Потому что добро не устаревает, а сердца отзываются на уроки человечности в любое время. Потому что «Поллианну» и правда можно и нужно прописывать как волшебную таблетку уставшим и разуверившимся, одиноким и измученным отвратительными новостями.
«Поллианна» для 2021 года – «что доктор прописал». На что, оказывается, полтора часа кряду смотрят и младшие школьники, и их старшие собратья, затаив дыхание, хотя театр поставил эту непростую историю в двух действиях, что в наши времена тоже становится исключением из общего правила (сегодняшние постановщики не испытывают публику антрактами и предпочитают спектакли в одном действии).
На век назад
Художник-постановщик Ольга Зарубина не ищет сложных путей, создавая незамысловатые функциональные декорации. Костюмный ряд от Дарьи Солодовой – простой и полурисованый «часовой механизм», который переносит на век назад.
Послушные стрелкам невидимых часов актеры пробуют на себе нетипично взрослый для этого театра старческий грим, и дядюшка Петр (простите – дядюшка Том) Зубарев заметно «радуется тому, что при его дедовской согбенности, уже нет необходимости нагибаться».
Взрослеет Екатерина Федощук: ее миссис Сноу прикована к постели и, может быть, впервые на своем веку слышит о себе от девочки Поллианны слово «хорошенькая». Печалят пустотой одинокий и седовласый Максим Никлус и его скуповатый Мистер Пендлтон. Красиво, но холодно взрослеют Ирина Храмкова и ее чопорная тетя Полли Харрингтон. Взрослеет служанка Ненси с доброй и работящей Екатериной Зубаревой. Даже Павел Зотов, совсем недавно вернувшись из армии, на глазах у нас всерьез примеряет на себя иные времена, иные годы доктора Чиллтона.
Любовь горчит во всех воспоминаниях. Но и эта взрослая горечь, похоже, понятна маленькому зрителю. Он не против разгадывать ее загадки и переживать за всех, нелюбимых и отлюбивших. Включая Михаила Гаврилова и его осиротевшего мальчугана Джимми Бина.
Хлеб с молоком
Центром этой тихо седеющей провинциальной вселенной однажды становится необычная, добрая, смешная, простая, как хлеб с молоком, Поллианна. Девчонка, умеющая вопреки всем бедам на свете искренне верить в радость. Сложная игра, придуманная когда-то ее отцом, вовлекает в свой круг всех людей, которые встречаются Поллианне Уитнер в городке Белдингсвилле.
Слово «радость» звучит в спектакле так часто, что невольно включает механизм нашего зрительского движения к желанию, а потом и к умению жить не унывая.
Ксении – одиннадцать
Попадание в актера – счастливое везение талантливого и чуткого режиссера. В «Поллианне» с Виктором Мартыновым оно случилось точно.
Конопатая 11-летняя Поллианна Ксении Ворожейкиной так легко и органично ведет за собой зал, щедро раздаривая всем и каждому то самое выстраданное девчоночье чудо – умение радоваться даже тогда, когда жить и верить уже почти невозможно.
Ксении Ворожейкиной в эти полтора часа точно всего 11. И ей точно важнее всего на свете найти дом сироте Джиму, вернуть любовь тете Полли, вдохнуть жизнь в красивый пустой дом мистера Пендлтона, накормить и приободрить одинокую миссис Сноу… И заново научить нас жить, любя и радуясь. Вопреки.
Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»