Безумие новой любви

Новости Тольятти augustnews.ru

Многие помнят начало романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И буквально через предложение: «Жена объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме… Все члены семьи чувствовали, что нет смысла в их сожительстве». Анна, сестра мужа, приехала их мирить и…

Дальше все помнят: умная зрелая женщина, у нее сын 8 лет, муж, обстоятельный серьезный человек. Только что она убеждала, что домашний очаг – святыня, а теперь сама все рушит. Безумие новой любви.

Повесть «Крейцерова соната» известна меньше, она – вся о семейных проблемах. В поезде разговаривают про женщин, что у них есть право на развод, если она не желает больше жить с мужем. Один говорит, что в старину этого не было. Другой отвечает:

– Бывало и прежде, только меньше. По нынешнему времени… Уж очень образованны стали. А в женщине, первое дело, страх должен быть.

Потом идет исповедь главного героя, как он стал блудником. Началось (так же случилось с самим Толстым) с того, что брат сводил его подростком в бордель. Он цинично рассуждает, что мужчинам нужно только тело женщин, которые им потакают. И мир от этого страдает. Герой повести женился (как все), пошли ссоры, дети. Жена ему изменила, и он ее убил. В этой повести Толстой многое взял из собственного опыта, его жена, Софья Андреевна, однажды даже пыталась утопиться.

В воскресенье, 8 июля – День семьи, любви и верности в память о святых Петре и Февронии. Они – идеал христианской семьи. Причислены к лику святых за особо праведную жизнь. Князь женился на простолюдинке за то, что она его исцелила от тяжкой болезни. Петр проходит через искушение: власть, богатство или изгнание и бедность. Все вроде бы разрешается благополучно: супруга дана ему Богом, и он не пошел против воли Божьей. Они прожили долгую жизнь и умерли почти одновременно. Похоронены вместе, им можно поклониться в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома.

Наверняка им пришлось столкнуться со многими трудностями, которые часто разрушают отношения между супругами. Терпение, верность, любовь, уважение, видимо, были главные скрепы их жизни. Имейте в виду – это XII век! Сейчас испытание бытом, неравенством, превосходством над другим, неумеренными желаниями, стремлениями к удовольствиям и плотским страстям куда сильнее, в силу максимальной доступности и невероятных возможностей. Но Петру и Февронии надо было делить друг с другом тяготы совместного пути, преодолевая зависть окружающих, тщеславие, почести. Они выберут изгнание, точнее добровольную схиму.

Мудрость Февронии поразительна. Сколько слов сказано против блуда, а ее высокое нравственное чувство замечательно и просто все объясняет.

Когда женатый человек возжелал ее, она попросила его (плыли на судне по реке) испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. Потом спросила, одинакова ли по вкусу вода? Он сказал:

– Да.

Ответ Февронии был поразительно прост:

– Женское естество одинаково, ничего нового с другой женщиной ты не найдешь, не лучше ли сохранять верность своей!

Из этих слов понимаешь – отношения супругов не сводятся только к телесности. В браке соединяются их души, семья объединяется едиными духовными устремлениями. Казалось бы, все так ясно, а мы упорно ищем новизны повсюду. Христианские ценности убеждают: призвание мужчины в ответственности, женщины – в заботе, а объединяет их любовь.

Много ли вокруг нас людей, кто отдает свое время, свои силы, свои способности ради других? Много ли тех, кто осознает, что когда мы делимся тем, что дал Бог, нам все возвращается сторицей?

Преподобный Антоний Великий говорил:

– Умная душа старается избавиться от беспутства, надмения, гордыни, обольщения, зависти, хищения.

Вот только как сохранить в себе умную душу? Очень просто: там, где любовь, не должно быть собственничества.

Атеист Маркс писал: «Если ты своим жизненным проявлением не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна и она несчастье».

В наше время появились пикаперы, которые обучают «мастерству» добиваться «любви». В советскую, отнюдь не безупречную эпоху по крайней мере порок не восхваляли. Не от того ли многим хочется в общество, где хотя бы публично соблюдали нравственность? Когда Коллонтай ляпнула про свободу любви, ей так попало, что она об этом больше не заикалась.

От рассуждений вообще хочется к конкретным примерам. Самое трудное – писать (говорить) о собственной жизни. Мне долго пришлось доходить до чеховской мысли: «Конечно, я умный человек, умнее очень многих, но счастье не в этом».

Татьяна, моя жена, уже на втором курсе мединститута выезжала с научными докладами в Тбилиси, Минск. Ее считали очень перспективной для исследовательской работы. Да вот встретила меня. Она родилась в деревне, воспитана в лучших традициях русской семьи: преданность, самоотверженность, трудолюбие, аккуратность, порядочность и многое из того, что теперь мы теряем.

Бабушка – схимомонахиня, прожила 103 года. Мама – труженица великая. Именно на таких женщинах держалась Россия. Таня работала вначале участковым педиатром, затем детским кардиологом. Стаж – 35 лет. Наверное, многие женщины ее не поймут: мы живем 30 лет, состояние моего здоровья предельно критическое. Без ее круглосуточного ухода, жертвенной заботы меня бы давно не стало.

Но чего это все стоит ей, моей женушке? 30 лет без отпуска, без отдыха, постоянный стресс от ожидания – как он там. Жестокий обязательный режим процедур, когда необходимо точно попасть домой к нужному времени, нельзя задержаться, опоздать, каждую ночь надо вставать, исключений не бывает.

На работе пришлось уйти на полставки. Постоянное напряжение, волнение, беспокойство. Не имеет права болеть, что будет с ним? А забота о доме, о дочери! Все должно быть идеально чисто, ухоженно, во всем порядок, каждый день надо готовить еду, полноценный обед. И тут все по режиму, никаких исключений, поблажек себе ни в чем.
Пишу лишь о малой части тягот, которые Тане приходится переносить. Все вижу, все понимаю. Почти ничем не могу помочь. Полуставочная зарплата – в результате жалкая пенсия. За уход за тяжелым инвалидом, постоянно нуждающимся в заботе, наше государство ничего не платит, ничем не помогает. Совсем не так в нормальных странах, но это разговор особый.

Недавно Таню решили отметить медалью «За любовь и верность». Она всегда скромная, сдержанная, никому никогда не жалуется, не сетует, даже подруги не знают всего, что выпало на ее долю. От всяческих торжественных речей, мероприятий отказалась:

– Не надо мне ничего.

Пришли, вручили дома. Она лишь тихо спросила:

– Зачем?

Я не придумал ничего лучшего, как сказать дурацкое:

– Заслужила.

Таня улыбнулась и мягко спросила у меня:

– Только и всего?

Я не нашелся что ответить. Действительно, чем и как можно оценить ее великую Любовь, великую Верность, великое Благородство? Всю ее жизнь?

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 26 (1205) 06.07.2018
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362