Без «Гранты» сложно богатеть

автомобиль гранта на стоянке

Пресс-служба ВАЗа на днях обнародовала данные по продажам машин в августе. Как и ожидалось, падение оказалось серьезным (сразу на треть), что дало повод федеральным СМИ, сгущая тучи, использовать в заголовках такие слова, как «обвал», «катастрофа», «рухнули» и так далее. На самом деле эта ситуация прогнозировалась, поскольку уже полтора месяца завод толком не работает.

– Как и многие автомобильные заводы по всему миру, мы испытываем нехватку электронных компонентов, – сказал президент Николя Мор. – Компания прилагает все возможные усилия, чтобы как можно скорее возобновить регулярное производство. Очевидно, что возвращение к нормальному режиму займет некоторое время и может привести к более длительному сроку поставок автомобилей в дилерские центры.

Согласно официальной информации, в августе продано 19 428 автомобилей под брендом «Лада», что на 32,6 процента меньше, чем год назад. Если сравнивать с июлем, то падение тоже существенное, поскольку месяцем ранее реализовано 32 тысячи машин.

Почти в два раза снизились продажи «Гранты» (в июле – 10 885, августе – 5007), по которой наиболее сильно ударил дефицит микрочипов. По «Весте» соотношение следующее: было – 10 223, стало – 6882 (сейчас это самая популярная модель на российском рынке, а на втором месте с небольшим отставанием – «КИА Рио»), по «Ниве» – 4555 и 3438.

Есть падение продаж и у конкурентов, правда, у большинства из них оно не такое существенное: «КИА» – минус 13 процентов, «Хендэ» – 19, «Рено» – 11, «Тойота» – 4. Хуже дела только у «Шкоды» (минус 39 процентов) и «Фольксвагена» (41), а, к примеру, российский ГАЗ и китайская «Чери» вообще показали рост. В целом же по результатам августа российский авторынок упал на 17 процентов, однако по итогам 8 месяцев показатели весьма оптимистичные – плюс 21 процент, по сравнению с кризисным 2020-м.

В среду мы побывали в автосалоне одного из официальных вазовских дилеров, не увидев там ни одной «Гранты». Стояла «Веста» седан в исполнении «Классик» с автоматической коробкой передач за 913 тысяч рублей. Напомним, что на официальном сайте предприятия стоимость этой модели начинается от 783 тысяч. Проблем с разнообразием комплектаций быть не должно, поскольку сборочная площадка в Ижевске вроде бы не останавливала работу из-за перебоя микрочипов.

Рядом еще одна «Веста» – SW (универсал) с механической коробкой за 880 тысяч, а также «Ларгус» кросс за 1 036 900. Цена последнего на 30 тысяч выше той, которая указана на сайте автозавода, так что наверняка дилеры продают машину с какими-то дополнительными опциями. В общем, выбор, мягко говоря, не велик.

– А что, «Гранты» ни одной нет у вас? – решил я обратиться с вопросом к менеджеру.

– Только что с клиентом разговаривал. Хочет машину в комплектации «Классик оптима» за 605 тысяч (на сайте самая дешевая – 545, – прим. авт.). Записали его на 6 октября.

– То есть к вам заранее подходить надо?

– Ну, сами понимаете, какая ситуация сейчас. Вот, пытаемся договориться с клиентами, чтобы немножко подождали. Звоните после 1 октября, делайте заказ на комплектацию и цвет. Внесем вас в лист ожидания, а когда машина придет – сразу позвоним. Деньги заранее вносить не надо – финансовые отношения начнутся только после того, как машину отгрузят, и мы увидим, что она товарная.

В целом картина не порадовала, ведь дешевле, чем за 880 тысяч, мы ничего не увидели (там еще «Нива» стояла, но это больше на любителя). Справедливости ради, стоит отметить, что и раньше далеко не всегда можно было приехать и забрать именно тот автомобиль, который приглянулся по интернету. Сейчас просто сроки стали больше, да и дилеров легко понять, ведь, продавая машины без накруток в виде дополнительных опций, можно вообще без прибыли остаться.

Напомним, что Волжский автозавод вроде бы планирует начать производство максимально облегченной комплектации «Гранты» – Classic Light, что позволит без дефицитных комплектующих снизить стартовый ценник до 504 тысяч рублей.

Официально эту информацию пока не подтверждают, однако вряд ли на заводе считают нормальной ситуацию, когда клиенту приходится месяц ждать необходимый автомобиль. Так что, если проблему с поставками комплектующих из Малайзии в ближайшее время решить не удастся (а предпосылок для этого нет), откат назад в плане начинки и цены вполне возможен.

На самом деле, лучше уж выпускать облегченную версию (некоторые покупатели будут ей только рады), чем продолжать платить сотрудникам 2/3 от заработка за вынужденный простой. К примеру, на этой неделе конвейер линии «Б ноль» так и не запустили, а работников, собирающих «Гранту», вывели только в четверг на два дня.

Получается, что большая часть коллектива бездельничает дома, закрывает дачный сезон или подрабатывает. К примеру, один знакомый рассказал, что начал заниматься доставкой еды на велосипеде и получает в день 2 тысячи рублей – это гораздо больше, чем на основном месте работы.

Судя по всему, избежать очередного падения продаж автомобилей в сентябре вряд ли удастся, так что в оставшиеся до конца года три месяца придется нагонять ускоренными темпами. На днях появилась информация, что сразу после стабилизации ситуации

с поставками комплектующих от компании «Роберт Бош Самара» завод планирует восполнить производственные потери за счет работы по субботам и организации 9-часовых смен.

В заключение скажем о том, что некоторые работники ВАЗа продолжают жаловаться в соцсетях на то, что руководство оказывает на них давление, вынуждая вакцинироваться от коронавируса. Якобы тех, у кого нет сертификата о сделанной прививке, просят приезжать на завод и сидеть в актовом зале, выслушивая лекции какого-то специалиста – доктора или психолога.

Подтверждения этой информации пока нет, однако, даже если дела обстоят именно так, едва ли можно найти в действиях вазовского начальства какое-то грубое нарушение. По сути, во время вынужденного простоя сотрудник обязан находиться на рабочем месте и исполнять те свои должностные обязанности, которые не связаны с основной причиной остановки производства. То есть, отпустить людей по домам – это вроде жеста доброй воли, а не обязанность, продиктованная Трудовым кодексом.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 35 (1368) 10.09.21