Бесконтактная авиадоставка – шаг в реальное будущее человечества

везут груз

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация меняет мир на наших глазах.

Если многие виды бизнеса теряют свою актуальность, то другие, совершенно новые сферы деятельности, приобретают мощный стимул к развитию. Так, например, случилось с мировым рынком бесконтактной авиационной доставки.

Резидент технопарка «Жигулевская долина» ООО «Мира», резидент «Сколково», исследует это масштабное явление более 5 лет и создает уникальный продукт, который совсем скоро может занять лидирующее положение в нише автономной авиадоставки грузов.

Подробнее о своем проекте и возможностях бесконтактной доставки по воздуху рассказал основатель компании «Мира» Андрей Мусинов:

— Мало кто может представить, что каждые 2 минуты в мире осуществляется 3 доставки грузов дронами. Это не сказка, а уже вполне закономерная реальность. За то время, пока вы читаете это интервью, дроны доставят 5 посылок. Больше всего воздушных транспортировок сегодня осуществляется в Китае и странах Африки. Причём в Китае производится около 1000, а вторая тысяча — в остальных странах мира.

— Понятно, что сейчас рынок авиадоставки становится все более актуальным, но так ли молода эта отрасль, сколько лет она уже официально существует?

— Первые тестовые игроки на международном рынке беспилотной авиадоставки появились ещё в 2010 году. Сейчас их чуть более 10, каждый из которых работает в партнёрстве с известными почтовыми службами или стратегическими клиентами.

Началось всё с доставки кофе, пиццы и других малых грузов, которые не жалко потерять в случае падения дрона. За годы тестирования технологий и бизнес-моделей рынок получил одобрение и поддержку совершенно другой стадии становления – здесь уже на первом месте стоит безопасность при доставке. Теперь с помощью дронов доставляются продукты питания, забираются медицинские анализы, кровь, а в недалёком будущем — и максимально оперативная доставка донорских органов для пересадки. Даже пессимистичные прогнозы говорят о том, что через 10 лет обороты рынка бесконтактной авиадоставки превысят обороты пассажирских авиаперевозок. В цифрах, оборот глобального рынка автономной авидоставки оцениваются более трёх с половиной триллионов долларов в год. Количество автономных авиадоставок в сутки, скорее всего, превысит 1 миллион в сутки к 2030 году.

— Вы активно развиваетесь на мировом поле бесконтактной авиационной доставки, благодаря относительно простой сертификации на полеты. Насколько легко получить разрешение на полеты дронов в России?

— В мировой практике на данный момент не выработано методик сертификации гражданских дронов и их компонентов. Для этого просто недостаточно прецедентов, а полноценные риск-ассессменты таких операций не проводились. Поэтому каждый производитель или оператор доказывает авиационным сообществам безопасность своих технологии именно опытным путём. Для нас хорошо то, что Австралия, Новая Зеландия и страны Африки открыты к проведению экспериментальных стадий этого рынка. Именно там мы производим сбор прецедентов, их формализуем, а затем, имея крупную доказательную базу, мы идем к авиационным сообществам и регуляторам. Самый быстрый путь внедрения таких нормативов — через ИКАО (Международная организация гражданской авиации — International Civil Aviation Organization).

Чтобы работать в воздухе в РФ, необходимо иметь соответствующие согласование Росавиации. Весной 2019 года был подписан закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а позднее появилась поправка, разрешающая спокойно летать на высоте до 150 метров вдали от людей — на расстоянии от 50 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на каждого участника полета — производителя оборудования и внешнего пилота. Нормативы по дронам сейчас выровнены в большинстве стран, но эти нормы не для профессиональных услуг, а для потребительских дронов.

— Андрей, для чего вообще нужна бесконтактная доставка, в чём её плюсы?

— Прежде всего, это доставка продуктов питания – одна из «золотых жил» для бизнеса и социума. Все мы едим достаточно регулярно – это базовая потребность. В будущем бесконтактная авиадоставка поможет каждому человеку жить по средствам, практически мгновенно получая любые свежие продукты в достаточном объеме. Ведь это возможность заказа продуктов прямо со склада, минуя полки розничных магазинов. Такие продукты, в теории, могут продаваться потребителю дешевле, чем на прилавках. Расходы на авиадоставку могут оплачиваться за счет разницы в стоимости товаров в ритейле, а она порой колоссальна. Также, используя авиадоставку, потребитель может серьезно сэкономить на бензине и на импульсивных незапланированных покупках, которые мы все спонтанно совершаем, находясь в торговых центрах. Но самым главным преимуществом авиадоставки является, конечно, сэкономленное время. У людей появляется несколько свободных часов в неделю, чтобы отдохнуть, погулять, заняться спортом или встретиться с друзьями.

— Логично, что, когда новая отрасль начинает активно развиваться, неизбежны ошибки. В чем сейчас «подводные камни» технологии бесконтактной доставки?

— Сами дроны, как перевозчики, развиваются из хобби. Очевидно, их технологии далеки от необходимого уровня авиационной безопасности. Такие дроны способны перевозить в среднем от 1.5 до 5 кг груза. Конечно, на борт не помещаются авиационные системы безопасности и связи, не говоря о полезной нагрузке. Так, большинство крупных игроков рынка собирают собственные модели дронов. В подавляющем большинстве случаев такие аппараты работают на литиевых батареях, а они прихотливые — срок использования редко превышает 3 месяца. Их необходимо заряжать, расходуя на это в среднем в 4 раза больше времени, чем время полёта. Для них необходимо создавать специальную инфраструктуру зарядных станций, а это требует дополнительных вложений, порой довольно крупных.

Сейчас дроны пока очень шумные, что, естественно, не всем нравится. К тому же, у всех дронов открытые пропеллеры, что небезопасно.

Еще одним крупным минусом доставки дронами является их безопасность. По статистике, 1 раз в 104 лётных часа электрический дрон падает, а это, на секунду, 1 из 6 доставок. Поэтому необходима страховка полёта, которая часто стоит в 3-5 раз дороже самой доставки.

Всё это, в итоге, влияет на конечную стоимость доставки. Именно поэтому наша компания делает акцент на разработке инновационной отказобезопасной силовой установки для беспилотных летательных аппаратов, где все эти недостатки отсутствуют.

— «Безопасности много не бывает» – практически девиз вашей компании. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем особенность вашей разработки и чем она принципиально отличается от аналогов?

— Мы производим силовую установку для перспективных беспилотников. Это, по сути, и есть беспилотник, поскольку сама по себе силовая установка уже обеспечивает безопасное и точное нахождение в воздушном пространстве. В дальнейшем партнёры уже могут дооснастить продукт собственным оборудованием. Аналогов нашей силовой установки в мире пока нет, и потому мы стараемся сейчас максимально широко внедрить ее на рынок, опытным путем прощупывая сферы, где она может быть использована уже “завтра”.

Разработанная нами универсальная модульная авиационная силовая установка двойной надёжности для беспилотных авиационных систем значительно отличается от известных электрических, гибридных и работающих на двигателях внутреннего сгорания аналогов. Все они уже не удовлетворяют возрастающие требования авиационной безопасности, отказобезопасности, физической защиты и шумового загрязнения. Благодаря нашей инновационной силовой установке, у дрона буквально нет шанса бесконтрольно упасть при выполнении своих задач, даже при отказе любых его подсистем. Эта функция позволяет сохранить не только сам беспилотник и его груз, но и обеспечить безопасность окружения во время приземления, что крайне важно при перемещениях в больших городах – в местах массовых скоплений людей и при наличии большого количества зданий и транспорта. Все пропеллеры и системы закрыты физически, защищены внешне и внутренне, а шум от такого дрона не превышает того, который мы слышим от скутеров.

— На каком топливе работают ваши беспилотники?

— Они заправляются бензином, причем бесконтактно. Бензин в разы безопаснее и экономичнее литиевых батарей, если принимать во внимание необходимость сбора отработанных батарей и их утилизацию. Сегодня в мире выбрасывается сотни тысяч тонн батарей в год, а экологичной переработки их всё ещё нет. В отличие от батарей, в бензиновом топливе в 20 раз больше энергии при том же весе, расходуясь, оно постепенно уменьшает вес дрона. Благодаря этому инженерному ходу, наши аппараты могут гораздо дольше находиться в воздухе — до 10 часов, и перевозить по 30 кг полезной нагрузки на расстояния до 160 км. При этом стоимость часа полёта на килограмм полезной нагрузки в 2 раза ниже, чем у дронов на батарейках.

— Как происходит сама процедура авиадоставки из практики в мире?

— Процесс авиадоставки не предполагает приземления беспилотника или создания даже минимальной дополнительной инфраструктуры. При загрузке беспилотник зависает над складом, опускает трос, на который сотрудник склада закрепляет сформированный груз. Затем дрон прибывает в точку выгрузки по заранее согласованным нужными инстанциями маршрутам, где груз опускается и отцепляется в заранее оговоренном с заказчиком месте. Оператор может согласовать выгрузку прямо по телефону. Забрать груз может курьер, затем принести его покупателю в рамках квартала. Либо, если доставка производится на территорию частного сектора, покупатель забирает доставку после того, как груз отцеплен. Все процессы фиксируются на фото, то есть весь процесс — цифровой. В отличие от курьера на автомобиле, процесс авиадоставки требует участия только одного дополнительного специалиста — оператора дрона. К слову, по статистике, один оператор без стресса контролирует 9 доставок одновременно, подключаясь к ручному манипулированию лишь на 5 минут в течение часа.

— Что нужно, чтобы стать оператором – удалённым пилотом?

— В авиационно-развитых странах сертификация операторов проходит по единой схеме: изучение авиационной теории, затем симулятор, практика, и экзаменация. Итогом становится сертификат удалённого пилота. Ре-сертификация назначается в зависимости от необходимости актуализации навыков, обычно раз в год. Стоимость таких курсов в разных странах варьируется от 2500 до 5000$ и занимает в среднем 20 дней по 4 часа. В авиационно-развитых странах в каждом городе уже существует от 1 до трех обучающих центров. И конечно, сократить стоимость обучения можно до суммы менее 500 долларов, если учиться дистанционно. Оператор может работать из дома, офиса, за городом — эта профессия предполагает удалённый и гибкий график. Причем медицинские и возрастные требования к таким пилотам минимальные, что позволяет трудоустроить людей с ограниченными физическими возможностями.

— Помимо разработки «не падающих» дронов ваша компания занимается и созданием так называемых «цифровых двойников». Что они из себя представляют?

— Воздушное пространство сейчас сегрегированное – то есть условно размечено по высотам и разделено на зоны. Дроны и классическая авиация пока не способны взаимодействовать друг с другом, чтобы оперативно делить воздух, летать автономно и безопасно. В будущем, через 10-15 лет, я уверен, маршруты будут как гибридные, так и автономные. К этому есть определенная тенденция. Небо станет несегрегированным и бесшовным. Цифровой двойник воздушного пространства позволит всем участникам воздушного движения общаться напрямую и децентрализовано, причем друг через друга: обмениваться намерениями, находить безопасные маршруты прямо в реальном времени. Более того, следовать чётким цифровым правилам. Очевидно, сегодня дроны доставляют грузы по узким фиксированным воздушным коридорам, заранее согласованным с ответственными за это госструктурами, что достаточно долго. Наша компания уже протестировала собственные компактные устройства связи и инновационные алгоритмы цифрового двойника воздушного пространства. Эти устройства размером с пуговицу, если для небольших дронов. Или размером с кредитную карту, если для классической авиации. Еще в 2018 году мы создали цифровой двойник, но необходимо закончить экспериментальную стадию тестирования технологий на нашем собственном рое дронов, совершить более 3000 часов полётов. И только тогда предлагать решение для внедрения.

— Какие перспективы вы видите для вашей компании на отечественном поле бесконтактной авиадоставки сейчас?

— NASA в 2018 году провело исследования, исходя из которых 65% респондентов высказались «за» бесконтактную авиадоставку продуктов питания. Сейчас, за несколько месяцев пандемии, эта потребность выросла до 95%. Рынок явно входит в активную стадию своего расширения, что прогнозирует увеличение доставок дронами от 2 до 150 тысяч в сутки. Это потребует более 500 тысяч летательных аппаратов к 2025 году. Бесконтактная, оперативная и экономичная авиадоставка грузов — медикаментов, медицинских тестов и продуктов питания — в следующие 10 лет существенно изменят социум благодаря резкому увеличению финансирования этой отрасли из-за пандемии. Мы ожидаем, что кто-то из food-ретейла (x5 Retail Group, Walmart, Coles, Woolworths, Aldi, SuperValu,Tesco, Metro) первым в мире запустит автономную авиадоставку продуктов питания, и докажет ее экономическую эффективность. И затем на такую бизнес-модель перейдут и другие игроки рынка.

Первой на очереди внедрения авиадоставки продуктов питания вместе с нашей компанией в России стоит Dodo. Это уникальная “цифровая” пиццерия уже насчитывает 611 точек по миру, более 330 миллионов долларов оборота в год. Dodo, как раз, развивается в Китае и странах Африки, где доставка дронами проводится просто и быстро. Так как в России пока этот рынок только начинает зарождаться, у нас есть уникальная возможность первыми сесть в эту «лодку» и двигать всю нишу в нужном нам направлении.