Бегут дороги, зовут вперед

школьная команда с учителем

Горы, пещеры, подземные озера, города-герои – за 40 лет работы в школе села Выселки Гельфия Вялиевна Мердеева объехала со своими учениками массу достопримечательностей, находящихся в Самарской области и далеко за ее пределами.

Бесстрашные наши туристы даже на Урал съездили с целью спелеосплава. Впечатлений, конечно, от интересных путешествий ученики и их родители получили море. Альбомы с фотографиями заняли почетное место в школьном музее. С педагогом ребятам, согласитесь, повезло. В родной школе Гельфия Вялиевна трудилась пионервожатой, учителем физкультуры и географии, начальником летнего лагеря, вела туристический кружок, была заместителем директора по воспитательной работе, потом – по учебно-воспитательной. Говорит, что выбор профессии для нее всегда был очевиден. Дедушка и мама трудились учителями, поэтому с раннего детства любила играть в школу.

Шкуродер – проверка для туриста

Окончив 10 классов, поступила в педагогическое училище. Физкультуру выбрала благодаря прекрасному учителю Дамиру Валиевичу Валиахметову.

– Практически все его ученики были спортсменами, – рассказала собеседница. – Я занималась теннисом, лыжами, легкой атлетикой. После училища три года проработала в школе села Верхнее Санчелеево. Там меня приняли очень хорошо, дали наставника Алексея Федоровича Левонюка. Помогли здорово. В родное село я вернулась в 23 года, став вполне взрослым человеком. Потом стала заочно учиться в Оренбургском педагогическом институте.

Туризмом и краеведением увлеклась благодаря коллеге Светлане Юрьевне Агафоновой, которая организовала для заместителей директоров по воспитательной работе экскурсию на гору Стрельная. Гельфие Вялиевне настолько понравилось путешествие, что она решила: красоту родного края обязательно должны увидеть ученики выселкской школы. Она объединила ребят в туристический кружок… и у них начались незабываемые походы. Молодецкий курган, утес Шелудяк, гора Стрельная, Манчиха, Светелка, Шишка, штольни в районе села Ширяево – юные краеведы вместе со своей наставницей побывали везде. Возил их во всех поездках по Жигулевским горам безотказный, добрый водитель автобуса Ахат Гакильевич Фазлаев.

– Неужели не страшно было брать на себя ответственность во время походов? Условия ведь самые экстремальные, не каждому мужчине-педагогу по плечу, – спросила я у собеседницы.

– Молодая была. В дальние походы брала самых ответственных и взрослых учеников. Уверена была в них. Ребятам такое доверие, конечно, нравилось. Мы и по городам поездили, Казань посетили, Волгоград – путевки были гораздо доступнее. Пара родителей-активистов всегда с нами ездили. Интересно, что все ребята, которые туризмом занимались, и сейчас активны, успешны, порядочны. Когда встречаемся, обязательно обнимаемся, целуемся, вспоминаем наши походы.

– Какое из воспоминаний стало для вас наиболее ярким?

– Во время спелеосплава на Урале запомнилась пещера «Шкуродер». Сначала идешь по ней в полный рост. Потом высота уменьшается, и ты начинаешь ползти змейкой в прямом смысле «обдирая шкуру». Приползаешь к невероятно красивому месту, которое называется «Каре». Сверху капает вода, образуются естественные чашечки. В них вода чистая-чистая. Там же находится подземное озеро с голубой водой, по которому можно кататься на лодке. При спуске в эту пещеру туристы берут с собой специальные факелы и мощные фонари. Зрелище удивительное…

Про активность и значок ГТО

– Эти походы проходили в выходные дни, в каникулы. Неужели не хотелось отдохнуть от детей?

– Нет, это была моя жизнь. Если человек устает от детей, не надо ему педагогикой заниматься. Кому не нравится, из школы быстро уходят – через год-два. Сейчас есть стимулирующие выплаты для активных педагогов. Учителя собирают портфолио. Грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников – за все ставятся баллы, которые учитываются при оплате внеклассной работы. Прекрасный материальный стимул – пожалуйста, участвуй.

– Ни для кого не секрет, что сегодня дети много времени проводят за компьютером, живут в виртуальном мире. Возможно ли, чтобы у них не пропал интерес к реальной учебе, любознательность?

– Многое зависит от учителя начальных классов. Если он активный, увлеченный, с его детьми потом легче работать. Они поддержат любую инициативу. Для детей очень важен личный пример педагога, классного руководителя. Равнодушный, неуверенный в себе учитель ничего детям не даст.

– Односельчане о вас говорят как о неравнодушном человеке. Вы оказываете поддержку выселкской общественной организации инвалидов.

– Да, вместе с ними участвовала в соревнованиях по настольному теннису, в сдаче норм ГТО. Сдала на серебряный значок. Надо значит надо – к этому нас приучил наш легендарный директор Равиль Калимович Садреев. Один из немногих учителей района, в трудовой книжке которого единственное место работы. Сначала был учителем выселкской школы, потом – завучем, и много десятков лет – директором.Таких титанов больше нет. Дал нашей школе очень много. Она стала одной из лучших в районе, ей присваивалось звание «Школа года».

– В многонациональном селе учителю сложно работать?

– Нет, никогда никаких проблем на этой почве не возникало. Люди дружно живут. Тема одного из моих уроков по географии – «Национальности». При знакомстве с классом сразу становится понятно, что многие дети из смешанных семей: отец серб, мать – удмуртка. А ребенок говорит, что он русский. Дальше – мама наполовину чувашка, наполовину татарка, папа – мордвин. Ребенок считает себя русским. Вот такая толерантность. Чистых татар в классе может быть всего пятеро, чистокровных русских – три-четыре. Остальные семьи смешанные. Живем, повторяю, дружно, никакой дискриминации по национальному признаку.

Труд – всему голова

– Что можете сказать о трудовом воспитании в школе? Говорят, оно всегда было на высоте…

– Да, в 1980 году была образована совместно с колхозом «Дружба» производственная бригада. Колхоз передал школе 147 га земли, два трактора, пять комбайнов, разного сельхозинвентаря около 30 штук. В производственной бригаде были механизаторы, животноводы, овощеводы, строительная бригада. У ребят были наставники, которые помогали всем. Трактористами и комбайнерами в основном трудились парни, но в 1984 году была и девичья бригада, в составе которой были Ольга Дворянинова, Алла Илюкова, Люда Ермолаева, Лена Леванова. Они работали помощниками комбайнеров. Производственная бригада существовала до развала колхозов.

Нельзя не упомянуть и лагерь труда и отдыха «Радуга». Он работал в три потока, принимая учеников с 4-го по 7-й классы. Восьмиклассники посещали уроки автодела, вел которые Александр Дмитриевич Никитин. После окончания школы ребята получали удостоверения водителя. Кроме этого получали права тракториста. Многие выпускники, думаю, благодарны своим учителям-наставникам…

Гельфия Вялиевна имеет за плечами педагогический стаж в 43 года. Буквально на днях она вышла на пенсию. Теперь собирается заняться строительством дачи, будет петь в группе, которую организовали бывшие учителя Клавдия Гавриловна Кутминская и Людмила Александровна Дубровская. А руководит группой директор Дома культуры Анжелика Галиевна Савчук.

Ну и, конечно же, наша собеседница будет помогать воспитывать внука Ратмира. Против такой перспективы Ратмир не возражает. Говорит, что с бабушкой ему очень интересно. Рассказал, как вместе ходили на районный турслет, отдыхали в санатории и Соль-Илецке. «Сейчас на дачу поедем на велосипедах», – сообщил внук. Согласитесь, такой дружбе можно только порадоваться. Желаем не снижать вашу энергию и активность, Гельфия Вялиевна. Будьте здоровы.

Ольга Пимантьева, оригинал статьи опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге»