Бедняги, как я им сочувствую: Изменения для учителей и школьников

    Нам такие аббревиатуры подбрасывают, уму непостижимо. Кто знает, что такое ЕФОМ? Оказывается, это «единые федеральные оценочные материалы», которые будут определять новую модель аттестации учителей (бедняги, как я им сочувствую).

    Теперь они обязаны отправлять экспертам на проверку видеозапись своего урока, пройти тесты по своему предмету и решить так называемые педагогические кейсы. Там еще много чего. Вся эта «муть» для оценки предметных и методических компетенций (?) учителей, для объективной оценки квалификации педагога. Разработка ЕФОМов по всем предметам идет полным ходом. Предварительная апробация показала, что половина учителей справиться с ними не может.

    Читателю интересно, что такое «кейсы». Это, когда надо составить план действий по заданной житейской ситуации. Мать моя родная! А работать когда? Сколько всяких бумаг собрать придется, сколько «поклонов» администрации школы отбить! Притом, что лишь 8% учителей считают аттестацию реально влияющей на их карьеру. Теперь будет «просто учитель», «старший» и «ведущий». В наше время был хороший учитель и плохой. И хорошего, если он проработал 25 лет, награждали орденом Ленина.

    Как всегда, сей выгодный нацпроект оседлали, как никак 15 миллиардов можно будет освоить. Вырастет немереное число чиновников – в каждом регионе создадут центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства, а при них – аккредитационные центры.

    Масштабы впечатляют: в России 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Имеют педобразование 95% учителей, в основном это женщины (85%), их средний возраст 52 года, средняя зарплата у них 42 226 рублей (откуда такая цифра – не знаю). И на всех педагогов – почти 4 миллиона всевозможных контролеров, методистов и чиновников разных уровней. Образовательная система страшно забюрократизирована.

    В стране 41,9 тысячи школ, из них 24 тысячи – сельские школы. Поэтому с сомнением воспринимаешь планы министерства образования выделить 701 миллиард рублей на национальный проект «образование» под следующие задачи: сформировать у ребенка новый тип мышления – инженерного, изобретательского, командного, креативного; «сформировать навыки и компетенции, необходимые для успешной, счастливой жизни», показать, какие огромные возможности открыты перед ним. По-моему, гоголевский Манилов от удивления выпучил бы глаза, такое даже ему в фантазийную голову не пришло.

    Давайте посмотрим, как это собираются делить. Основные средства – 251 миллиард – пойдут на создание «современной школы», еще 107,4 миллиарда – на «экспорт высшего образования» и «социальную активность» – 146 миллиардов. Цифровая образовательная среда – 77,4 миллиарда, ну и так далее, «по мелочи».

    Наверное, это все очень нужное и важное, если не вспоминать, как у нас распределяются большие деньги. Вообще деньги – хорошая мера для любых сравнений и сопоставлений. Как вы поняли, на нацпроект «образование» – 701 миллиард, а на содержание губернаторов – 340 миллионов, что на 84 миллиона больше, чем в прошлом году. Так что все нормально, прекрасная маркиза.

    Все это чудовищное неравенство, пренебрежение воспитанием молодежи уже дают свои горькие плоды – рост агрессии. Согласно исследованиям, за 20 лет она выросла на 5%, но все эти ужасные расстрелы в школах убеждают, что положение значительно хуже. Агрессия стала способом самореализации, и потому подростки находят ей оправдание, считая ее позитивным качеством. Общество наше уже смирилось с ней: травле со стороны учеников подвергаются почти 70% педагогов.

    Все современные проблемы сознания молодых определяются «клиповым сознанием». Что это такое, хорошо объясняет пример с фильмом «Неуловимые мстители». Большинство подростков устает от его просмотра, поскольку ребята отчуждены от смысла и не удерживают в памяти большое количество разнородных событий. Они – поколение инфантильных конформистов. Не торопятся работать, берегут себя, им нравятся комфортные условия, которые создают родители.

    Советскую историю они знают в искаженном виде, так что с патриотизмом у них не очень. Гордость или негодование за исторические события у них формирует телевизор. Успех в жизни – это когда у тебя все есть, больше всего пугает ответственность – вот этого «не надо». Главные вопросы: сколько буду получать? Что мне за это будет? Государство должно их опекать, заботиться, гарантировать приличную работу. Рисковать не желают, большинство предельно аполитичны. Поэтому многие из них попадают в секты, опасные группы в соцсетях.

    Опубликована статистика: за последние 25 лет в каждой четвертой семье нашей страны кто-то из близких подвергался различным преследованиям. За 9 месяцев этого года от рук преступников погибли 917 детей, возбуждено 15,5 тысячи уголовных дел по преступлениям против несовершеннолетних. Юное поколение не берегут: за те же 9 месяцев 700 детей выпали из окон, 311 погибли на пожарах. И вообще ежегодно пропадает без вести 35 тысяч человек.

    У американцев не принято, чтобы дети после совершеннолетия жили вместе с родителями. Молодое поколение сразу после школы стремится к самостоятельности. И родители не слишком рассчитывают на помощь детей. Так формируется деловая и предприимчивая нация. Мы захотели непонятный капитализм, будем готовы к переменам и в сознании, и в привычках, и в отношениях.

    Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
    Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 48 (1227) 30.11.18
    Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

    учитель ведет урок