Остановка конвейера АвтоВАЗа, вызванная бунтом его российских поставщиков, повлекла за собой вмешательство властей, пишет»Самарское обозрение». На федеральном уровне конфликт, вызванный деятельностью команды Бу Андерссона, сочли прецедентным и рекомендовали поставщикам более не останавливать поставки, а менеджмент АвтоВАЗа обязали встречаться с контрагентами более регулярно.
Напомним, из-за обострения отношений между АвтоВАЗом и его поставщиками в конце октября 2014 г., была остановлена нитка конвейера по сборке Kalina и Granta. На самом ВАЗе это объясняли тем, что три поставщика не смогли своевременно обеспечить предприятие необходимыми компонентами.
По информации «Самарского обозрения», речь шла о предприятиях группы «ОАТ». В тот момент ряд осведомленных источников говорили о том, что причиной всего был не технический сбой, а сознательная позиция менеджмента «ОАТ», остановившего отгрузку после того, как ему не удалось договориться с автозаводом об устраивающей группу цене комплектующих. В аналогичной ситуации оказались и другие производители компонентов, от которых АвтоВАЗ постоянно требует снижения отпускных цен и увеличения отсрочки оплаты поставленной продукции, при том что их расходы из-за ослабления курса рубля, в условиях инфляции и роста себестоимости производства, перманентно растут. В результате они вынуждены вести поставки, не имея с АвтоВАЗом согласованной цены.
На совещании, прошедшем в министерстве промышленности Самарской области, руководители ряда автокомпонентных предприятий подвергли резкой критике команду президента автозавода Бу Андерссона и ее политику, обвинив топ-менеджеров в том, что они поддерживают иностранных поставщиков в ущерб интересам отечественных производителей.
В итоге выяснять отношения сторонам пришлось на совещании у полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича, которое состоялось в Москве 30 октября 2014 года.
К моменту разбирательства конфликт благодаря вмешательству властей пошел на спад. Еще до мероприятия ВАЗ возобновил производство Kalina и Granta, а «ОАТ» — поставки.
Чтобы подобные инциденты не повторялись, принято решение о проведении ежемесячных совещаний с участием менеджмента ВАЗа и его поставщиков, при посредничестве чиновников различных уровней. На этих встречах должны обсуждаться наболевшие проблемы взаимоотношений АвтоВАЗа и его контрагентов.
При этом Михаил Бабич дал четкий сигнал поставщикам, что они должны воздерживаться от шагов, способных привести к остановке конвейера, так как от этого несут убытки не только все конфликтующие стороны, но и само государство, и регионы, и муниципальные образования.
«Предприятия, остановившие поставку продукции, получили «черную метку», но, с другой стороны, они наглядно продемонстрировали АвтоВАЗу свое недовольство и готовность к жестким действиям. Сегодня на многих предприятиях не согласованы цены и объемы поставок. Отгружать продукцию, не зная цены, — все равно, что играть втемную: ты не знаешь, то ли сработал с большим убытком, то ли сработал в ноль, о прибылях там уже разговоров не идет. Конечно, это не может устроить контрагентов. Вопрос этот до конца не разрешен, договорились только о том, что в течение ноября предприятия будут поставлять продукцию, а все спорные вопросы должны быть решены в ходе дальнейших переговоров», — рассказал источник, близкий к ситуации.
«Общение напрямую, которое поставщики вели с менеджментом АвтоВАЗа, не приводило к каким-либо конкретным решениям и результатам. Поэтому никто не знал, как дальше будет развиваться ситуация и как в таком случае строить отношения. И поэтому в ходе встречи Бу Андерссон заявил, что будет встречаться лично с поставщиками раз в месяц. И главный момент — это то, что нашлась наконец-то площадка для диалога и он будет вестись при участии федеральных властей», — заявил министр промышленности Самарской области Сергей Безруков.