АвтоВАЗагрегат признали банкротом

Новости Тольятти augustnews.ru

В отношении предприятия с многомиллионными долгами по заработной плате введено конкурсное производство.

Новый виток затяжного скандала разворачивается в Тольятти вокруг печально известного предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат» и трех его дочерних компаний: ООО «АвтоВАЗагрегатТранс», ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат» и ООО «АвтоВАЗагрегатПласт». В минувший понедельник, 29 августа, экс-работники бывшего вазовского поставщика провели на трассе М5 «Урал» в районе 5 ВСО митинг. Участие в акции приняли около 50 человек. Цель мероприятия была предельно проста — люди, которым до сих пор не выплатили долги по заработной плате, намеревались привлечь к своей проблеме внимание как можно более широкого круга лиц. Как рассказала одна из инициаторов митинга Антонина Ларина, федеральная трасса для этого — место, пожалуй, самое подходящее, так как людей с плакатами здесь видят водители и пассажиры транзитного транспорта из различных регионов России.

Как все начиналось

Как неоднократно сообщала «Площадь Свободы», проблемы на «АвтоВАЗагрегате» и его «дочках» начались еще в начале лета 2015 года, когда людям перестали выплачивать заработную плату. С тех самых пор работники предприятия писали письма и обращения во все инстанции, проводили митинги, одиночные пикеты и другие акции, обращались за помощью в газеты и на телевидение. Все это делалось с одной-единственной целью: люди стремились привлечь внимание властей к их чаяниям и добивались, чтобы теперь уже бывший директор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов погасил перед коллективом всю задолженность по заработной плате. А она, естественно, росла из месяца в месяц. Поэтому уже к концу лета прошлого года около 2000 работников компании оказались в нищенском положении: люди не могли собрать детей в школу, им нечем было оплачивать жилищно-коммунальные услуги и кредиты. Да что там! Многим не на что было даже покупать еду. В особенно бедственное положение попали те семьи, в которых оба супруга являлись работниками «АвтоВАЗагрегата» или дочерних подразделений. И таких примеров — тоже десятки. Люди были доведены до отчаяния. Поговаривали даже, что одна из бывших работниц предприятия покончила жизнь самоубийством, оставив пожилую мать и малолетнего ребенка, поскольку не выдержала психологического давления со стороны ушлых коллекторов, которые требовали от нее полного погашения долгов по кредитам.

Приняли меры

В начале 2016 года ситуация вроде бы начала выправляться: представители властей разных уровней провели серию встреч с трудовым коллективом «агрегатовцев». Параллельно в Тольятти создали рабочую группу с привлечением специалистов из федерального центра, которая взялась подготовить дорожную карту по решению конфликтной ситуации и полному погашению задолженности по заработной плате. Свое веское слово сказали и правоохранительные органы. Во-первых, прокуратура Самарской области провела на «АвтоВАЗагрегате» проверку, материалы которой легли в основу серии уголовных дел о невыплате заработной платы, мошенничестве в особо крупном размере и налоговых преступлениях. Фигурантом четырех из них, как сообщили «Площадь Свободы» в прокуратуре Комсомольского района, выступает сейчас и бывший директор компании Виктор Козлов. Кроме того, по заявлениям надзорного ведомства суд вынес более тысячи судебных приказов в интересах работников «АвтоВАЗагрегата» и его «дочек», связанных с возложением на работодателя обязанности по ликвидации долгов по заработной плате. Активные действия по спасению коллектива бывшего вазовского поставщика стали предприниматься в основном с февраля 2016 года. Хотя уже тогда было очевидно: из кризиса некогда успешное предприятие не выберется. По заявлению одного из кредиторов о признании компании банкротом Арбитражный суд Самарской области еще осенью 2015 года ввел в отношении ОАО «АвтоВАЗагрегат» процедуру наблюдения. А само предприятие буквально в первые дни нового 2016 года уведомило коллектив о сокращении штата сотрудников с 1 марта. Так, собственно, и случилось: около 2000 человек с многомиллионными долгами по заработной плате оказались на улице без средств к существованию и дружно встали на биржу труда, поскольку центр занятости населения г. Тольятти подготовил для «агрегатовцев» специальные мероприятия. Сам завод при этом остановился гораздо раньше: по свидетельствам очевидцев из числа бывших работников, станки и оборудование из цехов стали вывозить в неизвестном направлении еще в прошлом году.

Долги не исчезли

Что касается господина Козлова, он после личной встречи с губернатором пообещал в кратчайший срок рассчитаться с долгами по заработной плате перед работниками. И какие-то транши действительно имели место. Например, 29 апреля, как рассказала представитель инициативной группы работников Антонина Ларина, была произведена выплата заработной платы по головному предприятию ОАО «АвтоВАЗагрегат» в общей сумме 150 млн руб. Речь, правда, шла только о тех долгах, которые работодатель накопил перед коллективом в период до февраля 2016 года, но и то, как говорится, хлеб. В начале мая были еще выплаты. Тогда на 38% была ликвидирована задолженность перед работниками ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат». В следующий раз щедро, аж на 3%, работодатель закрыл долг по ООО «АвтоВАЗагрегатПласт». И наконец в августе на 50% предприятие рассчиталось с работниками ООО «АвтоВАЗагрегатТранс». Таким образом, как рассказали в прокуратуре Комсомольского района, в настоящее время по «АвтоВАЗагрегату» и его «дочкам» погашена задолженность по заработной плате в размере свыше 181 млн руб. Общий размер задолженности трех организаций (ООО «АвтоВАЗагрегатТранс», ООО «ПошивАвтоВАЗагрегат» и ООО «АвтоВАЗагрегатПласт») перед 600 сотрудниками составляет на сегодняшний день свыше 64 млн руб. Именно наличие многомиллионного долга, пояснила в разговоре с «Площадь Свободы» Антонина Ларина, и заставило экс-работников «АвтоВАЗагрегата» встать с плакатами вдоль федеральной трассы: терпеть откровенные издевательства люди уже не могли, так как многим работодатель задолжал по 100 тыс. руб. и более.

Только федеральная трасса!

Прежде чем проводить митинг на трассе, инициативная группа во главе с Антониной Лариной подала соответствующее уведомление в мэрию г.о. Тольятти. При этом «агрегатовцы» сразу обозначили, что будут проводить свою акцию 29 августа строго с 9.00 до 10.00 в районе 5 ВСО при въезде-выезде на плотину Жигулевской ГЭС. Ни о каком перекрытии движения на трассе речи, естественно, не шло: люди должны были стоять с плакатами вдоль дороги. Тем не менее из мэрии поступило предложение о смене места проведения митинга: выйти с плакатами чиновники рекомендовали на площадь Свободы или к зданию правительства Самарской области в губернской столице. Антонина Ларина, по ее словам, написала еще одно письмо, в котором сообщила, что настаивает на проведении митинга именно в районе 5 ВСО. Из мэрии 24 августа пришел ответ, что информация принята к сведению. На этом, собственно, переписка и завершилась: разрешение на акцию было получено. И как же удивились «агрегатовцы», когда глава города Сергей Андреев 29 августа во всеуслышание заявил: мэрия не согласовывала проведение данного мероприятия. Откуда мэр почерпнул информацию о том, что «агрегатовцы» перекрывали трассу М5 «Урал», можно только догадываться. По словам Антонины Лариной, участники митинга ничего подобного не делали, а лишь переходили дорогу в установленном месте по пешеходному переходу с соблюдением правил дорожного движения каждые 7-10 минут. Законом это, естественно, не запрещено: для этого пешеходные переходы и созданы. Да и у работавшей на месте проведения митинга полиции вопросов к участникам акции не возникало. В некоторых СМИ, правда, появилась информация, что митингующих якобы заподозрили чуть ли не в экстремизме, а потому взяли в охапку, погрузили в автобус и увезли для дачи показаний. Однако Антонина Ларина эти сведения опровергает. По ее словам, в течение митинга имела место всего одна стычка: один из полицейских попытался составить протокол за проведение незаконного пикета на болезненного вида мужчину, которому помогали придерживать плакат. Выяснилось, правда, что горе-пикетчик — бывший работник «АвтоВАЗагрегата», который страдает эпилепсией и другими заболеваниями. В ходе акции ему стало плохо, и другой экс-работник предприятия взялся перехватить у него плакат. В этот момент друзей по несчастью и застал представитель полиции. Антонина Ларина тут же объяснила стражу порядка смысл происходящего, и тот ретировался. Ни о каким протоколе речи уже, естественно, не шло. А мужчину, который почувствовал себя плохо, сразу проводили домой.

Было или нет разрешение?

Тем не менее вопросы к Антонине Лариной у полиции все-таки возникли: во вторник, 30 августа, организатора митинга вызвали в полицию для дачи показаний о проведении незаконной акции. Собеседница предполагает, что такая реакция стражей порядка в ее адрес последовала как раз после заявления мэра о том, что митинг на 5 ВСО не был согласован с местными властями. Хотя, как утверждает женщина, все необходимые разрешительные документы находятся у нее на руках и, естественно, были предоставлены на обозрение работникам правоохранительных органов. Понесет ли Антонина Ларина ответственность за организованный ею митинг — покажет время. Корреспонденты «Площадь Свободы» будут следить за развитием этой ситуации. При этом сама экс-работница «АвтоВАЗагрегата» сохраняет оптимизм. По ее словам, прошедшая в понедельник акция — не единственный крик о помощи, который коллектив закрытого предприятия намерен адресовать в ближайшее время властям. Очередной шаг уже сделан — накануне в Москву отправился представитель инициативной группы, которому поручено лично доставить в Кремль обращение экс-работников «АвтоВАЗагрегата» и его «дочек» на имя президента РФ.

Предприятие признали банкротом

Впереди — новые пикеты и митинги. Отказываться от их проведения люди не намерены ни при каких условиях. Тем более теперь, в свете последних событий. А события эти печальны: 29 августа Арбитражный суд Самарской области удовлетворил исковое заявление одного из кредиторов тольяттинского предприятия и признал ОАО «АвтоВАЗагрегат» банкротом. В отношении компании введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о проведении процедуры конкурсного производства назначено на 16 февраля 2017 года. По словам Антонины Лариной, известия о банкротстве своего родного предприятия его бывшие работники ждали с ужасом, поскольку теперь становится совсем неясно, кто и как выплатит им оставшиеся многомиллионные долги по заработной плате. В связи с этим митинговать и пикетировать органы власти — единственное, что остается сейчас людям, которым работодатель задолжал свыше 64 млн руб.

Справка

В прокуратуре Комсомольского района подчеркивают: в публичном мероприятии 29 августа приняли участие 50 человек. Движение автомобилей по трассе не перекрывалось. Затруднений в движении транспортных средств не возникло, нарушений общественного порядка не допущено.

Уголовная история

Прокуратурой инициировались доследственные проверки, в рамках которых проведено исследование финансово-хозяйственной деятельности компаний, выявившее факты расходования средств предприятий не только на заработную плату, но и на иные цели. В результате следственными органами по данным фактам возбуждено три уголовных дела по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, из корыстной и иной личной заинтересованности). Генеральный директор головного предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат» Виктор Козлов является фигурантом четырех уголовных дел, в том числе по фактам невыплаты заработной платы, мошенничества в особо крупном размере и налоговых нарушений.

Комментарий Сергей Андреев, мэр г. Тольятти:

— В мэрию подавалось заявление о проведении демонстрации на остановке общественного транспорта, — сообщил на еженедельной пресс-конференции градоначальник. — Мне кажется, что никто из горожан не был бы в восхищении, если бы утром в понедельник по пути на работу столкнулся на остановке с демонстрацией. Мне кажется, для таких мероприятий есть другие места. А поскольку выбранное место находится на федеральной трассе, мы не согласовывали проведение данного мероприятия. Насколько я понимаю, митинг проходит в форме движения по пешеходному переходу с одной стороны дороги на другую. Если люди считают, что таким образом они решают свои проблемы, то я глубоко сомневаюсь, что это помогает. Если стоит задача, чтобы привлечь внимание к проблеме «АвтоВАЗагрегата», то, на мой взгляд, к ней привлечено 205% необходимого внимания. И те выплаты, которые уже были произведены, это подтверждают. Да, зарплата не была выплачена в полном объеме, но погашено более 2/3. Есть дочерние предприятия, по которым работа продолжается. Но я не думаю, что попытка перекрыть федеральную трассу поможет решить проблему. Есть другие горожане, которые никак не виноваты в том, что случились финансовые проблемы на предприятии, и они никак не должны из-за этого страдать. Что сейчас делать тем, кто стоит там в пробке? Объем задолженности перед сотрудниками «АвтоВАЗагрегата» и дочерних предприятий постоянно меняется. По последним данным, задолженность составляет порядка 40 млн рублей. Но перспектива погашения существует. Повторю, 160 млн рублей уже выплачено. Динамика есть.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru,
источник: «Площадь Свободы»