Ситуация на АВТОВАЗе, которая простым горожанам видится благополучной (машины выпускают без сбоев, продажи растут), на самом деле далека от идеальной.
Как заявил на днях глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, заводу срочно нужна помощь государства, поскольку из-за последних решений Центробанка кредитная нагрузка может погубить крупнейшего отечественного производителя автомобилей.
Ранее президент АВТОВАЗа Максим Соколов признался, что долг компании превышает 100 миллиардов рублей, а при нынешних процентах по кредитам в банках, одно только его обслуживание тянет на 20 миллиардов в год. По словам Чемезова, этих денег очень не хватает для финансирования инвестиционных программ:
– В таких условиях всё, что зарабатывает АВТОВАЗ, придется отдать на погашение процентов, а это приведет к уходу в минус. Так не должно быть, ведь это путь к банкротству.
Напомним, что еще весной в правительстве обсуждались варианты снижения долговой нагрузки АВТОВАЗа, однако до конкретных решений дело не дошло. По неофициальной информации, чиновники решили выждать паузу на фоне роста продаж автомобилей и улучшения финансовых показателей завода. Сейчас получается, что в одиночку из кредитной ямы выбраться сложно даже с такими продажами…
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин также заявил о том, что позиция главы Центробанка по ужесточению денежно-кредитной политики может привести к печальным для нашего завода последствиям:
– Его придется закрыть к чертовой матери, станки продать на металлолом, а людей распустить, пусть живут, как хотят. Если человеку выстрелить в голову из гранатомета, он умирает сразу, а если повысить процентную ставку до 21 процента, то он будет еще некоторое время по инерции бегать, как курица с отрезанной головой.
Парламентарий напомнил, что когда процентную ставку задрали, кредиты стали окончательно непосильными для всех, но их с удовольствием давали и брали:
– Почему? Глава Центробанка подавала многочисленные сигналы о том, что процентная ставка будет снижаться, однако позже оказалось, что это не имеет отношения к реальности. Кредитная кабала стала сильно увеличиваться.
В свою очередь автомобильный эксперт Владимир Сажин считает, что повышение ключевой ставки приведет к росту цен на продукцию АВТОВАЗа еще на 20 процентов:
– Без четкой стратегии развития бренд рискует оказаться в плачевном состоянии. Нельзя исключать варианта, при котором АВТОВАЗ может пройти через банкротство с последующей продажей активов новым владельцам, которые восстановят производство.
По словам Сажина, современные модели не соответствуют ожиданиям потребителей, так как не оснащены необходимыми системами безопасности, что делает их менее привлекательными по сравнению с китайскими машинами, обладающими большим набором опций по аналогичной цене.
Кстати, недавно стало известно, что некоторые столичные чиновники отказываются пересаживаться с иномарок на новую вазовскую модель «Аура» из-за ряда неудобств. В частности, они опасаются, что из-за отсутствия воздуховодов в задней части салона можно вспотеть в деловой одежде, приехав на важную встречу с влажной спиной. Чиновники также указали на большие габариты «Ауры», которые затрудняют парковку у здания Госдумы.
Напомним, что в список рекомендованных для использования госслужащими автомобилей входит 40 моделей разных брендов.
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 44 (1530) 15.11.24
Номер свидетельства ПИ № 7-2362 от 30.10.2003