АВТОВАЗ: Вот жили же люди

Незаметный Мор и его знаменитые предшественники на посту президента ОАО «АВТОВАЗ»

АВТОВАЗ покидает Николя Мор – самый незаметный президент завода по сравнению со всеми своими предшественниками. Говорят, что и прозвище от высшего менеджмента он получил подходящее – Тишайший. Интервью давал крайне редко, говорил тихим голосом, не нанимал чешек, не покупал дорогие джипы, не летал на чартерах на Лазурный берег. Но при этом увеличил продажи LADA. И да, провел ряд массовых увольнений.

О предстоящей смене главы АВТОВАЗа Николя Мора стало известно 6 февраля 2018 года: ньюсмейкером выступил Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации «Ростех». Федеральные издания уже сообщили, что преемником Мора якобы может стать исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок завода Алеш Братож, однако на самом предприятии ее не комментировали. Впрочем, пресс-служба предприятия давно ведет себя под стать президенту – очень тихо и незаметно.

Николя Мор, возглавивший АВТОВАЗ в апреле 2016 года, оказался самым закрытым президентом за всю историю предприятия. Известно лишь, что он продолжил стратегию Андерссона по сокращению издержек, увеличению доли LADA на рынке и выходу предприятия на операционную прибыль.

Мор также пошел на массовые увольнения, сократив в 2016 году 9,7% сотрудников. Несмотря на размах сокращений, широкого освещения в прессе они не вызвали: похоже, что эта болевая точка уже не так чувствительна и перестала создавать резонанс в информационном пространстве. Вот в принципе и все.

То ли дело его предшественники, которые не давали скучать ни прессе, ни тольяттинцам, и зажигали так, что некоторые портреты в галерее президентов АВТОВАЗа до сих пор рассыпают жгучие искры.
Вот, к примеру, Игорь Есиповский очень любил передвигаться по Тольятти на огромных черных джипах с мигалками и сиренами, что, надо сказать, весьма раздражало простых жителей нашего города. Впрочем, о делах Есиповский тоже не забывал: он прощупал и подготовил почву для высадки следующих московских президентов, перевел денежный поток с АВТОВАЗа в центр, пересмотрел отношения с дилерами. У него было три хобби. Первое – автогонки, причем гонять он любил в основном на вазовских машинах. Во-вторых, увлекался экзотическими блюдами. Третье хобби – охота. Игорь Эдуардович уделял ей время вместе с друзьями. Именно это увлечение и стало для него роковым: вертолет потерпел крушение во время охоты на медведя.

Сменил Есиповского Владимир Артяков. Он проработал в должности президента АВТОВАЗа совсем недолго – с декабря 2006 по август 2007 года. И за это получил бонус в 1,5 млрд рублей, которые пообещал вернуть. Вернули или не вернул – об этом спорят до сих пор. О миллиарде стало известно из его же собственноручно заполненной декларации: фискальный документ Артяков обнародовал в связи с участием в выборах в Госдуму РФ в декабре 2007 года. Размер задекларированного бонуса выглядел столь вызывающе, что тут же принес ему всероссийскую известность как губернатору с самым высоким годовым уровнем доходов.

Еще один момент: Артяков во время своего президентства фактически жил в Москве. Став губернатором, он перевел Самарскую область в московский часовой пояс – видимо, для своего удобства. На его перелеты из бюджета области ежемесячно тратилось 85 млн рублей. Вот жили же люди.

Борис Алешин, еще один москвич, занял пустующее кресло руководителя завода в 2007 году. Он пересел с черного джипа с мигалками и сиренами на вазовскую «Приору», чтобы немного успокоить бурлившее негодованием тольяттинское общество.

Однако это не помешало ему довести количество вице-президентов до такого числа, когда уже было сложно разобраться, сколько их вообще? При нем АВТОВАЗу выделили 25 млрд рублей госпомощи. Куда именно были направлены эти деньги – неизвестно. Ясно лишь, что при Алешине завод скатился по всем показателям настолько, что всерьез стали говорить о его банкротстве. Поняв, что предприятие вытащить он не в состоянии, а отвечать за содеянное придется, летом 2009-го господин Алешин ушел на покой под видом перехода на новую работу.

Игорь Комаров в 2009 году был буквально кинут на амбразуру терпящего бедствие производства в качестве антикризисного менеджера. Запомнился тем, что принялся разгребать эпик-фейлы своих коллег: в два раза сократил число вице-президентов, урезал чартеры в Москву, убрал родственников топ-менеджеров из правящей верхушки и вернул обратно смещенного Вильчика, так как понимал, что без него предприятие не выплывет. В Тольятти Комаров привез яркого пресс-атташе, автора слогана «LADA! Полный фарш» Игоря Буренкова. В 2009 году дирекция под его руководством удостоилась приза «Симпре» (приза симпатий российской прессы) за информационную открытость. Можно по-разному относиться к его своеобразной манере общения, но все же стоит признать: до Буренкова на Волжском автозаводе не было человека, отвечающего за «креатив». Как, увы, нет его и сегодня.

Комарова на посту президента сменил Бу Инге Андерссон, о его русской работе и заслугах в «ПН» выходило множество публикаций. Память о подвигах шведского майора жива в памяти тольяттинцев, так что абзац о бравом походе Бу мы, пожалуй, пропустим.

Николя Мор. В последний год его президентства АВТОВАЗ продал 311,6 тыс. автомобилей – на 17% больше, чем в 2016-м. Доля компании на рынке достигла максимума за шесть лет – 20,5%. Но почему эта новость прошла незамеченной? Да кто ж его знает… До свидания, Николя. Простите, но мы вас не запомним.

Николя Мор, возглавивший АВТОВАЗ в апреле 2016 года, оказался самым закрытым президентом за всю историю предприятия. То ли дело его предшественники, которые не давали скучать ни прессе, ни тольяттинцам, и зажигали так, что некоторые портреты в галерее президентов АВТОВАЗа до сих пор рассыпают жгучие искры.

рабочие автоваз девушка с отверткой

фото: tltрrаvdа.ru

Оригинал статьи опубликован в деловой газете «Понедельник» Тольятти
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00311 от 11.02.2011