АВТОВАЗ: Верить, что сказанное – правда

Если хочешь быть всегда «на позитиве», то новости надо «глотать» не задумываясь. Главное – запомнить позитивный заголовок и верить, что сказанное – правда.

Вот, например, новость: правительство выделило АВТОВАЗу 439 млн рублей. «Какое же это счастье!» – сразу должен подумать обыватель. Затем он должен сразу же понадеяться, что всё в нашем славном городе Тольятти будет хорошо, потому что Москва не только забирает все деньги из Тольятти, но вот ещё и что-то возвращает. При этом обыватель не должен задумываться о том, что правительство-то наше – российское, деньги – наши, налогоплательщиками уплаченные, а вот владельцы компании АВТОВАЗ – граждане Франции и подданные японского императора…

Анатомия «радости»

Итак, на первый взгляд и вправду радостно – деньги правительство выделило не просто так, а на создание рабочих мест и на переобучение работников, которых граждане Франции и подданные японского императора планируют с ВАЗа ко всем чертям уволить. Кого-то из рабочих досрочно отправят на пенсию или уболтают перевестись в Индустриальный парк…

Но разложим все по полочкам.

Во-первых, разберемся, что именно должно нас радовать в этой новости. Может быть, то, что иностранцы снова планируют уволить небольшой посёлок российских рабочих? Нет. Это нас не радует. К тому, что в России хозяйничают иностранцы, трудно привыкнуть нам, родившимся на этой земле.

Во-вторых, в постановлении российского правительства речь идет о четырех тысячах рабочих, половину из которых поставленная задача требует переобучить до конца текущего года. Нас должны радовать эти бравурные цифры? Нет. Не радуют. Потому что если разделить 439 млн на 4 тыс вазовцев, то получится, что создание одного рабочего места или переквалификация одного вазовца обойдутся в сумму около 110 тысяч рублей. Будут ли вазовцев реально переучивать в учебных заведениях на эти деньги? Большой вопрос. Да и на кого учить? Единственное гарантированное трудоустройство в этом году АВТОВАЗ обещал инженерам из ТГУ. Возможно, в русле последних новостей сокращаемым с ВАЗа работникам стоит поступить в ТГУ, выучиться на инженеров, а затем их снова примут на ВАЗ по программе трудоустройства выпускников ТГУ? А кто сказал, что ВАЗ не сокращает инженеров?

В-третьих, правительство, видимо, обладает информацией о планах по сокращению четырех тысяч рабочих, но этой информации… нет у главы АВТОВАЗа Николя Мора и профсоюзного босса завода Сергея Зайцева. Эти люди сначала говорили о 500 сокращаемых рабочих, потом о 740, в июне прозвучала цифра 2 000, недавно вернулись к 500 (ушли досрочно на пенсию в первом полугодии) плюс еще 500 (планируется, что будут сокращены до конца года). Кто-то распространяет информацию, вводящую в заблуждение? Но кто?

Сумятицу в официальную цифирь внесло и правительство Самарской области, которое 29 августа утвердило программу дополнительных мероприятий, целью которых является снижение напряженности на рынке труда, в том числе в Тольятти. Учитывая, что реализация программы рассчитана на четыре оставшихся месяца, то речь идёт о проблеме безработицы этого, 2017 года. Как пишут региональные СМИ, в ходе выполнения программы предполагается достижение следующих показателей: трудоустройство не менее 5 131 работника из числа высвобождаемых из организаций-производителей легковых автомобилей и направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации не менее 2 000 работников. Итак, 5 тысяч плюс 2 тысячи – итого региональное правительство планирует решать проблему уже с семью тысячами безработных. Сколько всё-таки конкретно работников тольяттинские «производители легковых автомобилей» планируют отправить «на улицу», видимо, не знает никто. Даже они сами…

Параллельные миры

439 млн рублей – на эти деньги новый ВАЗ, конечно, не построить, но средства вполне достаточные, чтобы создать в Тольятти современное производство на четыре тысячи рабочих мест. Однако никакого конкретного проекта мы не видим. Даже никакой презентации в СМИ на этот раз нет. Правительство уже не первый раз выделяет Тольятти деньги на решение проблемы занятости. В этих целях, напомню, создавались пресловутая Жигулевская долина, Особая экономическая зона, а наш моногород даже объявлен территорией опережающего развития.

Деньги потрачены колоссальные, но пока никаких адекватных результатов нет: официальная статистика демонстрирует по Тольятти безработицу и отток квалифицированных кадров. «Тольяттинский навигатор» совсем недавно писал на эту тему, не будем повторяться, лишь отметим, что количество безработных, состоящих на учете в центре занятости, и реальный уровень безработицы – не одно и тоже.

Некоторые СМИ рисуют нам город, в котором хочется жить: в их легендах средний уровень зарплаты в Тольятти чуть ли не 30 тысяч рублей в месяц. Молодежь же из города уезжает, население сокращается, растет средний возраст жителей.

Не секрет, что АВТОВАЗ сократил в последние годы десятки тысяч рабочих, но в центре занятости в настоящее время зарегистрированы не более восьми тысяч. Неужели все остальные нашли работу с достойной оплатой и нормальными условиями труда? У кого-то это получилось. Но, увы, не в Тольятти: не все уехали навсегда, все более популярной становится «вахта». Другие нашли «серую» работу, и ни в каких реестрах не числятся. Есть такие, которые меняют одно место работы за другим, «гипнотизируемые» цифрами зарплат в газетных объявлениях.

В основном люди решают проблемы самостоятельно, по разным причинам минуя этап постановки на учет в центре занятости. При этом государство выделяет сотни миллионов рублей на создание новых рабочих мест и переподготовку, но эффективность траты бюджетных средств уже не первый год остается сомнительной. Можно предположить, что они вообще «не доходят» до конечной цели.

В рассматриваемом случае половиной миллиарда бюджетных рублей будет региональное правительство, ему и следует адресовать вопросы по существу: «Что будет сделано? Когда?» С него и спрос за конечный результат. Но дождемся ли ответа?

«Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 21 (446), 8 сентября 2017 года.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

рабочий в спецовке собирает автомобиль

фото: archive.li

фото: из открытых источников