АВТОВАЗ: Уволить 31 октября 2019 года Басистого Григория

    Начнем с печальных новостей. Руководителю независимого профсоюза «Молот», депутату тольяттинской гордумы от КПРФ, электросварщику АВТОВАЗа Григорию Басистому выдано уведомление об увольнении, в котором сообщается, что 31 октября Басистого уволят по сокращению штатов.

    Точная формулировка причины увольнения: «В связи с переходом на новые условия труда и отсутствием согласия Басистого на это».

    АВТОВАЗ считает его негодным по состоянию здоровья для выполнения текущих обязанностей». При этом сам приказ Басистому не выдали, а лишь показали и зачитали в присутствии сотрудников отделов кадров и труда. Профсоюзный лидер выразил свое несогласие, на что был составлен акт.

    Григорию выдали копию акта и список действующих вакансий. Получая его, Басистый указал, что в перечне просто перечислены профессии — без указания должностных обязанностей, требований к ним и уровню зарплаты. В пресс-службе АВТОВАЗа отказались комментировать ситуацию с увольнением Басистого. Мы пообщались с профсоюзным лидером, которого уже не первый раз пытаются уволить.

    — Что не устраивает работников АВТОВАЗа, в частности участников Профсоюза «Молот»?

    — Не устраивает грубо сказано, сами понимаете, проблема сама не столько в АВТОВАЗе, сколько общего устройстве, работы нет, оплата маленькая, налоги повышаются, идет наступление по всем позициям. Ситуация в Тольятти более сложная, поскольку у нас моногород и он причислен к токовым, а сокращения, которые проходили за последние 7 лет обескровили предприятие. По статистике, со 140 тысяч человек на предприятие, осталось лишь 40. Многие работники боятся остаться без средств на существования и вынуждены идти на поводу у начальства, практически по любым вопросам, ситуация в городе хуже, чем во-многих других городах. На АВТОВАЗе участники профсоюза регулярно выступают против сокращений, оптимизации и ухудшения условий труда, связанные с увеличением нормы выработки. Недавно объявили об уменьшение рабочего плана, например, тем самым электросварщик, выполнивший план, вынужден заниматься работой, не предусмотренной трудовым договором.

    — Сколько в среднем получают рабочие, в каких условиях они работают?

    — У нас есть горячая точка, Б-0, производство на основе Renault, Largus, где постоянно происходит сильное давление на всех работников, в плане выработок. До снижение производственного плана, работники перерабатывали по 4 часа в день: 2 часа до работы, 2 часа после работы за сверхурочные, но эти работы проводились чуть ли не в насильственном порядке, людей шантажировали увольнениями. Они выходили на сверхурочные с понедельника по пятницу 4 часа в день, так же в субботу и воскресенье. Получается, что переработки составляют до 50% от фонда заработной платы, за счет этого, средняя зарплата на предприятии очень сильно варьируется. Мы должны понимать, что работа до 12 часов в день, включая субботу и воскресенье, является выжиманием соков. Если говорить о средней зарплате без переработок, то получение более 30 тысяч не предоставляется возможным.

    — Когда Вы основали профсоюз МОЛОТ, есть ли у него какие-то успехи?

    — Основали его более 3-х лет назад, нас было при основании несколько человек, к нам сразу пришло большое количество людей, в основном из-за угрозы сокращений. На данный момент приход людей уменьшился из-за количественного уменьшения сокращений, но вступать в профсоюз стали более качественные люди, которые готовы бороться и не ищут формальной защиты. Они видят в нас не махровый розовый профсоюз, а настоящий, который готов отстаивать права трудящихся, видят наши победы в различных областях.

    — Сколько людей состоят в этом объединении?

    — К сожалению, я не могу предоставить данную информацию. Предпринимались попытки изъятия нашей базы и с помощью судебных решений, возбуждали уголовные дела по статье 282 УК РФ – Экстремизм, изъяли личный компьютер у Шепелева, предпринимались попытки изъятия организационной техники партии КПРФ, которая поддерживает нас, но оборудование осталось при нас. Мы связываем это с попыткой получения более подробной информации о нашем профсоюзе. Многие рабочие просят нас не разглашать в СМИ об их участии в профсоюзе.

    — Проходят ли у Вас какие-либо забастовки?

    — Пока что мы не можем проводить забастовки, в частности, из-за законодательства РФ и особенностей самого АВТОВАЗа, несмотря на уменьшение работников, только большое предприятие может содержать у себя 40 тысяч работников. В законодательстве написано, что Профсоюз может устраивать забастовки при членстве более 50% работников предприятия. Такие цифры для нас возможными только в будущем, пока что мы проводим пикеты с разными участниками профсоюза, участвуем в митингах, имею личный опыт в проведение нескольких публичных мероприятий. На митинги приходило около 400-500 человек, что для нашего города является большой цифрой.

    — Что происходит с людьми, которые пытаются добиться адекватных условий труда?

    — Стандартная практика, что человека изолируют от бригады, в которой он работал на протяжение 5-10 лет без объяснения причин, начальство выдало одно объяснение, потом другое, к сожалению, им удалось выкрутиться в этой ситуации. Попадая в новые условия, работнику тяжело общаться с теми, кто его поддерживает, приходится начинать все заново. Почти во всех бригадах есть люди, которые за счет плюшек поддерживают начальство, приходится работать аккуратно, чтобы они не настучали начальству, если ты занимаешь «не той работой». У нас есть случай, когда человеку создают невыносимые условия труда на работе, не дают выходить, при его желании на сверхурочные, ставят подножки, при его присутствии начинают громко разговаривать, оскорблять.

    — Как вы видите дальнейшее развитие нашей страны, имеют ли рабочие склонность к левым идеям, присутствует ли у них культура борьбы?

    — Если честно, я не вижу будущее развитие для нашей страны, без политических и экономических изменений, нет простых решений для изменение этой системы, мы делаем все в рамках возможного, боремся, ведем постоянную разъяснительную работу, учим людей юридической грамотности. Изучаем нормативные акты, трудовое законодательство, все доводим до работников предприятия. Культура борьбы очень низка, если мы вернемся к началу диалогу, то поймем, что большинство людей пришло из-за угрозы увольнения и спустя 1,5 – 2 года, после уменьшений сокращений, люди стали выходить из профсоюза. На всех этапах система мешает борьбе, она занимает много сил и времени, предпринимать другие действия в правовом поле – невозможно. Сейчас идет подписание новых трудовых договоров с работниками АВТОВАЗа, лично я не подписывал, но другим предлагал подписывать и обращаться в суд, если они откажутся, то подадут под сокращение, что нанесет им и физический, и психологический урон, я не могу рекомендовать им попасть под сокращение и идти в суд. Согласен, что сокращение более 300 человек вызовет широкий прецедент, но не могу рекомендовать его людям из-за личной ответственности, ведь более решительных работников – единицы.

    Пожелаем работникам АВТОВАЗа удачи в борьбе за свои права и продолжим следить за происходящим на производстве.

    оригинал статьи опубликован на сайте Тольяттинского Городского Комитета КПРФ

    сборка газоматорных автомобилей

    григорий басистый в думе