АВТОВАЗ удалось спасти, но за год продажи упали почти вдвое

девушка сотрудник автоваз

Минувший год для флагмана российского автопрома получился сложным. После того, как в 2021-м АВТОВАЗ мучился из-за нехватки микрочипов (их производство в пандемию сильно сократилось), казалось, что хуже уже некуда, однако 2022-й принес новые проблемы, решать которые пришлось на самом высоком уровне. Вроде справились, не дали кризису развиваться, однако итоговые цифры всё равно вызывают тревогу.

Уже через четыре для после начала специальной военной операции компания «Рено» остановила сборочную площадку в Москве, объясняя это тем, что комплектующие перестали поступать из-за усиления пограничных режимов в странах транзита и необходимостью смены логистических маршрутов. Вскоре и до тольяттинского завода дошла очередь: в апреле работников отправили в отпуск, в мае был простой с оплатой 2/3 от среднего заработка.

Лишь с 8 июня, когда французское руководство завода сменилось на российское, в четырехдневном режиме возобновился выпуск автомобилей «Гранта» в минимальной комплектации. У одних эта машина вызывала улыбку, у других – страх (не было антиблокировочной системы тормозов и подушек безопасности), ну а третьи отнеслись к происходящему с пониманием.

Правительство России старалось помогать ВАЗу, так что с осени ритм сборки заметно увеличился, однако наверстать упущенное оказалось невозможно. По сути, завод полноценно и без серьезных сбоев работал немногим более полугода, что, естественно, не могло не отразиться на итоговых цифрах.

Тем не менее, предприятие не раз удостаивалось похвалы на федеральном уровне за умение выживать в кризис, а недавно даже получило премию «Компания будущего» за то, что благодаря грамотным управленческим решениям удалось сохранить многотысячный коллектив и в рекордные сроки перезапустить производство в шестидневном режиме. Вручавший статуэтку Владимир Познер отметил, что недавно был в Тольятти и поразился тому, какое значение имеет компания для региона.

– Благодарю всех работников за настоящий трудовой подвиг, – заявил президент АВТОВАЗа Максим Соколов на пресс-конференции, посвященной итогам года. – Вместе мы смогли оперативно преодолеть сложнейшие кризисные явления. В 2023-м предстоит работа в обстановке сложнейших внешних вызовов, связанных с санкционным давлением.

Глобальными целями являются продолжение локализации ключевых деталей и компонентов, тщательная работа с поставщиками, настройка логистических цепочек. Задачи: запуск производства «Весты» в Тольятти, запуск производственных площадок в Ижевске и Санкт-Петербурге. АВТОВАЗ приложит все усилия для обеспечения страны доступными автомобилями.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 2 (1437) 20.01.23