АВТОВАЗ стартовал облегченно: Конвейер LADA возобновил работу

конвейер автоваз гранта

Прошедшая неделя завершилась двумя взаимоисключающими новостями, пришедшими по официальным каналам автопредприятия. Профсоюзная организация завода сообщила, что автогигант вновь будет простаивать, а сотрудники продолжат вынужденный, пусть и оплачиваемый, отпуск. В это же время пресс-служба АВТОВАЗа уведомила официальным пресс-релизом о запуске конвейера и выходе первых товарных машин.

После детального изучения ситуации выяснилось, что правдивы обе новости. Да, действительно, главный конвейер, предназначенный для выпуска Niva Legend, Niva Travel, Largus, XRAY, Renault Logan, Renault Sandero, пока не запустится и продолжит стоять.

Но уже приступили к работе подразделения в отдельном производственном корпусе СКП «Калина». Также стартовал цех сварки кузовов, его поддержали производства двигателей, шасси, штамповочного производства, логистики. Чуть позже вернулся к жизни цех окраски, а вскоре готовые машины начали выезжать с завода.

Новая старая Lada Granta

Пока речь идет о выпуске только одной модели – Lada Granta. Причем в антикризисном, «облегченном», исполнении. Это стало возможным благодаря постановлению правительства, а также возврату к прежним ГОСТам, утвержденным Росстандартом, которые вступили в силу 21 мая 2022 года.

Согласно всем этим документам, до 1 августа производителям разрешено выпускать авто всех экологических классов, а также не оснащать систему вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» функцией автоматического срабатывания. Кроме того, документ допускает отказ от установки, например, ABS и ESP. Можно выпускать машины с конвейера без подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности. Причина такого послабления для производителей – нехватка электронных компонентов на рынке. Все эти системы управляются электроникой. Даже преднатяжители ремня, не говоря о подушках безопасности, имеют свои чипы, которые определяют резкость торможения, чтобы задействовать систему. А подушки и вовсе оснащены своим блоком управления.

Официальное добро на возврат к прошлому получили все автопредприятия страны, но первым его смог реализовать тольяттинский автозавод. Скоро появятся тысячи упрощенных автомобилей. Пока будут вести выпуск машин только этого одного семейства – Lada Granta.

Lada Granta в урезанном варианте будут оснащаться 1,6-литровыми восьмиклапанными «атмосферниками» низкого экологического класса Евро-2. А вот ABS, подушек безопасности и тревожной кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» им не достанется. Полного описания комплектаций модели на данный момент нет. Ясно лишь, что комплектаций будет больше двух. Вероятен даже выпуск Cross-версии автомобиля. Стоимость новинки будет порядка 640-840 тыс. рублей.

Простые решения

Понятно, что подобные шаги предпринимаются не от хорошей жизни, а при невозможности решить проблему импортозамещения в оперативном порядке.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что решение о запуске «упрощенных» версий моделей машин в нынешних условиях необходимое, но в дальнейшей перспективе стратегически неверное. Он уверен, что увлекаться производством таких автомобилей точно не стоит: основные усилия следует сосредоточить на создании собственных автокомплектующих, которые позволят снизить зависимость российских автозаводов от поставок иностранных компонентов. Продажи автомобилей в России снижаются уже на протяжении 11 месяцев – с июля 2021 года. Резкое падение (сразу почти на 63%) произошло в марте этого года. В апреле и мае оно продолжилось.

По мнению экспертов, запуск «упрощенных» версий автомобилей позволит несколько замедлить падение рынка, но лишь при условии назначения адекватной цены на эти машины. В противном случае инициатива приведет лишь к затовариванию складов, а потенциальные покупатели предпочтут подержанные машины с полноценным оснащением. Впрочем, какая-то часть «упрощенных» моделей может быть поставлена в рамках контрактов с силовыми ведомствами, государственными и муниципальными организациями.

Весьма скептически к «облегченной» Lada Granta относятся и автолюбители в социальных сетях. Возврат в девяностые ни к чему хорошему, по их мнению, не приведет. Однако все «прелести» автожизни – антиблокировочная система тормозов, подушки безопасности, блок «ЭРА-ГЛОНАСС» – появились в серийных моделях ВАЗа в 2016-2017 годах, так что скачок назад в прошлое не очень глубокий, лет на шесть-пять. Пусть и слабое, но утешение. Тем более, что подобная практика «упрощения моделей» на предприятии предполагается до 1 февраля 2023 года, в крайнем случае до января 2024-го. Но наверняка во все планы и программы свои коррективы может внести жизнь.

Кстати, отсутствие блока «ЭРА-ГЛОНАСС» на эксплуатацию транспортного средства никак не влияет, но покупатель должен понимать, что его отсутствие не позволит в экстренной ситуации связаться со спасателями, нажав на кнопку в салоне. Главное в этом вопросе все же не наличие кнопки, а налаженная работа спасателей. Кроме того, сложности с этим блоком не новы. Без оных ВАЗ выпускает продукцию с осени прошлого года из-за проблем поставок электронных компонентов. Правда, на первых порах заводчане обещали допоставить блоки в автосалоны дилеров. Но теперь можно этого не делать на официальных условиях. Как это скажется на цене ранее произведенных машин вопрос отдельный, и ответа на него пока нет.

Возможны варианты

Как сообщает тольяттинский интернет-паблик, выпуск облегченных Lada Granta будет идти в две смены, по 8 часов каждая. Официального подтверждения этой информации пока нет.

При таком графике на АВТОВАЗе в июне может быть изготовлено от 3,5 тыс. упрощенных Lada по пессимистичному сценарию и до 10 тыс. машин по оптимистичному. Количество сошедших с конвейера автомобилей будет зависеть от поставок комплектующих. По предварительным данным, автомобиль поступит к дилерам в двух комплектациях. У самого простого седана будут отсутствовать ABS, подушки безопасности и тревожная кнопка «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме этого, Granta оборудуют старым рулевым колесом от Lada Kalina. Более дорогую версию машины оснастят электростеклоподъемниками и усилителем руля. Обе комплектации получат 1,6-литровый мотор под индексом 11182. Мощность агрегата составляет 90 л.с. Однако его экологический класс на упрошенной модели будет понижен.

Ожидается, что следующими моделями Lada, которые получат упрощенные версии, станут Vesta и Niva. Чем эти автомобили будут отличаться от стандартных модификаций пока неизвестно.

Один из ключевых компонентов современного легкового автомобиля, который не производится в России, – антиблокировочная система тормозов. До введения ограничивающих санкций ABS для УАЗа и АВТОВАЗа поставляла немецкая фирма Bosch. Теперь «Бошу» найдена замена. Как сообщил нам источник на АВТОВАЗе, первой моделью с ABS китайской фирмы Trinova станет Largus. Выпуск первых обновленных «Ларгусов» был намечен на конец июня, но китайцы задержали поставки компонентов, ссылаясь на вновь разбушевавшийся ковид. Теперь, очевидно, ранее конца июля первую нитку конвейера (так называемая линия В0) не запустят: в графике перед «Ларгусом» стоят более актуальные «Гранта» и «Нива». На вопрос, успеют ли сертифицировать Largus с ABS Trinova, нам ответили: «С сертификацией разберемся, вот с ABS – засада». Выпуск «Ларгуса» вообще без ABS заводом не рассматривается.

Предполагается, что после перезапуска «Ларгуса» и отладки логистики с завода в Тяньцзине ABS Trinova адаптируют и для других моделей АВТОВАЗа. Есть ли вариант производства этого автокомпонента в Самарской области или России пока неизвестно, но в целом предприятия страны буквально засыпали автопредприятие предложениями о возможностях сотрудничества с АВТОВАЗом.

Кстати

Выехать за границы России и Беларуси на машине в упрощенной комплектации будет нельзя.

Справка

«Гранта» производится с 2011 года, изначально она представляла из себя отдельное семейство на базе «Калины». А с 2018 года «Гранта» получила рестайлинг и вобрала в себя все остальные варианты (помимо седана и лифтбека) кузова «Калины». Модель является одной из самых доступных на российском рынке, что позволяет ей быть самой популярной: по итогам продаж в апреле этого года, несмотря на падение в более чем 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «Гранта» заняла первую строчку в топ-25.

Сегодня в России минимальный ценник на «Гранту» составляет 727900 рублей. За эти деньги предлагается седан с 90-сильным мотором 1,6 с 5-ступенчатой «механикой» в базовой комплектации Standart. На 22 тыс. рублей дороже обойдется лифтбек в аналогичном исполнении. Если доплатить еще 4 тысячи, то можно приобрести универсал. Самым же дорогим вариантом является вседорожный универсал Granta Cross – от 854900 рублей.

Факт

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле нынешнего года АВТОВАЗ реализовал 8506 автомобилей Lada, что на 78% меньше по сравнению с прошлым годом. Что касается отдельных моделей, то в прошлом месяце первое место заняла Lada Granta, разошедшаяся тиражом в 2598 единиц. Для сравнения: в апреле 2021 года в России было реализовано 14050 экземпляров этой модели. Вторую позицию занимает Lada Vesta с результатом 1977 машин (-9201 единиц по сравнению с прошлым годом). Первую тройку замыкает Lada Niva (1941 проданный внедорожник).

Иван Дмитриев, газета «Площадь СВОБОДЫ», [email protected]
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»