АвтоВАЗ: Предпочитаю оставаться оптимистом

    Пока эксперты гадают о дальнейшей судьбе Волжского автозавода, предсказывая множество вариантов (от банкротства до второго рождения), компания продолжает демонстрировать рост продаж. Прошлый, 2017 год закончили с плюсом, а в январе «Веста» показала прирост аж в 63 процента, опередив не только «Гранту», но и традиционных корейских конкурентов.

    Несмотря на затянувшийся экономический кризис, объемы продаж автомобилей в России продолжают расти. Помогает так называемый отложенный спрос, поскольку люди несколько лет боялись делать дорогостоящие покупки, не чувствуя уверенности в завтрашнем дне. Сейчас стабильности стало больше и народ начал тратить припрятанные (на счетах или в чулках) денежки, в том числе и на приобретение автомобилей. А тут еще всевозможные скидки, акции, льготные кредиты, позволяющие сбить стоимость нового авто на 50-100 тысяч рублей.

    Впрочем, есть и еще одна причина: постоянный рост цен заставляет потенциальных покупателей шевелиться, поскольку крупнейшие производители меняют прайс-листы раз в полгода, а некоторые даже чаще. Получается, что повышение стоимости, продиктованное кризисными явлениями, тоже является своеобразным толчком для рынка.

    Сегодня мы предлагаем вашему вниманию таблицу цен на автомобили, которые можно купить в России по цене до 800 тысяч рублей в минимальной комплектации. Старались ориентироваться на прайсы тольяттинских автосалонов, а если какие-то модели у нас не продаются, то смотрели сайты дилеров в Самаре, Казани, Москве и других городах европейской части страны. Сразу сделаем важное примечание: стоимость приблизительная (поскольку продавцы периодически меняют ценники) и без учета акций и скидок, под которые попадают далеко не все покупатели. Мы постарались обозначить все бренды, правда, сейчас так много китайских, что могли что-то упустить.

    Отметим также, что за последние полтора года «Калина» подорожала примерно на 15 тысяч рублей, «Гранта», «Ларгус» и «4х4» – на 20 тысяч, «Приора» – на 25, «Веста» – на 40 (речь идет о самой дешевой комплектации). Для сравнения скажем, что стоимость «Логана» и «Сандеро» увеличилась почти на 30 тысяч, «Соляриса» – на 55, «Рапида» – на 60, а «Рио» – почти на 100.

    В категории до 500 тысяч рублей у вазовских автомобилей фактически нет конкурентов. Ну не бояться же нам таганрогского завода или непонятных китайских брендов! Можно, конечно, купить «Запорожец», тем более что выпускаемая этим заводом продукция – не что иное, как устаревшие модели «Шевроле». Однако в этом случае нужно быть готовыми к проблемам с запчастями, поскольку политическая ситуация не исключает полного запрета на ввоз товаров с Украины.

    В этой ценовой нише у ВАЗа сразу четыре модели: «Гранта», «4х4», «Калина» и «Приора». Последние две, правда, уже вылетели из первой двадцатки самых продаваемых машин в России, хотя не исключено, что дело здесь не столько в отсутствии спроса, сколько в уменьшении объемов выпуска. Французы ведь, по сути, ведут двойную игру, стараясь вывести ВАЗ на безубыточность и одновременно увеличить объемы продаж своих автомобилей. Что у них получается лучше – судите сами. Во всяком случае, по итогам прошлого года сразу четыре модели «Рено» вошли в ТОП-20 – «Дастер», «Каптюр», «Логан» и «Сандеро», а их суммарных объем продаж составил 135 644 автомобиля.

    Согласитесь, солидно, особенно с учетом того, что машин под брендом «Лада» реализовано 311 тысяч. Соотношение сейчас примерно 70 на 30 процентов, однако уже через год всё может измениться, особенно если французские хозяева ВАЗа продолжат делать ставку на более высокую ценовую нишу – 500-700 тысяч.

    Хочется верить, что топ-менеджеры (вне зависимости от того, какого цвета у них паспорт) понимают: уходить из самой низкой ценовой категории ни в коем случае нельзя. Ее сразу же займут китайцы, ведь машины за 300-400 тысяч всегда будут пользоваться спросом.

    Впрочем, пока причин переживать за то, что авторынок России захватят выходцы из Поднебесной, не стоит по причине зачастую невысокого качества их продукции.

    Самые серьезные с точки зрения имиджа производителя конкуренты вазовских моделей – «Хендэ Солярис», «КИА Рио», «Шкода Рапид», «Форд Фиеста» и «Фольксваген Поло», правда, многие отмечают их недостатки в самых дешевых комплектациях, а те машины, которые оснащены по последнему слову техники, стоят едва ли не миллион рублей. К примеру, один мой знакомый несколько месяцев присматривал себе иномарку, но всё, что ему нравилось, тянуло на 900 тысяч рублей. В итоге взял «Весту» за 700 и вроде доволен, даже несмотря на то, что ижевское качество поначалу сильно критиковали.

    В заключение скажем о том, что в 2018 году эксперты предсказывают дальнейший рост рынка, несмотря на уменьшение производителям господдержки, которая влияет на скидки. Вот что говорит по этому поводу руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков:

    – Предпочитаю оставаться оптимистом, так что, суммируя плюсы и минусы, я лично ожидаю роста авторынка примерно на 15 процентов. К отрицательным факторам отношу рост цен и продолжающееся снижение покупательской способности населения. Даже официальная статистика это подтверждает, а уж неофициальная – просто кричит. Небольшим утешением является тот факт, что целевая аудитория рынка новых авто – не все население России, а лишь 20-25 процентов «верхнего слоя». А в этом слое ситуация с покупательской способностью чуть лучше, чем в общей массе. Среди плюсов – отложенный спрос. Цикл смены автомобилей за время кризиса увеличился, однако они не вино и с годами лучше не становятся. Сейчас автовладельцам пришла пора менять машины 2011-2013 годов, а их много. Также в плюс авторынку играют банки. Ставки по автокредитам планомерно снижаются, объем выдачи увеличивается.

    Анализировал
    Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»

    рабочий в спецовке собирает автомобиль

    фото: archive.li

    Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 57 (1185) 16.02.18
    Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362