АВТОВАЗ: Посмотрим, к чему все это приведет

Говорят, на АВТОВАЗе собираются ввести 10-часовую рабочую смену. Потому как штат оптимизирован настолько, что в условиях роста продаж оказалось, что работать на заводе в 8-часовую смену некому.

Работать много, платить мало

Начальство предлагает вазовцам за определённую плату и на добровольных началах потрудиться два часа до смены или же два часа после. Выйти в выходные, тоже добровольно. Третью смену при этом не вводят – на неё рабочих уже не хватит. В таком же режиме работают и поставщики. Большинство рабочих рады: дополнительный доход к скромной зарплате не помешает.

Журналисты же гадают: неужели условия труда на АВТОВАЗе решили откатить на уровень начала прошлого века или таким образом увеличивают производительность труда? А может быть, Николя Мор решил под сурдинку затарить все товарные площадки?

«Приказ о 10 часовом рабочем дне вышел. С 3 октября по 25 ноября», – написал в группе «Вконтакте» «Рабочие АВТОВАЗа» сотрудник линии B0. Однако в комментариях его поправили: речь идёт о добровольном желании подработать. Правда, при этом коллеги сомневаются, что за дополнительные часы заплатят по двойному тарифу.

Комментарии (орфография сохранена):

«За январь-февраль перерасчет до сих пор никак не сделают. А с марта месяца доплачивают только за вечерние смены, при том, что люди то остаются после 2-й смены после 00:15. Почему не идет доплата за ночные смены? От мастеров да бригадиров толку нет. А в БОТИЗе у нас найдут, как отмазаться от нас. Начальство чуть ли не за собак всех держит, и еще подписываться на 10-ти часовой рабочий день… Все премии урезают и урезают, хотят чтобы за спасибо работали».

«Если приказ или соглашение [о десятичасовом рабочем дне] не подписываешь, то можешь рассчитывать на оплату двух часов в двойном размере. С подписавшими, т.е. согласившимися, большой вопрос».

«У нас мастер говорил, что вообще по 31 декабря 10 часов. Сварка B0. Посмотрим что будет».

Читая такие комментарии, сложно отделаться от мысли, что бодро строчат их сотрудники пресс-службы автогиганта. Ведь согласно сообщениям официальных информагентств, ПАО «АВТОВАЗ» через свою пресс-службу сделал публичной информацию о том, что в октябре этого года предприятие увеличило продажи на 22,9%, до 28,6 тыс. машин. Кроме того, за 10 месяцев на российском рынке реализовано 249,8 тыс. автомобилей, что превышает прошлогодние показатели на 17,2%.

За 10 месяцев продано 75,9 тыс. автомобилей LADA Granta, и прирост по отношению к 2016 году составил 7,8%. Продажи LADA Vesta за 10 месяцев превысили 61,3 тыс. автомобилей, что на 44,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение продаж LADA XRAY по отношению к октябрю 2016 года составило 62,4%, а за 10 месяцев достигло 78,9%. В сегменте коммерческих автомобилей LADA за 10 месяцев продано 7,7 тыс. машин, что на 17% больше, чем за 10 месяцев прошлого года. Как-то сказка «о невостребованности вазовских авто» не вяжется с официальной статистикой.

То есть рост продаж налицо, чего не скажешь о росте зарплат. Рабочие пишут, что без подработок и двадцатки в месяц не получается. Зато в той же группе «Рабочие АВТОВАЗа» некто рабочий Нижнекамского завода грузовых шин, выложил свою расчётку за август, согласно которой он, отработав безо всяких переработок 163 часа, получил чистыми 36 тысяч рублей. Рабочие искренне подозревают, что на АВТОВАЗе, похоже, платят меньше.

Виновата низкая производительность?

Почему так получается? На АВТОВАЗе не умеют работать? Или всё-таки «наш» работодатель более жаден?

В последнее время всё чаще звучит, что, мол, корень всех наших бед – то есть низких зарплат – сокрыт в низкой производительности труда. «В России самая низкая производительность труда в Европе», – сообщали эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2015 году. Сопоставив размер годового валового внутреннего продукта страны со временем, затраченным россиянами на производство за год, исследователи выяснили, что за человеко-час в России производится продукта всего на $25,9 (по ценам на тот период времени), а это в два раза меньше, чем в целом у стран ОЭСР. Даже самые «отстающие» – Латвия и Польша – производили продукта на $27,6 и $29,7 соответственно. Удивительно, но у Греции этот показательно почти в полтора раза больше – $36,2. А самая высокая производительности труда, по тем же подсчетам, в Норвегии ($88) и Бельгии ($66,5). В общем, соотношение количества здорового рабочего люда, трудящегося на высокотехнологическом оборудовании к армии чиновников в Норвегии другое, нежели в России. У нас рабочие и болеют больше, и оборудование хуже, и чиновников с придуманными должностями не счесть. Кто бы сомневался.

Если производительность труда в РФ уступает показателю европейских стран в два раза, то зарплата россиян меньше европейской в пять-семь раз. Наши сограждане проводят на работе 1,9 тыс. часов в год, уступая в Европе место только той же Греции, жители которой трудятся в течение года больше – около 2 тыс. часов, но при этом славятся своей леностью. Интересно, а такая статистика учитывает сверхурочные, которые на том же АВТОВАЗе давно уже стали традиционными? И ещё: БОТиЗ АВТОВАЗа знает, сколько часов в год работают его сотрудники, например, на платформе В0?

«Низкая производительность является одним из факторов, оказывающих сильное сдерживающее воздействие на экономику страны», – констатируют эксперты. А вызвана она нехваткой инвестиций, несовершенством законодательства и множеством административных барьеров. А также, хочется добавить, низкая производительность труда является следствием наличия в России огромного количества чиновников и представителей других профессий, не производящих материального продукта – работников всевозможных ПАО и ЗАО с государственным и муниципальным участием, которых никто не считает чиновниками при составлении занимательных статистических отчётов.

Как следствие, крайними остаются рабочие. Это их работодатель эксплуатирует самым нещадным образом, мотивируя свои действия низкой производительностью. Однако ни за изношенное оборудование, ни за плохо организованное рабочее места, да и за сам трудовой процесс, рабочие не ответственны. Это задача работодателя. К тому же нужно отметить, что увеличение рабочего времени негативно отражается не только на здоровье в целом, но и приводит к росту несчастных случаев на производстве.

В конце этого лета на президиуме президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждалась производительность труда в России. Минэкономразвития озвучило два макроэкономических прогноза. В базовом ожидается незначительный рост производительности труда – с 1,6% в 2018 году до 1,9% в 2020 году. Целевой же предусматривает более быстрый рост – на 2,9% в 2020 году. Также ожидается, что такое повышение производительности добавит до 1 процентного пункта в рост ВВП к 2021 году. Цена вопроса, а точнее программы на четыре года – почти 30 млрд рублей. Представители министерства обещают, что эти средства будут направлены прежде всего на трудоустройство россиян. Кстати, в число регионов-первопроходцев, где уже в этом году планируется испытать госпрограмму по повышению производительности труда, вошла и Самарская область.

Таким образом, вместо того, чтобы сократить в России штат чиновников или оказать помощь бизнесу в модернизации оборудования, у нас пишут программы по увеличению производительности труда… Посмотрим, к чему всё это приведёт.

женщины работают на автовазе

фото: avtosreda.ru

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор».
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

фото: из открытых источников