АвтоВАЗ: Порой сложно найти иное объяснение происходящему

Новости Тольятти augustnews.ru

Наша очередная встреча с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым состоялась накануне Дня города, поэтому часть вопросов была посвящена перспективам развития Тольятти, а также недавним кадровым переменам в мэрии.

И всё же главной темой разговора традиционно стала ситуация на Волжском автозаводе, который пока держится на плаву и даже отвоевывает у конкурентов частички рынка благодаря популярности «Икс Рея» и «Весты».

– ВАЗ продолжает менять свою традиционную ориентацию, – сказал Юрий Кузьмич. – Всё меньше выпускается автомобилей под брендом «Лада» и всё больше продукции «Рено-Ниссан» по контрактной сборке. Вы видели заводскую площадку товарных машин на Обводном шоссе? Там ведь почти одни иномарки стоят. Самое интересное, что наши модели сейчас востребованны. Можно наращивать продажи и таким образом бороться с миллиардными убытками, однако у руководства «Рено-Ниссан» своя, непонятная мне, логика. Вот пример, касающийся модели «Лада 4х4». Дилеры просят, чтобы в месяц им поставляли не менее двух десятков таких машин, а по факту получается не более пяти штук. Китайцы на завод приезжали с просьбой продать им несколько десятков тысяч внедорожников, но им дали в пять раз меньше. В общем, создается впечатление, что идет целенаправленное выдавливание наших автомобилей с российского рынка для увеличения доли иномарок. Кстати, есть неофициальная информация, что для ВАЗа являются убыточными сборка «Датсун он-до» и других зарубежных моделей.

– Получается, что первоочередная задача иностранных топ-менеджеров всё-таки заключается в уничтожении нашего бренда? Пусть даже путем миллиардных убытков…

– Порой сложно найти иное объяснение происходящему. Рынок-то оживает – за первый квартал большинство автопроизводителей увеличили продажи в нашей стране. ВАЗ тоже в плюсе, но можно было бы продавать в несколько раз больше. А у нас продолжают занижать программу выпуска, ссылаясь на отсутствие комплектующих или на что-то еще. Недавно вот читал в заводской многотиражке интервью директора по продажам, который говорит о падении рынка. Ну зачем лукавить? Рынок уже в плюсе.

– Сколько вазовских дилеров осталось на тольяттинской площадке?

– Пока их двенадцать, правда, все они занимаются тем, что выживают. Их замучили проверками, продолжается давление по ребрендингу. Как результат – получаемой дилерами прибыли хватает лишь на то, чтобы заплатить налоги и рассчитаться с сотрудниками. Ни о каком развитии речь сейчас не идет. Вазовское начальство всё это знает, но почему-то старается лишь усложнить им жизнь. Даже заключают договоры с фирмами, которые занимаются тем, что контролируют дилеров. Каким образом? Подсылают человека – якобы покупателя, и по сотням критериев оценивают уровень обслуживания. Каким должен быть уровень недоверия, чтобы до такого дойти?

– Губернатор Николай Меркушкин недавно сказал, что ВАЗ будет стремиться к миллиону выпущенных автомобилей в год. На ваш взгляд, возможно ли это с учетом нынешней ситуации на заводе?

– Мощности Волжского автозавода даже сегодня позволяют собирать почти миллион автомобилей. Да вы вспомните: в 2005-м году мы почти столько и выпустили (с учетом машинокомплектов), правда, тогда на заводе работало 120 тысяч человек, а сейчас – в три раза меньше…

– Кстати, сокращение численности персонала должно было привести к прибыли, однако мы продолжаем наращивать убытки. Почему?

– Потому что продолжается вахтовый метод управления заводом. Очень хотелось бы узнать, сколько ежегодно тратится денег на административное управление. К примеру, семья вице-президента по продажам и маркетингу живет в Москве, и он каждую неделю туда летает, руководя из офиса столичной дирекции ВАЗа. Кроме того, на предприятии остается несколько сотен служебных автомобилей. Такого никогда не было. Бу Андерссон заметно сократил их количество, но оно опять растет, как и число вице-президентов, всяких директоров, начальников управлений.

Кстати, в Тольятти скоро появится новый банк, принадлежащий «Рено-Ниссан». По сути, та же схема перекрестного акционирования, которая была при Борисе Березовском, действует сейчас на ВАЗе во французском варианте. В этой ситуации нам, ветеранам, непонятно, почему правительство помогает иностранным владельцам завода, представляющим государства (Франция и Япония), которые применяют санкции. Вместо того чтобы банкротить завод и возвращать собственность под российскую юрисдикцию, наши чиновники поддерживают их программами стимулирования продаж автомобилей.

– То есть вы сторонник такого сценария?

– Сегодня – да. Вообще, надеюсь, что на годовом собрании акционеров мы увидим какие-то подвижки в плане увеличения численности россиян в списке тех, кто руководит ВАЗом. Где люди Прохорова? Их пока нет. А ведь он купил большой пакет акций. Сегодня мягкое банкротство предприятия по специальному сценарию, разработанному в администрации президента, было бы благом для страны. Не знаю, обладает ли президент РФ достоверной информацией о том, насколько велико недовольство среди нынешних и бывших заводчан.

– Ну так ведь у нас теперь в Госдуме сразу два депутата – Бокк и Калашников, которые при желании могут донести информацию до президента…

– Калашников призывал гнать из Тольятти Бу Андерссона. Ну выгнали, а стало еще хуже… Доля продукции на рынке почти не растет, да и оптимизация численности продолжается.

Жаль, что после выборов активность Леонида Ивановича в плане помощи ВАЗу заметно поубавилась. Что касается Владимира Бокка, то он пытается, но реальных результатов от его деятельности город и завод пока не ощущают.

– В последнее время много критикуют Николя Мора, отмечая, что по сравнению с предшественником он почти ничего не делает. Не видно его и не слышно… Вы согласны с таким утверждением?

– Как не видно? Мне рассказывали, что он был на военном параде Победы в Москве, фотографировал танк «Т-34»… А вообще, Мор, который работает в Тольятти уже больше года, производит впечатление мягкотелого осторожного руководителя, обходящего острые углы. Тихий разрушитель ВАЗа. Надежды на него у ветеранов очень мало. Если Бу Андерссон был азартным и даже несколько агрессивным, то этот – интеллигентный и культурный тихушник. В общем, голубая мечта для всех вазовских лодырей. Никого не пугает, дисциплину не повышает, с ветеранами встречается, только когда в зале больше тысячи человек. Выступил, поблагодарил и уехал. Единственное, что мне нравится – он заметно продвинулся в изучении русского языка.

– Недавно в Тольятти заезжали двое друзей-чехов (обоим по 29 лет), которые отправились в кругосветное путешествие на вазовской «копейке» 1975 года выпуска. Знаю, что вам даже удалось с ними пообщаться. Понимаете этот язык?

– Да, немного. В свое время бывал в Чехословакии. А с этими путешественниками интересная вышла история. Была договоренность с ВАЗом о том, что их встретят, разместят и накормят, однако так получилось, что гости прибыли в город на день раньше. Заводские бюрократы сказали: «Ничего не знаем. Была договоренность на конкретную дату, а если приехали раньше – пусть где хотят, там и ночуют». В общем, разместил я их у себя в квартире, выделил одному диван, другому – кровать, а на следующее утро поехали к дилеру и поменяли им масло, кое-что отрегулировали. Потом уже и вазовские представители подключились: накормили чехов обедом, организовали для них тест-драйв, оплатили две ночи на базе отдыха «Фортуна». Недавно путешественники написали мне, что уже добрались до таджикско-афганской границы.

– Много говорят про аллею, посвященную 50-летию ВАЗа, которая будет расположена между парком Победы и улицей Революционной (там, где сейчас заброшенные фонтаны). Сроки определены, средства выделены, однако до сих пор к работам никто не приступил. Ветераны завода контролируют этот процесс?

– Конечно. Пока ничего не делается, потому что зарезервированные для этих целей деньги до сих пор не дошли до Тольятти. Есть масса бюрократических препятствий, так что остается лишь ждать. Аллея – это хорошо, но нельзя забывать и про площадь рядом с вазовской высоткой, которая уже 12 лет носит имя Виктора Полякова. Сменилось три мэра и семь президентов ВАЗа, однако ее так и не смогли облагородить. Мало того, ни рубля на эти цели не выделено из федеральных средств, предназначенных на празднование 50-летия выпуска первой «копейки».

– Что ж, давайте теперь немного поговорим о перспективах Тольятти, тем более что совсем немного времени остается до Дня города. Периодически приходится слышать от чиновников разного уровня, что Тольятти всё меньше становится зависим от автопрома и что в нынешних экономических условиях это бесспорный плюс. На ваш взгляд, правильная ли выбрана стратегия?

– Стратегия отречения от всего, чем 40 лет жил Автозаводский район, сама по себе ущербна. Как долгосрочную перспективу ее можно принять, но отказываться сейчас от славного прошлого неправильно. Вот создали особую экономическую зону, а она ни прибыли особой городу не приносит, ни рабочих мест не создает в достаточном количестве. Нужно сохранить за Тольятти статус автомобильной столицы России, ведь так много в город было вложено. Не использовать на полную катушку то, что создано, – не просто неразумно, но и преступно по отношению к научно-техническому и производственному потенциалу России.

– О новом градоначальнике что-то можете сказать?

– Мы с ним пересекались на различных мероприятиях, хотя общаться не доводилось. По сравнению с предшественниками он возглавил город в наиболее тяжелый период: серьезный дефицит местного бюджета, миллиардные убытки ВАЗа, безработица, проблемы с медициной, озлобленность народа в связи с поборами за капремонт и так далее. В общем, сладкой его жизнь точно не будет. Анташеву остается лишь рассчитывать на помощь губернатора и ожидать денежных вливаний от федеральных властей, которые, надеемся, отслеживают градус накала обстановки в Тольятти.

В заключение могу добавить, что, несмотря на всю негативную информацию, которую я сегодня выдал, нет никаких сомнений, что завод и город будут продолжать жить.

Тольяттинцы отлично умеют приспосабливаться к новым условиям.

Беседовал Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 21 (1149) 02.06.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362