АВТОВАЗ пообещал в этом году

сборочна линия
фото: "Площадь Свободы"

АВТОВАЗ пообещал в этом году не увольнять массово рабочих, но собирается избавиться от тысячи «белых воротничков».

Об этом вчера было заявлено представителями завода на заседании постоянно действующей комиссии ТГД по местному самоуправлению. Внимание народных избранников было обращено к АВТОВАЗу, как градообразующему предприятию, которое только за прошлый год потеряло 14,5 тыс. сотрудников и в 2015 году продолжает сохранять тенденцию к сокращению численности персонала.

Как сообщил депутатам вице-президент по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ» Тимур Бутов, мероприятия по снижению затрат, которые помогли сэкономить 8 млрд руб., но обернулись в том числе массовыми сокращениями вазовцев, носили в прошлом году вынужденный характер и объяснялись нестабильной экономической ситуацией внутри автозавода. На это указывают результаты работы предприятия, чистый убыток которого по итогам прошедших 12 месяцев составил 25 млрд руб. Часть убыточной суммы пришлась на так называемую «бумажную» составляющую — вексели, переоценку займов и т.д. Другая часть убытков сложилась, вероятно, из-за снижения объема продаж готовой вазовской продукции. Так или иначе, на 2015 год автозавод, по словам Тимура Бутова, сформировал базу для роста, основанную в том числе на выпуске двух принципиально новых моделей — LADA Vesta и LADA X-Ray. На предприятии ожидают, что новинки будут положительно восприняты рынком, а значит, приведут к росту продаж и тем самым улучшат годовые финансовые показатели автопроизводителя.

По всей видимости, прогнозы АВТОВАЗа по результатам 2015 года сформированы, действительно, в оптимистическом ключе. По крайней мере, как заявил депутатам Тимур Бутов, завод намеревается ввести мораторий на массовые увольнения среди рабочих в течение всего текущего года. Правда, совсем без оптимизации штатной численности не получится, так что уже сейчас предприятие вынуждено заявить о сокращении 1,1 тыс. служащих и специалистов. Но это тоже мера запланированная, поскольку штат работников на АВТОВАЗе, по мнению руководства предприятия, по-прежнему слишком велик.

— Мы понимаем, что в нынешней экономической ситуации увольнение 1,1 тыс. работников — сложный с социальной точки зрения шаг, — объяснил заместитель вице-президента по персоналу и социальной политике. — Но для того чтобы выполнить все свои производственные планы, мы были вынуждены пойти на эту непопулярную меру. Сейчас мы получаем от производств предложения по списочному составу на увольнение для уведомления о предстоящем сокращении. Параллельно завод вводит систему оценки персонала, чтобы качество увольняемых людей было подтверждено их аттестационными показателями. Делается это с целью не повторить ситуацию 2014 года, когда предприятие покинули высококвалифицированные кадры, недостаток в которых мы сейчас начали испытывать. По прошлому году в ходе сокращения издержек мы договаривались с работниками о выплате им пяти среднемесячных окладов. И многие специалисты, имея время в запасе, находили другую работу и охотно соглашались на увольнение по соглашению сторон, получив от АВТОВАЗа компенсацию. В этом году опыт с выплатой компенсаций продолжится. Но к этой мере мы хотим подойти очень избирательно. С одной стороны, ситуация сегодня не располагает к тому, чтобы искать новую работу. С другой стороны, у предприятия уже нет ресурса, чтобы за счет дополнительных выплат стимулировать увольняемых людей. Тем не менее в бюджете автозавода запланированы средства для увольнения по соглашению сторон на 1,1 тыс. человек, которые покинут нас до конца 2015 года.

Тем временем приспосабливаться к переменам предстоит и тем вазовцам, которые продолжат работу на предприятии. Дело в том, что в 2015 году компания планирует ввести так называемую систему грейдинга, чтобы описать все заводские должности, установить четкий принцип оценки каждого рабочего места и за счет этого упорядочить заработную плату и избежать дисбаланса и разброса зарплат внутри предприятия. Кстати, во всем мире грейдинг оценивает и ранжирует должности, независимо от того, какие именно работники их занимают, и зависит от ценности и важности каждой конкретной должности для компании. А критериями оценки при грейдинге должностей выступают такие факторы, как уровень квалификации, сложность выполняемой работы, степень ответственности и самостоятельности, условия работы и т.д. Все эти принципы АВТОВАЗ намерен внедрить внутри предприятия, поскольку сейчас механизм начисления заработной платы сотрудников предприятия не всегда прозрачен.

—Подчас, помимо требований об увеличении заработной платы, люди обращаются к нам с просьбой рассказать, а из чего, собственно, состоит их зарплата, — рассказал Тимур Бутов. — Это происходит, потому что у нас за последние годы шло изменение технологий, открывались новые производства, где были вынужденно внедрены иные, нетрадиционные для АВТОВАЗа способы оплаты труда. Для того чтобы между этими производствами более или менее сбалансировать уровень заработной платы, придумывались всевозможные надбавки, премии, доплаты и пр. В общем, люди перестали понимать, из чего их зарплата формируется. По этой причине завод переходит на новую форму оплаты труда. И в этой связи большие надежды мы возлагаем как раз на систему грейдинга. Это позволит, в том числе социально, успокоить людей, которые работают на разных производствах в одной и той же позиции, но базовый оклад имеют разный. Это неправильно, и мы это хотим изменить.

По словам Тимура Бутова, мероприятия по грейдированию и оценке рабочих мест АВТОВАЗ планирует завершить до 1 июля 2015 года. К тому же времени должна пройти первичная аттестация персонала и будет готова новая система оплаты труда. А уже с 1 июля на заводе пройдет однократное увеличение заработной платы в рамках социальных обязательств компании. Коллективный договор автозавода предусматривает, что индексация зарплаты вазовцев увязана с изменением индекса потребительских цен, то есть зависит от величины прожиточного минимума, которые утверждается в губернии ежеквартально. Это, как сообщил Бутов, некий минимум, на который компания будет ориентироваться при решении вопроса о повышении зарплаты работников. Хотя вице-президент по персоналу надеется, что в результате переговоров с профсоюзом будет найдена оптимальная величина индексации, выгодная и для заводчан, и для самого автопроизводителя.

Тимур Бутов, вице-президент по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ»:

— У нас есть некий перекос по штатной численности работников внутри производств. На некоторых производствах количество персонала оптимальное, а на некоторых численность сотрудников избыточная. Но с учетом того, что мы в этом году взяли на себя социальное обязательство не сокращать рабочих, завод вынужден их сначала подсчитать, для того чтобы потом обеспечить занятость либо посредством перемещения внутри производства по мере появления вакансий, либо посредством стимулирования работников пенсионного и предпенсионного возраста на увольнение, что потребует дополнительного согласования с областным центром занятости. И самая последняя мера — это изменение графиков работы. Если объемы производства на предприятии упадут, возникнет переизбыток рабочей силы. В этом случае, чтобы сохранить занятость всего персонала, заводу придется переходить на новые графики выпуска продукции.

сборочна линия
фото: “Площадь Свободы”

Юлия Романенко, газета “Площадь Свободы”