АвтоВАЗ – объект особого режима?

люди идут с проходной

Ещё во времена вывода с завода оперативных групп (в связи с «нерентабельностью») ко мне подходили оперативники и просили давать какую-нибудь информацию по хищениям и прочим нарушениям на территории предприятия. Им необходимо было показать, что без них ВАЗ существовать не сможет. Однако ВАЗ смог. Была сформирована новая структура, включающая в себя Управление специального назначения (УСН) и ЧОП «Авангард». Во время встреч с руководством УСН я неоднократно задавал вопрос, ОТ КОГО и КОГО ОНИ ОХРАНЯЮТ.

Мне отвечали, что рабочие воруют. Вот, дескать, такая у нас функция.

А если не воруют? Тогда необходимо придумать себе работу. Самое «реальное» – внушить работникам, что ВАЗ – это объект особого режима охраны, и изображать симбурде (симуляцию бурной деятельности) вокруг «нарушений» этого «особого» режима.

Кстати, объекты особого режима охраны охраняются либо сотрудниками МВД, либо военизированной охраной. РЕЖИМНЫЕ ОБЪЕКТЫ – это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Ни под одну из данных категорий ОАО «АВТОВАЗ» целиком как предприятие не попадает.

На мой взгляд, руководство ВАЗа само решило, что это объект государственной важности, чуть ли не такой же важный, как космодром или производство по обогащению урана. Сделано это для того, чтобы можно было тщательно скрывать правовые нарушения и должностные преступления от воздействия извне. Именно с целью максимально затруднить рабочим сбор информации о нарушениях их прав в своё время было придумано как нарушение сначала пронос на территорию завода аудио-, видеокассет как носителей информации. Меня самого с такой кассетой задерживали, и я не понимал, какую информацию на ней можно вынести с производства. По мере развития научно-технического прогресса стали запрещать CD-диски, флешки, жёсткие диски, планшеты… С одной стороны, на них якобы можно вынести с завода «секретную» информацию, либо эти вазовские носители могут похитить злоумышленники. Но даже с предоставлением документов, что носители являются собственностью работника, проблема не снимается. Но при этом современные телефоны – это гаджеты, в которых имеются  и фото-, и видеокамеры высокого разрешения, и Интернет. То есть для того чтобы передать информацию «вражеской разведке», можно не сходя с места снять документ и отправить в любую точку света. А телефоны вазовская охрана изымать не имеет права. Это нарушение гражданских прав. В итоге – маразм.

Всё встаёт на свои места, когда начинаешь понимать, кому это выгодно. Исчезают в неизвестном направлении стойки с деталями. Идут угрозы со стороны мастеров, начальников цехов и прочих «хозяев». Работник не может обратиться в суд ввиду отсутствия доказательств. Снимать то, как мастер подговаривает бригаду избить неуправляемого работника «за забором», якобы запрещено. Но это всего лишь страшилки. На самом деле ничто вам не мешает зафиксировать факт нарушения ваших прав руководством. Главное – выдержать прессинг, когда у вас попытаются изъять сотовый телефон под предлогом нарушения вами «запрета на видео- и фотосъемку». Вот о том, как себя вести с сотрудниками безопасности, я и хочу поговорить.

1. Никто не может ограничить вас в фото- или видеофиксации факта нарушения ваших прав. Полный запрет на фото- и видеосъемку – незаконная фантазия вазовских юристов. Запрет касается только съемки объектов коммерческой тайны (уникальных технических решений, объектов дизайна и так далее). На документы, касающиеся работника, закон о коммерческой тайне не распространяется. Лица мастера, бригадира, начальника цеха, а равно и их голоса также не являются объектами авторского права и частной собственности. Если они разговаривают с вами, а вы ведёте запись, права ОАО «АВТОВАЗ» не нарушаются. С точки зрения закона вы правы. И это ВАШИ фото- и видеозаписи. Изъять их безосновательно никто не имеет права. Это уже уголовщина.

2. Никто не имеет права ограничивать свободу гражданина за исключением представителей власти (ст. 22 Конституции РФ), каковыми являются, например, сотрудники полиции (так, сотрудник ЧОПа, сотрудник управления безопасности не являются представителем власти). Но и сотрудник полиции не имеет права задерживать безосновательно. Для этого должны быть предъявлены обвинения, а также должен быть составлен протокол задержания. Если обвинений нет, если нет доказательств вашей вины, сотрудники ЧОПа могут идти… лесом.

3. Если вас пытаются куда-то сопроводить сотрудники службы безопасности без вашего согласия, знайте, что они не имеют права даже прикасаться к вам. Сразу звоните в 02, сообщайте свои данные, ваше местонахождение и что вас незаконно задержали. Требуйте прибытия наряда полиции для вашего освобождения. Если к вам применяли меры силового воздействия, укажите на это в объяснении полиции.

4. Стоит помнить, что «ОСМОТР» и «ДОСМОТР» – это не одно и то же. Осмотр – это визуальный обзор со стороны. А вот ДОсмотр представляет собой процесс исследования вас на предмет потенциального наличия у вас орудий или предметов совершения правонарушения. Если сотрудник ЧОП просит вас пройти на ОСМОТР, знайте, что он лукавит, а на самом деле хочет вас ДОСМОТРЕТЬ, то есть обыскать. Скажите, что он может посмотреть на вас. Можете даже повернуться вокруг своей оси для лучшего обзора. Затем задайте вопрос: «Я задержан(а)?» Если ответ утвердительный, звоните 02 и следуйте по  пункту 3.

5. Далее ждите приезда полиции, даже если вас попытаются выгнать (во избежание привлечения вас за ложный вызов). При приезде представителей власти составляется протокол. Бывает так, что сами полицейские пытаются «наехать», что проверят ваши шкафчики и найдут там какие-то детали и т.п. Это они блефуют. Даже если они попытаются вас досмотреть, это определённая процедура. ЗАПОМНИТЕ: чтобы вас досмотреть (ваши личные вещи, шкаф в гардеробе, инструментальный шкаф), необходимо соблюсти процедуру:

– протокол задержания;

– протокол досмотра;

– обязательное присутствие двух понятых (сотрудники полиции таковыми не являются).

Поняв, что дело имеют с юридически грамотным человеком, сотрудники приступят к своим прямым обязанностям. Главное сохранять спокойствие и не поддаваться панике.

Всё это рассказываю не по тому, что прошёл теоретический ликбез. А потому, что через эти процедуры прошёл сам и знаю, как это работает. Ещё будучи работником ВАЗа, не давал в руки пропуск (о пропусках я писал в прошлой публикации). Стоял в окружении сотрудников ЧОП, парней в чёрной форме с дубинками, руководства УСН. Четыре часа пытались забрать у меня пропуск, но у них так ничего и не вышло. Приехали три капитана. Раздели меня до носков. Но, увидев у меня в барсетке партбилет КПРФ,  побледнели. В их же сопровождении с пропуском в кармане я покинул территорию завода.

За последние полгода четыре раза пытались досмотреть меня при выходе с завода. Как председатель профкома ОНПОТ «МОЛОТ» имею беспрепятственный вход на территорию завода в любое время суток и день недели. А вот с выходом иногда бывают проблемы. Причём проблемы для самой же службы безопасности. Ну, не всегда им сообщать успевают, что Шепелёв или Краснов выходят с завода. Причём мы ходим и с планшетом, и с фотокамерой, и с диктофоном… Но досмотреть нас не получается. Приезжают и наряд, и участковый, которых автоматически отправляет 02. Сразу сбегаются начальник УСН, начальник бюро пропусков… «Вячеслав Юрьевич. Мы вас не задерживаем. Произошло недоразумение. Если б я знал, что вы выходите, я бы дал команду выпустить. Не публикуйте об этом случае ничего в газетах». Я им задаю один вопрос: «Если это Шепелёв выходит, то его надо выпустить без шума и пыли… А если идёт просто работник, над ним можно поизмываться?» При этом начальник УСБ опускает голову и лепечет что-то невнятное типа: «Мы ни над кем не измываемся». Но при этом пока я стоял и ждал участкового, сотрудники ЧОП нагло залезли в сумки нескольким женщинам.

К чему я всё это пишу… Ещё остались люди, у которых не утрачено чувство собственного достоинства. Противно всё это, а как поступить, не знают. Поступайте по совести и в рамках правового поля. Пока оно ещё в какой-то степени есть.

Отзывы и предложения можно озвучивать по указанному телефону и на почту onpot.molot@yandex.ru.

Председатель общегородского независимого профсоюза «МОЛОТ» Вячеслав Шепелев

люди идут с проходной

источник: «Тольяттинский навигатор», № 5 (396), 16 февраля 2016 года