АВТОВАЗ: О том, что было сделано и что предстоит сделать в области охраны труда

    медицинские маски сотрудникам автоваза

    Около года назад АВТОВАЗ вышел на новую ступень развития в области охраны труда.

    Работы в этой области призваны вывести безопасность сотрудников производственной площадки на высокий качественный уровень. О том, что было сделано и что предстоит сделать, рассказывает директор дирекции по охране труда Вячеслав Кисель.

    — Вячеслав, расскажите, пожалуйста, об основных изменениях с точки зрения охраны труда в течение последнего года? В каких производствах они наиболее заметны?

    — Отмечу, что положительные изменения произошли во всех, без исключения, подразделениях: производственных, логистических, вспомогательных. Я не хотел бы выделять более успешные в этой работе производства: все демонстрируют прогресс, большое им за это спасибо! Улучшения подтверждены последними результатами оценки соответствия 10 обязательным правилам безопасности. Значительная часть изменений связана с внедрением технических решений. Это модернизация систем безопасности, разделение транспортных и пешеходных потоков, ограничение доступа в опасные места машин и к пультам управления грузоподъемными механизмами. Также это подготовка оборудования и промышленных систем к возможности применения систем LOTO. Параллельно мы занимаемся обучением и подготовкой персонала к новым изменениям: только технические решения не гарантируют безопасность сотрудников.

    Говоря об изменениях, нельзя не отметить те, которые произошли в нашей дирекции. Начальники отделов по охране труда теперь являются частью индустриальных команд. Таким образом мы стали ближе к подразделениям и работаем на общий результат.

    — Давайте немного поговорим о технических решениях. Действительно ли LOTO (системы защитной блокировки) и электронные выключатели 4-го поколения (RFID) необходимы?

    — Безусловно! Оба отмеченных вами направления нужны и важны для снижения рисков получения травм. Например, процедура отключения

    И блокирования источников энергии гарантирует личную безопасность сотрудника, который находится в опасной зоне: ведь никто кроме него не сможет произвести запуск оборудования, пока он не снимет личный навесной замок с точки отключения или ящика для блокирования. Таким образом, практически исключается возможность случайных действий со стороны. Электронные выключатели (RFID 4-го поколения) – устройства безопасности, которые монтируются на сервисные двери и при их открытии отключают оборудование. Они резко снижают возможность попадания персонала в опасную зону без предварительной остановки оборудования. Помимо прочего, устройства крепятся на специальные винты (one way), которые невозможно открутить обычной отверткой.

    — Механические и электронные средства защиты, это дополнения к правилам или альтернативное решение в условиях, когда они не соблюдаются?

    — Сейчас механические и электронные устройства безопасности являются дополнением и призваны повысить уровень защищенности персонала при условии их правильного применения. Но могу сказать, что уровень развития охраны труда в стране уже через некоторое время позволит механическим средствам стать неотъемлемой частью правил. Мы к этому идем. На сегодняшний день одной из основных задач нашей дирекции является адаптация лучших практик Groupe Renault и других предприятий и внедрение их в существующую на АВТОВАЗе систему охраны труда.

    — Обновление СИЗ некоторыми работниками было принято не сразу. Как сейчас обстоят дела в этом вопросе? Удалось переломить тенденцию?

    — Исходя из личного опыта, могу сказать, что любые средства индивидуальной защиты в первоначальном восприятии создают определенный дискомфорт. Это естественно. Но зачастую без них просто нельзя гарантировать личную безопасность, тем более на таком крупном промышленном предприятии, как АВТОВАЗ. У нас, к примеру, есть случаи, когда сотрудники не использовали сертифицированную обувь с защитным подноском и получали травмы ног, а можно было бы этого избежать. Я часто слышу со стороны работников жалобы на неудобство СИЗ. Мы стараемся на такие сигналы реагировать незамедлительно. Принимаем меры для поиска более комфортных вариантов, которые соответствуют требуемому уровню защиты. За последние 3 года мы провели серьезную работу в этом направлении. Сейчас мы ее продолжаем, делая акцент на обувь, по которой всегда много вопросов. Многие уже отмечают изменения в лучшую сторону. Сейчас в дирекции создаем отдельное направление по выбору СИЗ, что позволит сделать процесс более совершенным.

    — Расскажите о системе обучения по ОТ? Школы DOJO Safety на территории предприятия. В каком режиме они работают сейчас? Как Вы можете оценить их эффективность?

    — Обучение – основа. Очень часто уровень знаний в области охраны труда напрямую влияет на уровень травматизма в организации. Чем он ниже, тем больше несчастных случаев происходит. Можно сколько угодно модернизировать устройства безопасности на оборудовании и внедрять лучшие мировые практики, это, в конце концов, сойдет на нет при отсутствии достаточных навыков для безопасного выполнения технологического процесса и обслуживания оборудования. Когда мы говорим об обучении по ОТ, мы всегда должны понимать, что его необходимо проводить комплексно. Невозможно обучить охране труда без обучения основной профессии, и наоборот. Здесь нам очень помогает опыт Groupe Renault. Я говорю о практических школах безопасности DOJO по обучению 10 обязательным правилам.

    Занятия в школах безопасности DOJO помогает сотрудникам применять полученные знания на рабочих местах. Именно поэтому сейчас мы уделяем особое внимание уровню комплектации школы, уровню подготовки тренера, отслеживаем то, как полученные знания внедряются на практике.

    Важно подчеркнуть, что начиная с этого года мы начали обучение руководителей в школах безопасности DOJO. Это ещё раз подчеркивает важность охраны труда для нашего предприятия.

    И блокирования источников энергии гарантирует личную безопасность сотрудника, который находится в опасной зоне: ведь никто кроме него не сможет произвести запуск оборудования, пока он не снимет личный навесной замок с точки отключения или ящика для блокирования. Таким образом, практически исключается возможность случайных действий со стороны. Электронные выключатели (RFID 4-го поколения) – устройства безопасности, которые монтируются на сервисные двери и при их открытии отключают оборудование. Они резко снижают возможность попадания персонала в опасную зону без предварительной остановки оборудования. Помимо прочего, устройства крепятся на специальные винты (one way), которые невозможно открутить обычной отверткой.

    — Механические и электронные средства защиты, это дополнения к правилам или альтернативное решение в условиях, когда они не соблюдаются?

    — Сейчас механические и электронные устройства безопасности являются дополнением и призваны повысить уровень защищенности персонала при условии их правильного применения. Но могу сказать, что уровень развития охраны труда в стране уже через некоторое время позволит механическим средствам стать неотъемлемой частью правил. Мы к этому идем. На сегодняшний день одной из основных задач нашей дирекции является адаптация лучших практик Groupe Renault и других предприятий и внедрение их в существующую на АВТОВАЗе систему охраны труда.

    — Обновление СИЗ некоторыми работниками было принято не сразу. Как сейчас обстоят дела в этом вопросе? Удалось переломить тенденцию?

    — Исходя из личного опыта, могу сказать, что любые средства индивидуальной защиты в первоначальном восприятии создают определенный дискомфорт. Это естественно. Но зачастую без них просто нельзя гарантировать личную безопасность, тем более на таком крупном промышленном предприятии, как АВТОВАЗ. У нас, к примеру, есть случаи, когда сотрудники не использовали сертифицированную обувь с защитным подноском и получали травмы ног, а можно было бы этого избежать. Я часто слышу со стороны работников жалобы на неудобство СИЗ. Мы стараемся на такие сигналы реагировать незамедлительно. Принимаем меры для поиска более комфортных вариантов, которые соответствуют требуемому уровню защиты. За последние 3 года мы провели серьезную работу в этом направлении. Сейчас мы ее продолжаем, делая акцент на обувь, по которой всегда много вопросов. Многие уже отмечают изменения в лучшую сторону. Сейчас в дирекции создаем отдельное направление по выбору СИЗ, что позволит сделать процесс более совершенным.

    — Расскажите о системе обучения по ОТ? Школы DOJO Safety на территории предприятия. В каком режиме они работают сейчас? Как Вы можете оценить их эффективность?

    — Обучение – основа. Очень часто уровень знаний в области охраны труда напрямую влияет на уровень травматизма в организации. Чем он ниже, тем больше несчастных случаев происходит. Можно сколько угодно модернизировать устройства безопасности на оборудовании и внедрять лучшие мировые практики, это, в конце концов, сойдет на нет при отсутствии достаточных навыков для безопасного выполнения технологического процесса и обслуживания оборудования. Когда мы говорим об обучении по ОТ, мы всегда должны понимать, что его необходимо проводить комплексно. Невозможно обучить охране труда без обучения основной профессии, и наоборот. Здесь нам очень помогает опыт Groupe Renault. Я говорю о практических школах безопасности DOJO по обучению 10 обязательным правилам.

    Занятия в школах безопасности DOJO помогает сотрудникам применять полученные знания на рабочих местах. Именно поэтому сейчас мы уделяем особое внимание уровню комплектации школы, уровню подготовки тренера, отслеживаем то, как полученные знания внедряются на практике.

    Важно подчеркнуть, что начиная с этого года мы начали обучение руководителей в школах безопасности DOJO. Это ещё раз подчеркивает важность охраны труда для нашего предприятия.

    газета «ВА-Волжский Автостроитель», №10, 16 июля 2020 года