АВТОВАЗ: Не совсем понятно

Глава компании Николя Мор, который ради экономии увольняет тысячи рядовых работников и наращивает долги перед поставщиками, выплатил вазовским топам (и в том числе самому себе) более 300 млн рублей.

За девять месяцев 2017 года ПАО «АВТОВАЗ» удалось увеличить выручку на 28,174 млрд рублей относительно показателя января-сентября 2016 года. В общей сложности обороты автозавода составили 161,626 млрд рублей. На этом фоне убыток предприятия снизился с 24,49 млрд до 8,35 млрд рублей. Однако АВТОВАЗ все еще остается в зоне отрицательной рентабельности, невзирая на усилия по оптимизации затрат и многомиллиардные вливания извне. Речь идет, в частности, о господдержке автопрома и авторынка, которая в текущем году оказалась достаточно масштабной. 26,141 млрд рублей автозавод получил со стороны акционеров в ходе докапитализации общества в минувшем году. Порядка 20 млрд рублей ему обещали простить Renault-Nissan и госкорпорация «Ростех» в обмен на акции ПАО.

Куда направляются полученные и заработанные средства, не совсем понятно. Как видно из последней финансовой отчетности группы по МСФО, предприятие не перестает активно наращивать обязательства перед своими поставщиками. К концу третьего квартала 2017 года долги по договорам со смежниками возросли на 7,041 млрд рублей — до 53,923 млрд рублей. Причем производителям автокомпонентов приходится не только мириться с отсрочкой платежей в 75 дней, но и идти при этом АВТОВАЗу навстречу в вопросе постоянного снижения цен на поставляемую номенклатуру.

Происходящее не мешает АВТОВАЗу изыскивать ресурсы для повышения доходности своих органов управления. Об этом свидетельствуют данные, содержащиеся в ежеквартальном отчете автозавода, опубликованном в середине ноября 2017 года.

Так, значительно выросла доходность коллегиального исполнительного органа автозавода. Как следует из отчета, заработная плата его членов увеличилась с 164,426 млн рублей (по состоянию на 30 сентября 2016 года) до 211,8 млн рублей, полученных за три последних квартала. Размер премий стал больше в 30 раз — с 3,519 млн до 106 млн рублей. Всего в составе правления общества на данный момент работает 13 человек. Итого каждому из них в среднем выплатили по 24,4 млн рублей к началу октября 2017 года. В месяц, соответственно, доход каждого члена коллегиального исполнительного органа был не менее 2,7 млн рублей (против 1,345 млн рублей в прошлом году). Больше всего благ пролилось на президента АВТОВАЗа Николя Мора — помимо членства в правлении АВТОВАЗа, он получал бонусы и как член совета директоров.

Причины роста премии и заработной платы топ-менеджеров автозавода в ежеквартальной отчетности ПАО «АВТОВАЗ» не указаны. «Членам правления, как штатным сотрудникам общества, в течение года производится оплата их труда по занимаемым должностям и компенсации расходов в соответствии с трудовыми договорами», — единственное, что говорится аудиторами по этому поводу. В течение девяти минувших месяцев коллегиальному исполнительному органу завода начислили компенсации в сумме 18,6 млн рублей. Годом ранее они были на уровне 15,288 млн рублей.

Экономят на низовых звеньях

Удваивание выплат органам управления АВТОВАЗа происходит в условиях продолжающейся оптимизации численности персонала. Только в январе-июне под видом добровольных увольнений с завода сократили 3428 человек, в том числе 517 — по сокращению численности или штата работников (510 человек предпочли воспользоваться правом на досрочное назначение пенсии). Еще 533 сотрудника, как следует из отчета автозавода за третий квартал, убыло за июнь-сентябрь текущего года. Растущий спрос на новинки Lada параллельно с непрекращающейся оптимизацией персонала вызывает резкий дефицит кадров. Эту проблему, похоже, вазовский менеджмент предпочел решать с помощью введения системных переработок.

Словом, рабочие автозавода, как следует из отчета предприятия, стали зарабатывать больше. К примеру, по итогам 9 месяцев 2016 года, когда средняя численность персонала была равна 43,224 тыс. человек, общий фонд начисленной заработной платы составил 12,378 млрд рублей. В аналогичном периоде текущего года эти показатели соответственно 38,125 тыс. и 13,685 млрд рублей.

сборка автомобиля на автозаводе Тольятти

фото: www.bagnet.org

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00766 от 21.01.2015

фото: из открытых источников