АВТОВАЗ: и что дальше?

здания АВТОВАЗа
фото: АО «АВТОВАЗ»

Французский акционер АВТОВАЗа ищет способы исполнить международные санкции против России и не потерять завод.

Французский автопроизводитель Группа «Рено» 23 марта опубликовал официальное сообщение о том, что решением совета директоров деятельность завода в Москве приостановлена. Что касается дальнейшей работы компании на автомобильном производстве в Тольятти, то заявления были весьма туманны. «Рено» напоминает, что уже осуществляет необходимые меры для соблюдения международных санкций. Но при этом «оценивает доступные варианты с учетом текущих условий» и «будет действовать ответственно по отношению к своим 45 000 сотрудникам в России». Сообщение последовало вслед за тем, как президент Украины Владимир Зеленский выступил по видео-связи в парламенте Франции и призвал французские компании – «Рено», «Ашан», «Леруа Мерлен» и другие – уйти с российского рынка. Общие слова и неопределенность будущего никак не успокаивают ни десятки тысяч сотрудников градообразующего предприятия и их семьи, ни добросовестных поставщиков.

Надо заметить, что руководство АВТОВАЗа никак не комментирует ситуацию с приостановкой работы французского акционера. В релизе Волжского автозавода просто констатируется: «В отношении последнего заявления Группы «Рено» руководство Группы АВТОВАЗ внимательно следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с федеральными и региональными властями, а также с акционерами компании. За последние недели были приняты все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест…»

Уйти, чтобы остаться

Прояснить ситуацию попробовала американская компания Bloomberg (один из ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников рынка). Она сообщила, что французская компания «Рено» рассматривает возможность передачи своей доли в АВТОВАЗе местному инвестору в качестве варианта ухода с российского рынка. Передача акций в настоящее время является предпочтительным вариантом. Такой кульбит помог бы освободить автопроизводителя от юридической ответственности перед российским бизнесом, хотя на данный момент никаких решений принято не было и могут появиться другие возможности. Заметим, что французский автопроизводитель не сможет осуществить передачу 68% доли в АВТОВАЗе другому акционеру – госкорпорации «Ростех», которая владеет 32% акций, – поскольку российский партнер находится под санкциями.

Опять спасаем АВТОВАЗ

На сегодняшний день 8 тысяч работников из 32-тысячного коллектива АВТОВАЗа находятся в режиме неполной занятости. А трехнедельный корпоративный отпуск заводчан переносится с июля – августа на апрель.

Руководство завода говорит, что во время апрельской паузы планируется приложить максимум усилий для восстановления цепочек поставок. Кроме того, начата активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями. Компания также готовит специальные версии некоторых моделей LADA, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих. Они станут доступны клиентам в ближайшие месяцы.

Обычно скупой на слова и сообщения пресс-центр АВТОВАЗа за прошедшие семь дней трижды рассылал для СМИ официальные сообщения. В последнем говорится: «В связи с прогнозом российского автомобильного рынка и продолжающимся значительным дефицитом поставок электронных компонентов АО «АВТОВАЗ» вводит режим 4-дневной рабочей недели на производственных площадках в Тольятти и Ижевске с 6 июня 2022 года сроком на 3 месяца. Режим неполной 4-дневной рабочей недели распространяется на 100% сотрудников АВТОВАЗа».

Чтобы компенсировать людям падение заработка, руководство Волжского автозавода совместно с губернатором Самарской области обратились в правительство России с просьбой о выделении средств для организации временных и общественных работ, в том числе на площадке индустриального парка АВТОВАЗа, с оплатой 5-го дня за счет средств федерального бюджета. Данные средства уже выделены.

А что дальше?

Но возникает еще один вопрос: заводчане возвращаются из корпоративного отпуска 25 апреля, и уходят на четырехдневный рабочий график с 6 июня 2022 года, а как они будут трудиться в конце апреля и в мае? Об этом журналист газеты «Площадь Свободы» спросил пресс-службу предприятия. Нас заверили, что, однозначно, простаивать не будут, но рабочих графиков на эти дни пока нет.

Наверняка будущее крупнейшего в Тольятти и Самарской области завода во многом будет зависеть от результативности апрельского восстановления цепочек поставок комплектующих, а также итогов работы по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями. Ситуация сложная, но не безнадежная.

Между тем глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что России, возможно, придется навсегда попрощаться с рядом иностранных автопроизводителей. По словам чиновника, сейчас власти страны ведут переговоры со всеми компаниями, в том числе и теми, которые заявили о приостановке деятельности на нашем рынке. Однако, подчеркнул Денис Мантуров, ждать бесконечно «мы не можем». По его словам, простаивание предприятий приводит к неуплате налогов и деградации производства.

В тему

Ключевое предприятие

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на днях заявил о том, что в ближайшее время будет подписан приказ о создании единого автосборочного производства. По его мнению, это даст большую возможность по маневру трудовыми ресурсами по той или иной линии, которая будет укомплектована всеми необходимыми деталями.

– Сегодня конструкторское бюро, инженерный центр АВТОВАЗа работает над тем, чтобы внести конструктивные изменения, которые позволят заместить необходимые комплектующие от производителей из недружественных стран. Активно идет проработка с нашими странами-партнерами, с поставщиками из Азии. АВТОВАЗ – крупнейший трудовой коллектив, на который завязан целый ряд предприятий малого и среднего бизнеса. Для региона это ключевое предприятие, – сказал губернатор.

Факт

В 2021 году компания «Рено» реализовала в России 131552 автомобиля, продемонстрировав рост на уровне 2,5% по сравнению с 2020 годом.

Справка

Крупнейшим акционером Группы «Рено» является французское правительство. В свою очередь «Рено» принадлежит 68% АВТОВАЗа.

Людмила Кислицына, газета «Площадь Свободы»