АвтоВАЗ: Эти процессы могут ускориться

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил на этой неделе о том, что президент АВТОВАЗа Николя Мор покинет свой пост.

Произойдет это весной (до 1 мая 2018 года) а на смену ему должен прийти другой иностранец.

Напомним, что Мор приехал в Тольятти из Румынии два года назад, сменив Бу Андерссона, к которому было много претензий как у рабочих, так и у акционеров из «Ростеха». К сожалению, эта замена не дала желаемых результатов. Если шведский специалист хотя бы не боялся брать на себя ответственность и повышал дисциплину, то француз свой период отработал настолько незаметно, что даже следа никакого в истории АВТОВАЗа не оставил, если не считать вывод завода на операционную прибыль. Дружить с журналистами он тоже не пытался, за исключением тех СМИ, которые традиционно освещают вазовские новости с положительной стороны, избегая острых углов.

По словам Сергея Чемезова, основные акционеры из «Ростеха» и «Рено» сейчас заняты подбором кандидатуры на замену нынешнему руководителю.

– Решение есть, – сказал он. – Мор уже назначен руководителем регионального подразделения «Рено», поэтому пока совмещает. Как дадут кандидатуру – мы уже будем знать. В любом случае ее необходимо с нами согласовать.

По слухам, одним из кандидатов на место президента является исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок АВТОВАЗа – словенец Алеш Братож.

Прокомментировать последние новости мы попросили нашего эксперта в области автопрома, ветерана завода Юрия Целикова.

– Давайте подчеркнем, что Чемезов высказался достаточно дипломатично, избежав словосочетания «отправят в отставку», – отметил Юрий Кузьмич. – Речь шла о том, что Мор сконцентрируется на работе в должности первого вице-президента «Рено-Ниссан». Конечно, акционеры из «Ростеха» почувствовали, что в Тольятти недовольство Николя Мором сейчас больше, чем когда-то Бу Андерссоном. Швед ведь всё-таки сумел в назначенные сроки запустить две новые модели, на которых сегодня держится вся экономика АВТОВАЗа. А что сделал Мор? Он лишь немного усовершенствовал эти машины, используя наработки, которые были еще при Андерссоне. Крупные акционеры всё это видят и хотят его тихонечко куда-нибудь переместить, чтобы свое лицо сохранить.

– Насколько, на ваш взгляд, весомы аргументы для смены президента завода?

– Дисциплина заметно ослабла. Всё руководство завода работает вахтовым методом (как когда-то столичная команда топ-менеджеров), и как результат – крупные административные затраты на перелеты. Численность сотрудников по сравнению с 2005 годом уменьшилась в четыре раза. А количество должностей с многомиллионными зарплатами просто-таки зашкаливает. Французские представители получают в 4-5 раз больше отечественных специалистов за аналогичную работу. На заводе скрытое недовольство достигло критических величин. Плюс к этому – отсутствие взаимопонимания с дилерами, да еще и финансовые потоки АВТОВАЗа теперь будут проходить через французский банк. Думаю, что Николя Мор – мужик неглупый и отлично понимает смысл популярной в России цитаты: «Главное – вовремя смыться»!
Мор обещал, что он пробудет в Тольятти долго и добьется для завода прибыли. Пока речь идет лишь об операционной прибыли, которая не позволяет говорить о выходе из кризиса. Получается как в медицине: хирург сделал операцию, получил деньги, а пациент потом умер. Вот вам один из примеров операционной прибыли.

– Уже объявлено, что приемником Мора, скорее всего, будет иностранец. Лично вас это не смущает?

– Не смущает, особенно после того, как компания «Рено» выкупила акции АВТОВАЗа у «Ниссана» и у Михаила Прохорова. Они ведь сегодня на всю катушку используют схему перекрестного акционирования, как при Березовском и Каданникове. Имея большую часть акций АВТОВАЗа, французы вряд ли будут ставить на этот пост российского специалиста, решения которого могут привести к неожиданным последствиям. Они свою линию гнут, очищая рынок от наших автомобилей. Своеобразные санкции против России, правда, нами же узаконенные.

– То есть вы не верите, что с приходом нового руководителя что-то кардинально поменяется?

– Думаю, что эти процессы могут даже ускориться. Хотя то, что Мора убирают, вселяет призрачные надежды: может быть, «автоназия» ВАЗа будет отложена на неопределенный период.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

рабочие на конвейере

фото: pokryshka.com

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 56 (1184) 09.02.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362