АВТОВАЗ: А давайте еще вот это попробуем

С тех пор как контрольный пакет акций автогиганта оказался в руках французов, мы практически каждый день наблюдаем, как интересы бизнеса преобладают над интересами простых рабочих. Выражается это и в выдавливании людей с завода (якобы не сокращение), и принуждении к подработке, оплачиваемой уж точно не по двойному тарифу и много еще в чем. Как будто работодатель думает: а давайте еще вот это попробуем, авось, проглотят…

Кто-то наблюдает за экспериментами начальства пассивно, проявляя свои эмоции лишь на кухне. Кто-то понимает, что своей пассивностью создает руководству удобную возможность для продолжения опытов, и потому объединяется в независимые профсоюзы. Но таких меньшинство. А потому на АВТОВАЗе с молчаливого согласия и официального профсоюза, и сотрудников работодатель всерьез задумывается о введении 10-часовых рабочих смен, исключающих оплату сверхурочных и нарушающих нормальный режим труда и отдыха.

Откуда ноги растут

В этом году в течение лета 10-часовые смены были введены на производстве ПСМА (Пежо-Ситроен-Мицубиси) близ Калуги. Для того, чтобы не было превышения нормы часов, менеджмент установил суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом в три месяца – июнь, июль, август. И с начала июня рабочих отправили в отпуск на три недели. А после этого, в разгар лета, когда температура держалась на отметке 30 градусов, вывели людей на 10 часов в день.

Таким образом, рабочим пришлось буквально жить на заводе (для офисных служащих подобный график не вводился). Ведь многие добираются на работу больше часа. Прибавим час на обед. Итого минимум 13 часов для работы и оставшиеся 11 – на сон, семью и прочие потребности нормального человека. О каком качестве автомобилей может идти речь, если работники просто не успевают восстановиться?! Личной жизни тоже, получается, не должно быть. Приехал домой, зашел по дороге в магазин за продуктами, приготовил еду, поел, поспал. Все! Времени на воспитание детей среди недели не остается. Никаких надбавок к зарплате с таким графиком тоже не предусмотрено. А зарплата рабочего на ПСМА – около 20 000 рублей. Для чего руководством предприятия принималось решение о 10-часовой смене? Конечно же, для максимальной экономии всех ресурсов: транспорт, питание, электричество, вода и др. Но за счет чего? За счет здоровья сотрудников. И не только здоровья. Какими вырастут дети в семьях, где родители вкалывают от зари до заката за гроши?! Что могут дать родители своим детям при таком образе жизни?!

Молчанье ягнят

Активисты независимого от начальства профсоюза организовали обращения в Госинспекцию по труду и прокуратуру. Юристы составили исковые заявления с требованием отменить суммированный учет рабочего времени и передали на рассмотрение в суд. Бюрократическое колесо тяжело, со скрипом, стронулось с места.

Руководство вело себя спокойно. На возмущенные голоса рабочих был лишь один циничный ответ: такой режим навсегда, ничего меняться не будет. Судебное заседание переносилось три раза. Последнее состоялось 31 августа. Было представлено предостережение Роспотребнадзора руководству ПСМА «…о недопустимости нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства». Суд занял сторону работодателя. Главным доводом работодателя в суде было то, что открытое недовольство выразили работники меньшей части завода.

Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Если рабочие АВТОВАЗА не будут сообща отстаивать свои права, то работодатель и дальше будет оптимизировать численность персонала, закручивать гайки, увеличивая нагрузку без соответствующего повышения зарплаты. Заставлять работать с нарушением технических процессов, внутренних правил, российского законодательства, наконец, и при этом делать рабочих виноватыми в невыполнении плана или в увеличении брака.

Своя рука – владыка

Сейчас на АВТОВАЗе в связи с ростом продаж рабочие выходят в выходные, остаются после смены или приходят часа за два до ее начала. (К чему это приводит «Тольяттинский Навигатор» писал в прошлом номере в статье «Убийственный график в действии».) То есть завод работает, автомобили продаются, прибыль есть. «Тольяттинский Навигатор» также писал в одном из прошлых номеров, что глава Ростеха даже обмолвился о возможной выплате дивидендов по итогам 2017 года.

Президент Николя Мор вообще воодушевился и согласно отчету за девять месяцев 2017 года увеличил зарплату руководству тольяттинского предприятия. На зарплату членам правления АВТОВАЗа за январь-сентябрь 2017 года потратили 211,8 миллионов рублей против 164,4 миллионов за аналогичный период 2016-го, сообщают коллеги из «Площади свободы». На премии «эффективным менеджерам» ушло 106 миллионов (было 3,5). Средняя ежемесячная зарплата каждого из 13 членов правления выросла более чем в два раза – с 1 345 000 до 2 700 000 миллионов рублей. Таким образом, увеличение затрат на выплаты руководству АВТОВАЗа составило 16 700 000 рублей в месяц. Больше всего доходы увеличились у г-на Мора как члена совета директоров и члена правления. А чего вы ожидали? Своя рука – владыка.

Отчего растёт зарплата?

Что же нужно сделать рабочим, чтобы получать достойную зарплату? Может быть, лучше работать? В смысле, еще больше? Однако во Франции среднестатистическая рабочая неделя составляет 35 часов, то есть семь часов в день. В Ирландии – 35,3 часа, в Германии – 38 часов, Норвегии – 39 часов, в Болгарии, Эстонии, Италии, Польше, Португалии, Румынии работают, как и в России, 40 часов в неделю. Чуть больше, чем у нас, работают, в Греции, Австрии, Израиле – 43 часа. Великобритания в среднем трудится 43,7 часа в неделю, Аргентина – 44 часа, Мексика, Перу, Индия, Колумбия, Непал, Таиланд – 48 часов. Япония – 50 часов.

С точки зрения менеджмента, высокая производительность труда и высокая загрузка предприятия никак не влияют на рост заработной платы рабочих. Например, в том же концерне ПСМА много заводов, где степень загрузки и производительности труда намного выше, чем в Калуге, а вот зарплаты гораздо ниже или на уровне калужских. Значит, чтобы больше получать, больше работать не обязательно. А что же нужно делать? Кроме того, что предприятие должно показывать стабильную прибыль, в нем должен действовать многочисленный профсоюз, способный заявлять и отстаивать права рабочих на свою долю полученной прибыли. Как правило, чем выше степень организации работников, тем выше их уровень благосостояния. И наоборот: работники имеют низкий уровень доходов на тех предприятиях, где профсоюзы малочисленны и молчаливы.

Почувствуй разницу

Например, на заводе Volkswagen в Вольфсбурге зарплата – порядка 4 тысяч евро (почти 280 тысяч рублей) и число рабочих, входящих в профсоюз, переваливает за 98%. Это и есть тот самый коллектив, который руководство вынуждено признавать своим равноправным партнёром. На заводах в Китае, Индии и некоторых заводах Восточной Европы, Мексике и т.д. люди нередко работают не менее интенсивно, а ситуация с зарплатой не так радужна, как Вольфсбурге, – там нет сильных профсоюзов, а значит – нет коллектива, который отстаивает свои законные права. И, несмотря на то, что их предприятия показывают стабильную прибыль, а производительность труда оченьвысока, работодатель не спешит повышать работникам зарплату. Да и зачем? Ведь его к этому никто не в силах принудить. А рабочий, в отличие от Николя Мора, не может поднимать свою зарплату одним только указом.

Вот потому так привлекательны страны третьего мира для европейских и американских капиталистов, привыкших, что в колониальных странах люди готовы работать буквально за еду. Дешевизна рабочей силы обуславливается также отсутствием государственных законов, регламентирующих стоимость этой самой рабочей силы. Например, в России не прописано на законодательном уровне, сколько стоит в среднем час работы дворника, сварщика, библиотекаря, доктора наук или директора завода. У нас есть только минимальный размер оплаты труда – 7 800 рублей в месяц. С 2015 года введен он и в Германии. По данным за 2016 год, минимальная зарплата там равняется 1 414 евро или почти 100 000 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Комментарий

Сергей Егоров, заместитель председателя профкома межрегионального независимого профсоюза «МОЛОТ»:

– Олигархи перешли в наступление на трудовые права граждан. Сначала они уволили огромное количество работников завода и искусственно создали такую ситуацию, когда работать стало некому. При этом загрузка рабочих осталась прежней, а растущие цены и инфляция обесценили не индексируемую должным образом зарплату. Рабочим стало денег не хватать. Тут-то и стали предлагать сверхурочные. Специально, как возможность подработать. Люди, которым надо платить за кредиты и кормить семью, конечно, стали хвататься за эти сверхурочные. Остался последний шаг, когда вазовцам эти сверхурочные с их молчаливого согласия сделают нормой. Вот тогда-то люди взвоют и пойдут жаловаться. А юристы ВАЗа скажут: это рабочие сами просили 10-часовой рабочий день…

Я обращаюсь к вазовцам: друзья, товарищи, вместо того чтобы требовать сверхурочку, требуйте повышение зарплаты!

собирают новые автомобили девушки сборщицы

фото: www.scoopnest.com

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 31 (456), 11 декабря 2017 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07