Авторынок начал оживать: 53% опрошенных не отказались от покупки автомобиля

    собирает автомобиль на автовазе
    фото: ВА-Волжский Автостроитель

    Автомобильный рынок стал одним из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса и введенных ограничительных мер.

    Их влияние не обошло и АВТОВАЗ: в конце марта завод и его дилерская сеть ушли на выходные, а сами автомобили не были внесены в перечень товаров первой необходимости. Сегодня сфера производства и реализации потихоньку приходит в себя. Как считают эксперты, для подъема уровня продаж автомобилей до прежнего необходимо стимулирование спроса.

    Игра по новым правилам

    Как отмечают в аналитическом агентстве АВТОСТАТ, объем рынка новых легковых автомобилей в стране в апреле уменьшился на 66,1% по сравнению с мартом и составил 54,5 тыс. единиц. Это связано с тем, что дилерские центры автопроизводителей, в том числе и АО «АВТОВАЗ», были закрыты как минимум в течение первого месяца самоизоляции.

    Как мы ранее сообщали, 25 марта вышел Указ Президента РФ Владимира Путина «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». С 30 марта по 3 апреля 2020 года были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Его действие не распространялось на работников ряда организаций, в том числе непрерывно действующих, медицинских и аптечных организаций, а также тех, что обеспечивают население продуктами питания и товарами первой необходимости.

    Нерабочие дни коснулись и АВТОВАЗа, а именно тех работников, которые не заняты в непрерывных производственных процессах, антитеррористической защите, промышленной и транспортной безопасности.

    Позже вышел новый Указ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым нерабочие дни установлены по 30 апреля.

    Регионам было дано право принимать меры, в том числе по списку действующих организаций в регионе, в связи с эпидемиологической обстановкой и дальнейшим развитием ситуации. Таким образом, для работников тольяттинского автозавода нерабочие дни завершились 4 апреля — в соответствии с постановлением регионального правительства АВТОВАЗ как системообразующее предприятие смог продолжить работу. Но в полной мере сборочные линии производств в Тольятти и Ижевске возобновили свою работу только 13 апреля.

    Несмотря на оживление производства, дилерские центры завода в ряде регионов, в том числе и в Самарской области, оставались закрытыми для посетителей. Это не могло не сказаться на продажах российского автогиганта — в апреле было реализовано 10 055 автомобилей LADA.

    Топ-3 наиболее популярных LADA возглавили модели семейства Granta — их было продано 3058 штук. На втором месте по популярности — семейство Vesta. В апреле было реализовано 2913 автомобилей LADA Vesta. Третье место заняли пассажирские версии семейства Largus — 1286 автомобилей.

    Результат апреля оказался втрое меньше, чем компания реализовала в марте — 32 808. Но нельзя не отметить, что эти продажи дилеры завода продемонстрировали за полмесяца работы и во многом благодаря дистанционным продажам — с 15 апреля АВТОВАЗ внедрил систему онлайн-заказов.

    «В эти непростые времена мы должны развивать новые каналы сбыта и способы коммуникации с клиентами. На данный момент наши дилеры открыты в каждом городе, где это разрешено, при строгом соблюдении всех необходимых мер санитарной безопасности, — прокомментировал апрельские продажи исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АО «АВТОВАЗ» Оливье Морне. — Учитывая длительный период ограничений, в апреле мы также успешно запустили онлайн-систему покупки наших автомобилей. Эти два фактора, помимо качества текущего клиентского предложения, высокого профессионализма и оперативности дилеров LADA, позволили нам повысить привлекательность бренда LADA и показать достаточно хороший для текущих обстоятельств уровень продаж».

    По итогам мая наметилась положительная динамика — уровень продаж тольяттинского завода оказался на 65% больше, чем в апреле. Как сообщает пресс-центр предприятия, в мае было продано 16 663 легковых и легких коммерческих автомобиля. В тройку самых популярных моделей по-прежнему вошли Granta, Vesta и Largus.

    18 апреля вышло постановление правительства РФ, которым сфера реализации автомобилей была внесена в список пострадавших отраслей экономики.

    С 1 июня возобновила работу дилерская сеть АВТОВАЗа, которая насчитывает более 300 официальных салонов по всей стране. Как отметили в пресс-центре завода, салоны работают с соблюдением все необходимых санитарных требований для обеспечения безопасности клиентов и сотрудников.

    Простимулировать спрос на автомобили и оживить российский авторынок на федеральном уровне решили с помощью новых госпрограмм. Так, наряду с действующими программами «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с начала июня добавились трейд-ин автомобиля старше 6 лет и продажа автомобилей сотрудникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения.

    Как считает кандидат экономических наук Сергей Пичкуров, господдержку в этом направлении необходимо наращивать. «АВТОВАЗ не будет делать автомобили впрок, чтобы они пылились на складах. Сегодня на 100 человек приходится 30 автомобилей, и можно говорить, что в каждой семье есть средство передвижения. Большинство людей сейчас находятся в режиме ожидания — все ждут развития событий, опасаясь делать крупные покупки. Поэтому для повышения уровня продаж автопрому необходимо прямое стимулирование спроса», — утверждает эксперт.

    Меньше кредитов

    Нестабильной все это время была ситуация и в сфере автокредитования. Если по итогам первого квартала показатели увеличились на 13% по сравнению с прошлым годом, то с введением ограничительных мер рынок серьезно «просел» как в нашем регионе, так и по всей стране. По информации Национального бюро кредитных историй, за апрель в Самарской области банки выдали всего 641 кредит на покупку автомобиля, что на 77,1% меньше, чем в марте — тогда было выдано 2802 кредита. В целом по России этот показатель в апреле снизился на 80,8%. Эксперты сравнивают это падение с «кризисным» январем 2015 года, когда выдача автокредитов упала на 84,3%.

    Помимо числа выданных кредитов, в апреле снизился и средний размер автокредита — в нашем регионе он составил почти 635 тысяч рублей, что на 12,2% ниже, чем в марте — тогда банки в среднем выдавали чуть более 723 тысяч.

    «В период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадал именно сегмент выдачи автокредитов, — полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось. По мере отмены карантинных мероприятий ситуация будет улучшаться, но на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро».

    Потенциал для «вторички»

    После серьезного апрельского затишья российский авторынок в мае начал понемногу оживать. По данным сервиса реализации новых и подержанных автомобилей MaxPoster, в регионах продажи выросли на 73% по сравнению с месяцем ранее.

    Как утверждают аналитики сервиса «Авито Авто», в условиях пандемии и ослабления курса рубля 53% опрошенных не отказались от планов по покупке автомобиля, в том числе и подержанного. Это отчасти может объясняться переориентацией спроса на вторичный рынок из-за падения доходов и желанием людей вложить средства в транспортные активы.

    На вторичном авторынке Самарской области сегодня лидируют автомобили отечественных производителей: в Тольятти на них приходится 60% общего спроса, в Самаре — 36%. Стоимость подержанных автомобилей российских брендов в областной столице выше, чем по стране, и составляет 247 тысяч рублей. Эксперты утверждают, что это может дать новый импульс развитию продаж отечественных авто — благодаря демократичной цене и недорогому обслуживанию по завершении пандемии автомобили LADA могут отвоевать у иномарок еще большую долю рынка «вторички».

    «Безусловно, введение режима самоизоляции поставило автодилеров в непростые условия и стало настоящим испытанием для их бизнеса. Однако уже сейчас мы видим, как рынок возвращается к докризисному уровню. После полного снятия режима самоизоляции вероятен еще более резкий рост числа сделок на авторынке. Люди, отложившие покупку автомобиля из-за карантина, вернутся к своим планам, и отложенный спрос превратится в реальный», — отмечает руководитель категории «Авито Автомобили» Кирилл Вотяков.

    Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства АВТОСТАТ:

    — Пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры негативно сказались на работе автодилеров, что, в свою очередь, не могло не повлиять и на автокредитование. Россияне в апреле купили новых автомобилей втрое меньше, чем в марте, автокредитов выдали в пять раз меньше. При этом в зависимости от региона ситуация отличается.

    Оригинал статьи опубликован в газете «Волжская коммуна»