Автомобильное приключение тольяттинцев

Впечатления тольяттинцев от автопробега по Скандинавии.

Во второй серии новой рубрики «На колесах» автор «ПН» хочет разбавить послевкусие от предыдущей истории. Итак, на смену антисанитарии Ближнего Востока и Индокитая приходит нарочитая чистота и ухоженность скандинавских стран. В июле этого года тольяттинец Дмитрий Чистяков, взяв с собой семью и друзей, устроил заезд по Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании, потратив на все про все три недели и 200 тыс. рублей. Мы слово в слово записали подробности его автомобильного приключения.

Безумный автопробег, который совершил наш земляк

Минимум документов

Идея об автомобильном вояже по Европе родилась в головах Дмитрия и его друзей давно. За его плечами уже был богатый опыт поездок на отечественные морские курорты, которые продемонстрировали все плюсы путешествий на личном автотранспорте. А во время заграничных путешествий Дмитрий понял, что легче взять автомобиль напрокат и осмотреть кучу достопримечательностей самостоятельно, чем тратить время в медленных и скучных экскурсиях. Вывод напрашивался сам собой: в Европу изначально нужно ехать на машине!

Собрав группу единомышленников, в которую входили жена с двумя детьми, а также семья друзей (также с двумя детьми), они приступили к составлению плана маршрута. Этот процесс занял у путешественников почти полгода.

«Классическая старая Европа никого особо не интересовала, равно как и жаркие страны. Зато всем хотелось посетить загадочную Скандинавию. Мы очень тщательно подходили к составлению маршрута и выбору жилья. Очевидно, что жить в обычных гостиницах с маленькими детьми не слишком удобно, поэтому предпочтение отдавалось гостевым коттеджам и кемпингам. Важно было, чтобы эти точки находились по возможности близко от интересных мест и достопримечательностей. Но если останавливаться рядом, например, с Осло очень дорого, то мы бронировали дома в 30–50 километрах от города. Благо формат автомобильного путешествия позволяет подбирать места подешевле и потише».

Определившись с направлением, Дмитрий занялся оформлением документов. Он подготовил уйму бумаг для Самарского визового центра, включая справки о доходах, поручительства на детей, гарантирующие заботу родителей о них и прочую «макулатуру». Как оказалось, все это было ни к чему: получение финской шенгенской визы требует минимума усилий и документов. Европейскую страховку на автомобиль, так называемую green card, путешественники приобрели в одном из многочисленных «ларьков» рядом с пограничным КПП в Выборге. Как только в паспортах появились заветные наклейки, ребята стали готовится в дорогу.

«Весь путь занимал более 8 тыс. километров. Честно говоря, каких-то особых приготовлений к поездке с технической точки зрения не было. В пробеге участвовало две машины: KIA Rio и LADA Vesta. Мы просто загнали их на СТО и попросили досконально проверить и подтянуть гайки. Я решил так: если машина не ломается на протяжении восьми или даже 15 тыс. километров пробега по городу, то почему она должна поломаться на трассе? Поэтому, кроме насоса и домкрата, я для успокоения совести кинул в багажник лишь набор ключей. Вот и все приготовления».

Космический Питер

Самый тяжелый отрезок путешествия – первые два дня по дорогам России. М5 переживает глобальную реконструкцию, и потому до Московской области колонна пилигримов двигалась очень медленно. Наконец на горизонте замаячила Первопрестольная. Ребята решили, что останавливаться в самой столице невыгодно и неудобно, поэтому ночлег искали на окраинах, в Щелково и Бирюлево.

«Позже за те деньги, что в Подмосковье просили за пять часов сна в ущербной комнатке, мы снимали за границей очень приличное жилье. А тут – отсутствие горячей воды и посуды, пугающие дворы и подъезды, странный персонал и просто крайне неуютная обстановка». Добираться до Питера было уже проще: дороги относительно свободные и широкие, на обочинах больше мест для отдыха. Новая обводная дорога Северной столицы восхитила путешественника.

«Я всем советую хотя бы раз проехаться по этой платной дороге, даже если вам туда не надо. Это просто космос какой-то! Шесть, а местами больше полос «летят» над центром города, разрешенная скорость – 110. Но главное, какой вид открывается оттуда: справа – «летающая тарелка» «Зенит-Арены», слева – новые небоскребы и крыши Питера, а вдалеке из тумана, словно из облаков, выплывают многоэтажные балтийские паромы. Дух захватывает! При этом стоимость проезда невысокая».

Дорога Санкт-Петербурга

Мы со своим

Ближе к Питеру путешественники почувствовали заметные изменения в природе: появились хвойные деревья, а обычные покрылись северным мхом. Казалось, отойди от трассы пару десятков метров и обязательно наткнешься на сказочного оленя.

Процесс перехода границы занимает не больше часа. Пограничники – что наши, что финские – бегло осматривают багажник и быстро оформляют документы. 40 минут – и ты в Финляндии.

«Нам показалось, что они заглядывали лишь для того, чтобы удостовериться, что мы не везем в багажнике нелегальных эмигрантов. Вот спрячь мы в машине контрабандный алкоголь или пакетик с запрещенным препаратом – не нашли бы. Пограничных собак мы тоже не заметили».

Разницу между дорогами «у них» и «у нас» Дмитрий ощутил с первой секунды пребывания на финской земле. Путешественников очаровала не столько гладкость асфальта, сколько чистота и ухоженность проезжей части.

«Представляете, вдоль обочины катаются специальные машины, отсыпающие границу асфальта и земли мелкой галькой, задерживающей грязь. Большинство дорог трехполосные, где средняя полоса реверсивная, и у тебя всегда есть место для обгона фуры. Через каждые три-четыре километра небольшие автостоянки со столами, беседками, туалетом. И везде такая чистота…

Совершенно обалдевшие от местной аккуратности и природы тольяттинцы наконец докатились до первого зарубежного привала в городе Лапинъярви. Там ребята поселились в просторном коттедже, который стоил примерно 25 тыс. рублей за трое суток. За эти деньги Дмитрий с домочадцами получили двухэтажный коттедж, вид на живописную речку и доступ к многочисленным благам местного отельного сектора: грильхаус и баню.

«Там у этих странных людей вот что интересно. Рядом с коттеджем речка: пожалуйста, бери лодку и катайся или даже рыбачь. Все входит в стоимость. Или вот детская площадка с батутом и качелями: не стесняйтесь, все включено. То же и с барбекю и мангалами – покупай мясо в магазине и хоть ужарься. Даже баня и та включена в цену. Но при этом постельное белье оплачивается отдельно – €10–15 за комплект! А это, согласитесь, серьезный убыток при каждом заселении. К счастью, мы узнали об этом из форумов еще до отправления, а потому на вопрос хозяев «Белье брать будете?» демонстрировали собственные постельные принадлежности».

Национальное достояние

Не секрет, что Скандинавия – это, пожалуй, самое дорогое туристическое направление. Поэтому наши герои почти не посещали рестораны и бары. Хотя дело не только в экономии – с детьми особо не разгуляешься. Обедали в кафе, а полноценные завтраки и ужины готовили сами. В Скандинавии много супермаркетов с доступными ценами на продукты, и ребята вовсю пользовались кухней коттеджа и уличным барбекю, которое гостеприимные хозяева всегда обеспечивали топливом.

Несколько дней путешественники использовали арендуемый коттедж как базу, откуда катались по всему региону. Они посетили Осло, где их чуть не заклевали огромные местные чайки, прокатились в музей военной техники и побывали в городе Котка.

«Тольяттинский технический музей, конечно, больше, зато у финнов много военной техники побывавшей в настоящих боях Зимней войны (Финской кампании) и Второй мировой: мол, этот КВ-1 был подбит и захвачен в таком-то году, отремонтирован в таком-то и снова брошен в бой уже против РККА, потом опять подбит, отреставрирован и теперь вот тут… Все расписано по почти дням. Есть даже американская техника, типа которая была поставлена Советам американцами по лендлизу и в последствии захвачена финнами.

Финны с большим уважением относятся к нам даже после того, как относительно малой кровью практически сломили сопротивление РККА во время Зимней войны.

В городе Котка проходил, пожалуй, самый важный для горожан праздник – ежегодная регата и выставка парусных судов. Так вот туда, помимо сотен судов со всего мира, прибыли наши «Крузенштерн» и «Седов». Это такие гигантские красавцы, на фоне которых прочие парусники выглядели бледно. Кроме того, если на иностранные суда никого не пускали, то наши парни-моряки проводили экскурсии и вообще являли собой эталон гостеприимства. Меня в тот день от гордости за отечество просто распирало!»

Мельницы и LegoLand

Однако пора было двигаться дальше. В Турку путешественники загрузились на паром, который за ночь и €150 на семью перевез их в Стокгольм.
«Скандинавы тащат алкоголь из корабельного Duty Free огромными тележками. Все-таки быть алкоголиком в этих краях накладно», – замечает Дмитрий.

Вновь оказавшись на суше, наши герои выбирали для движения второстепенные дороги, где мало заправок, зато совсем нет транспорта и открываются наиболее живописные виды. По дороге в Лонсбоду посетили два интересных города: Норчепинг и Линчепинг. Увидеть в черте промышленного города реку, гремящие водопады меж стен зданий, ручей в утками и гусями на берегах – это впечатляет. На следующий день посетили прекрасный город Мальме. Дмитрий со товарищи старались увидеть как можно больше достопримечательностей Швеции, но, к сожалению, времени на знакомство со Стокгольмом почти не было – их ждали датский LegoLand и паром в Норвегию.

красивый вид в лесу

В Данию ребята ехали по одному из самых длинных морских мостов. Он тянется от горизонта до горизонта, а в какой-то момент ныряет под воду, превращаясь в морской тоннель. Безумно красиво, но эта красота стоит около 6 тыс. рублей за проезд в одну сторону. На другом берегу путешественники переночевали в кемпинге и выдвинулись в город Биллунд, где расположился LegoLand.

«Ну, что сказать, LegoLand – это круто, но только для детей. Там, конечно, красиво и познавательно, однако взрослому быстро наскучит. К тому же очереди на аттракционы такие длинные, что ожидание занимает большую часть времени. Семейный билет в парк стоил €189. Но еще в России на нидерландском сайте агрегатора скидок Groupon мы нашли эти билеты за 50%. Боялись, что скидочные купоны не проканают. Проканали!

Тем не менее Данию мы не оценили. Вроде бы и красиво, и ухоженно, и мельницы эти ветряные на каждом шагу. Но, если честно, не придумали в этот раз ничего, кроме как сходить в LegoLand».

Славься, Норвегия

В датском Хиртсхальсе путешественники загрузились на очередное судно. Паром оказался буквально «реактивным» и отвез ребят в норвежский Кристиансанн всего за три часа. Норвежская природа и пейзажи потрясли тольяттинцев. Дорога до города Ховет, который путешественники выбрали в качестве опорной базы, пролегала вдоль величественных фьордов и сквозь потрясающие горные тоннели.

«Это что-то невообразимое, – вспоминает Дмитрий. – Многокилометровые тоннели, серпантины, серпантинные тоннели внутри горы. Кстати, за одну поездку протяженностью около 250 км мы насчитали 58 туннелей, самый длинный – больше 11 км! А какие виды! Норвегия, бесспорно, одна из самых красивых стран планеты. Любая деревушка около фьорда заслуживает быть увековеченной на картине. А сколько за эти дни было встречено автомобилей Tesla! Бывает, останавливаешься на заправке в ущелье в деревушке из двух домов, одна бензоколонка, магазинчик и …восемь зарядных станций, причем около каждой заряжается Tesla!»

Ребята сняли коттедж у горной речки и уже оттуда совершали «туристические набеги» на окрестные достопримечательности – фьорды и города. Возвращаясь, Дмитрий даже пытался рыбачить, но ничего не поймал: «Как я понял, у них есть платные места для рыбалки и бесплатные. Бесплатные, соответственно, без рыбы, хотя местные мне пытались доказать обратное».

природа Норвегии

За все путешествие ребята не встретили ни одного полицейского, а три штрафа за превышение скоростного режима пришли от нашей ГИБДД. Скандинавские же камеры не заметить невозможно – о приближении к ним предупреждают сразу несколько знаков. Уже на обратном пути тольяттинцы поняли, что изрядную долю маршрута преодолели по платным дорогам. Чтобы пользоваться ими, нужна специальная карта, которой у Дмитрия не было, но их никто за это не наказал.

С учетом топлива, которое в Скандинавии стоит от €1,4, продуктов, платных дорог, билетов и аренды жилья путешествие обошлось Дмитрию Чистякову почти в 200 тыс. рублей. По его мнению, это совсем невысокая цена за пребывание в Скандинавии семьи из четырех человек. А те впечатления, которые они привезли обратно, и вовсе бесценны.

«Конечно, после пересечения границы у нас началась депрессия. Черт возьми, в России просто негде поесть у дороги: стоянки заставлены фурами и завалены мусором. Спасались тем, что перекусывали на заправках. После путешествия я решил, что обязательно повторю что-то подобное как можно скорее. Но вот трассу М5 я постараюсь не использовать».

Схема проезда на автомобиле

фото: ПН

 

фото: из открытых источников